Воскресенье, 19 Мая, 2024
Железногорск, Красноярский край

Скрестили пальцы и вот

22 октября 2014 / Экономика / 0
Российский спутник связи «Экспресс-АМ6», созданный в Железногорске по заказу предприятия «Космическая связь», был запущен во вторник, 22 октября, с помощью ракеты-носителя «Протон-М» и разгонного блока «Бриз-М» с космодрома Байконур и вышел на расчетную орбиту. Сеанс связи с космическим аппаратом показал: его механические системы раскрылись штатно, спутник сориентирован на Солнце.

О предстоящем старте широкую железногорскую общественность известил со сцены Дворца культуры депутат городского Совета и зам генерального директора ИСС по управлению персоналом Сергей Кукушкин - на первом полуфинале «КВН на Енисее». Сергей Геннадьевич предложил всем скрестить пальцы в 23.09 - на это время был назначен старт. Суеверие? Но предыдущий спутник «Экспресс-АМ4Р» 16 мая сгорел вместе с таким же «Протоном». Причиной майской аварии стало элементарное разрушение подшипника в двигателе третьей ступени ракеты.

Надо ли уточнять, с каким напряжением следили за новостями с Байконура все, кто причастен? И шестой в этом году запуск с использованием «Протона» второй после майской аварии получился. Предыдущий, тоже успешный, состоялся 28 сентября - на орбиту был выведен российский спутник-ретранслятор «Луч».

То есть заработало, получается? Но вот читаешь выборку новостей про наш супертяжелый «Экспресс» - и как-то сама собой гаснет эйфория по поводу успешного запуска. Ну да, не Гагарин полетел, но почему же так однообразно скучны и перегружены технической терминологией похожие, как близнецы, сообщения об успешном старте этого злополучного «Протона» с нашим спутником? Помните, как 12 апреля 1961 года ликовала страна в едином порыве: ведь наши в космосе! А за четыре года до этого весь СССР зачарованно часами (!) слушал «бип-бип» первого советского спутника. Ни слов, ни картинки, просто «бип-бип» - но как слушали и как гордились!

Понятно, что освоение околоземного пространства давным-давно стало рутиной и в подметки не годится Эболе или похождениям Джигурды либо Волочковой. Но почему про несомненный успех наших умнейших инженеров и конструкторов стало нормой писать именно и только так, как это сделали, например, глубокоуважаемые РИА-Новости:«Стволы С-диапазона имеют полосу пропускания 40 мегагерц и расположены с шагом 50 мегагерц. Используется поляризационное уплотнение стволов с круговой поляризацией. Луч F1 будет направлен на европейскую часть России и на Западную Сибирь, в то время как луч F2 будет обслуживать Африку».

Это для кого написали? Для технарей? Так они и так про это знают - раз, а во-вторых, РИА-Новости (как, впрочем, и остальные новостные порталы) разве исключительно на целевую инженерную аудиторию работают?! Ну не станет радоваться очередному успеху отечественной космонавтики учительница физкультуры из Липецка, узнав нечаянно, что на запущенном в космос «Экспрессе», оказывается, имеется целых 12 транспондеров Ka-диапазона и всего два транспондера L-диапазона. И парикмахерша из Вологды не станет читать новость про то, что для спутника «Экспресс-АМ6» пока планируется сохранить технологию прямой ретрансляции в сочетании с коммутацией сигналов между лучами с использованием трех шлюзов, связанных между собой по наземным линиям. И точно никакой гордости от этого не испытает.

Что это, как не этакий высокотехнологичный снобизм? Мол, богу богово, а слесарю, извините, слесарево? Но как же национальная гордость великороссов-то? Ведь сами своими словами регулярно хороним великолепную общенациональную идею, попутно и безуспешно отыскивая ей какую-то замену.

При этом только в случае с запущенным во вторник железногорским спутником - масса поводов для гордости. Он вновь создан в кооперации с зарубежными партнерами, которым, получается, оказалось в данном случае выгоднее чихать на все антироссийские санкции. Тяжелая платформа, на которую установлена вся полезная нагрузка спутника, разработана в Железногорске. Как и некий ксеноновый бак высокого давления, которому предстоит космический дебют: ксенона для двигателей собственной коррекции в нем больше, значит, прочней гарантия 15-летнего существования спутника на орбите.

Кроме того, эти собственные двигатели спутников от нашей космической фирмы позволяют выводить на орбиту такие тяжелые космические аппараты, которые не под силу ракете-носителю.

Глядишь, и все россияне, а не только в Железногорске на КВНе, начнут скрещивать пальчики при очередном космическом старте.
 
Татьяна ДОСТАВАЛОВА
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения