Понедельник, 06 Мая, 2024
Железногорск, Красноярский край

На ГХК впервые побывала японская делегация

10 июня 2014 / Экономика / 0
В пресс-службе комбината, правда, уточнили - до настоящего момента представители Cтраны восходящего солнца снимали фильм о комбинате, а вот 6 июня, да, побывали настоящие атомщики.

Господин Такуя Хаттори сегодня президент Японского форума атомной промышленности, а когда-то, очень давно, был директором печально знаменитой «Фукусимы». По крайней мере, об этом выдал ссылку интернет. Что такое «японский промышленный форум»: то ли общественная организация, то ли аналог Росатома? Оказалось, действительно, некоммерческая ассоциация японских промышленников, объединяющая более 400 атомных предприятий. Такая серединка на половинку, вроде бы, по влиянию.

О самом японце представление кое-какое сложилось до встречи, опять же благодаря интернету. Безусловно, приверженец атомной энергетики. «Я считаю, что когда мы говорим об атомной энергетике, важно понимать ее роль в качестве стабильного источника энергоснабжения. И основополагающая тенденция на мировом рынке (после аварии на АЭС «Фукусима») не изменилась» - заявил он в своем интервью на Атомэкспо-2012. И далее: «Общая тенденция заключается в том, что власти (Японии) уже объявили о планах сократить зависимость от ядерной энергии. Но на сколько и за счет чего? Ранее доля атомной энергетики составляла около 30% в общем производстве электроэнергии в Японии. К сожалению, широкие слои населения в нашей стране потеряли доверие к мирному атому, сейчас самый важный вопрос в стране - как восстановить это доверие».

Видимо, в этом же докладе было сказано еще что-то такое, что не цитировали официальные СМИ, но рассказал один из участников международного форума «Атомэкспо-2012» Владимир Асмолов (эколог?) на сайте «Меченый атом», что еще раз подтвердило – наш японец пользуется уважением по обе стороны баррикад: и тех, кто за атомную энергетику, и тех, кто против. «Хаттори перечислил в своем докладе главные, с его точки зрения, моменты, проявившиеся при аварии на Фукусиме, - рассказал Асмолов. - Во-первых, это серьезные недостатки управления, которые были сверху донизу в Японии. Он напомнил также, что проекты блоков не менялись десятилетиями, не было серьезных улучшений в части безопасности. Доклад Хаттори был четким и структурированным, как всегда. Он человек прямой, открытый...»
 

В общем, к журналистам в музее ГХК он такой и вышел - прямой и открытый, не совсем похожий на традиционно учтивых своих сограждан. Высокий для японца, какой-то даже строгий. За 10 минут брифинга журналисты задали ему стандартные вопросы - какова цель визита на ГХК? будущее атомной энергетики Японии? почему приехал именно в Железногорск? (и еще какие-то странновитые вопросы от краевых телекомпаний, которые меня всегда пугают своей дремучестью - авт.) – и получили такие же стандартные ответы. «Я намерен по возвращении в Японию представить все, что я здесь увидел, и обсудить, – резюмируя, сказал Хаттори. - И после того люди, ответственные за принятие решений, будут их принимать. Главной проблемой в мире сейчас является обращение с ОЯТ, и мы приехали посмотреть, насколько эффективно это происходит на ГХК. Видим, насколько верные технологические решения вы применили здесь у себя на площадке».

Тут же выяснилось, что Хаттори на ГХК побывал не везде - только на «мокром» и «сухом» хранилищах. («Я увидел самые прогрессивные технологии, и я был впечатлен»). То, что касается всего остального ГХК, то здесь как раз проявилась та самая японская учтивость: «Больше всего я поражен подземными сооружениями комбината, - ответил Такуя Хаттори, - …благодаря музею предприятия, где воссоздана часть уникального оборудования и сооружений. Вот это, пожалуй, меня больше всего впечатлило...»

До брифинга японский гость не успел познакомиться с городом и краем. Слишком плотный график. Потом генеральный директор ГХК Петр Гаврилов в Фейсбуке напишет, что переговоры и поездки совместно с японской делегацией тогда длились 17 часов. На момент написания статьи официального пресс-релиза «чего достигли стороны и о чем договорились» еще не было, поэтому можно опираться лишь на слова Хаттори, сказанные им с намеком два года назад: «Я считаю, что всеми уроками, которые мы выучили, надо делиться, и это самое важное. Я понимаю, что все страны разные, и вопрос в том, как гармонизировать опыт всех стран в атомной энергетике».
 
То, что у ГХК есть чему поучиться, даже японским спецам, безусловно. Гость признался, что специально выбрал Железногорск (ГХК) последней точкой визита перед новым форумом Атомэкспо-2014. Потому что здесь «всё, вся законченная информация» - так и перевели, между прочим.
 

Конечно, у президента Японского форума атомной промышленности была и культурная программа. Показали наши красоты: краеведческий музей, вид на Красноярск с часовни, площадку «Царь-рыба», ГЭС, набережную в Красноярске. Кроме этого, побывал гость и на тренировке железногорской секции кендо. «Как потомок самурая г-н Хаттори сразу определил лучшего спортсмена (в беседе после тренировки выяснилось, что он член сборной России)» - написал в Фейсбуке Гаврилов. Да, с Кириллом Минченковым, тем самым, лучшим, задушевная получилась беседа!
 
В разговоре выяснились и другие подробности – что сам Хаттори в студенческие годы увлекался кендо, даже побеждал, а сейчас в курсе всех чемпионатов и последних новостей японского фехтования, и лучший друг у него, кстати, француз, тоже кендоист – кеси (статус выше сенсея).
 
Елена ГЛАЗУНОВА
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения