Воскресенье, 19 Мая, 2024
Железногорск, Красноярский край

Течет река Волга

Маркович Михаил

Маркович
Михаил
28 октября 2013
Знаете, в студенческую пору жизнь подселила меня в комнату к белорусу. Ну, или его ко мне. Мама очень любила своего мальчика и назвала в честь поэта - Олесь. Он прямо по паспорту был Олесь и белорус. Но когда возникала необходимость достать цветы срочно и подешевле (откуда деньги у студентов?), на Колхозный рынок Красноярска отправлялся именно белорус. Невысокий, смуглый брюнет с крючковатым носом. Цветы ему продавцы отдавали даром – свой, курилка!

Примерно так в мою жизнь вошел национальный вопрос. Я отлично помню начало августа 91 года. Факультетское начальство решило, что только-только зачисленным студентам-первокурсникам очень полезно отработать на благоустройстве нового корпуса. По какой именно причине нас понесло в тот день на Колхозный рынок, как-то подзабылось, а вот огромный противень с чебуреками, врученный мне здоровенным мужиком в голубом берете, помнится до сих пор. Как мы их ели!..

Кстати, никаких особых чувств точно не было. Социальная справедливость, едим экспроприированное… Нет, ничего подобного. Просто было много чебуреков. Сейчас их еще больше. Я имею в виду смуглых «белорусов». И хотя они научились закрывать рынки на санитарные дни в определенные праздники, дальше этого их привыкание к нашей жизни не идет. Аборигены, впрочем, тоже не особо спешат им на помощь. Наоборот. Идентификационный принцип «свой-чужой» приобретает фундаментальный характер. У нас даже привозное начальство до сих пор именуют варягами. Хотя на карте родину варягов не покажут четверо из пяти пользователей этого слова.

Это особенно смешно звучит в городе, основанном 60 лет назад на пустом месте. Вообще-то, здесь более-менее автохтонами (исконное население, изначально живущее на данной территории) могут считать себя разве что додоновцы. Остальные-то точно «понаехали»: кто по комсомольской путевке, кто без идеологии, но все за лучшей жизнью. Теперь потомки недавних находников подозрительно приглядываются к людям, прибывающим в город, ну как же - чужаки! Оглянуться на 30 лет назад ума не хватает… Ну-ка, скажите мне, кто считает, что жители Додоново составляют некую элитарную касту в ЗАТО? То-то же.

Мой знакомый армянин после бутылочки коньячку не забывает отпустить свою любимую шуточку: «Понаехало вас, белопопых, в нашу Сибир!» Имеет право, знаете ли. Его предки живут здесь с 19 века. Правда, он не работает на овощебазе и не танцует лезгинку на улице. Он ювелир и делает красивые вещи. И один раз очень ловко воспользовался всероссийской ксенофобией. Чтобы добраться домой из гостей, ему оказалось достаточно два раза пройти мимо патрульной машины, и его тут же задержали «для выяснения». Выяснять поехали в Центральное РОВД Красноярска, где Саркис, собственно, и предъявил паспорт с пропиской. Иначе до центра ему со Взлетки было не добраться.

Любимый вузовский учитель, доктор наук Геннадий Федорович Быконя всегда говорил: «Рассуждать в Сибири о проблеме пришлых и коренных народов смешно!» По этим землям прокатилось великое переселение народов (IV век нашей эры), раз и навсегда сняв вопрос об автохтонах. XI век - монголы добили здесь остатки киргизского каганата и помчались дальше на Запад. Наконец, 200 лет подряд русские шли на Дальний Восток, где-то убивая, где-то ассимилируя местное НЕКОРЕННОЕ население. А вы знаете, почему так много анекдотов про чукчей?
 
Есть одна антинаучная, но очень симпатичная теория. Чукчи оказались единственным северным народом, который не покорился «белому царю». Казачьи отряды и регулярные войска ничего не могли сделать с гордыми охотниками, умеющими жить в самых бесчеловечных условиях. Россия подписала мирный договор с чукчами! Екатерина Великая повелела не брать с них ясак «покуда жить мирно будут». Это потом, с помощью водки, северный край был закреплен за Россией.

Так что осторожнее надо с национальным вопросом. Терпимее. Мои права заканчиваются там, где начинаются ваши. И наоборот. И прописка тут значения не имеет.
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения