Суббота, 20 Июля, 2019
Железногорск, Красноярский край

Бегом через горы Алтая

1 июля 2019 / Спорт / 0
Пару недель назад железногорец Олег Щербаков выложил на личной страничке во «ВКонтакте» ролик о своем путешествии по Горному Алтаю. Красивейшие пейзажи, дух захватывающие панорамы, юмор и интеллектуальное любопытство автора - далеко не все, что привлекает в этом видео. Олег показал, как он без какого-либо сопровождения, в одиночку пробежал 176 км по Чуйскому тракту за 4 дня. Июньский марафон по Горному Алтаю - это продолжение проекта «Путешествуя бегом».

Чем не путешествие?

Профессиональный спортсмен в прошлом, кандидат в мастера спорта по легкой атлетике, время от времени путешествует по красивейшим местам планеты. Делает это в одиночку и бегом. По пути железногорец по мере возможностей и сил фиксирует увиденное на фото и видео, затем монтирует ролики - чтобы все мы тоже смогли познать, насколько разнообразен и красив наш мир.
- Почему бегом, - поясняет Олег, - это быстрее, чем шагом, и в путешествиях так можно успеть увидеть больше, чем при передвижении пешком. Зачем делаю ролики? Одна из целей проекта - напомнить людям, что такое было, есть, должно быть. Такой досуг необходим, чтобы не потерять себя как природную сущность, уйти от интернетной зависимости, особенно новому поколению.
Идея проекта родилась из скайраннинга - спортивной дисциплины, когда передвигаться бегунам приходится не по протоптанным дорогам, а прямо по камням, ледникам, склонам. Четыре года назад Олег впервые принял участие в Skyrunfest Siberia в Ергаках, тогда в рамках соревнований он посетил практически все значимые места природного парка. И понял: в таком режиме за три дня он увидел то, на что многим туристам требуется не один год. Так состоялось его первое путешествие бегом. Ну а дальше пошло-поехало.
- «Путешествуя бегом» - это не бери больше, кати дальше. Это может быть и путешествие в окрестностях города Железногорска, интересное можно найти даже рядом, - уверен Олег Щербаков. - Например, Торгашинский хребет и древний вулкан Карадаг, более известный как Черная Сопка, или район поселка Стрелка - место слияния Ангары с Енисеем - там можно достаточно много из истории узнать. Часто люди даже не подозревают, насколько интересно вокруг. Найти что-то необычное в пределах доступности и сделать вылазку, узнать историю места - это дорогого стоит.

Прежде всего познание

Любое путешествие должно создаваться, неоднократно подчеркивает Олег.
Первое - определиться куда. Место должно быть красивым, уникальным, обиловать культурным разнообразием. Ведь этот проект не про бег ради бега. Цель путешествия - познание. Чтобы разработать маршрут, иногда нужно перелопатить большое количество материала в интернете, книгах, старых картах, поговорить с теми, кто там бывал.
- Когда из одного пункта питания тебя вывезли в другой пункт питания и вернули тем же маршрутом, или провезли по проработанным маршрутам, которые в большей части состоят из папье-маше… Это неинтересно, по крайней мере, для меня, - поясняет железногорский бегущий турист.
Для Олега Щербакова путешествие прежде всего подразумевает саморазвитие: интеллектуальное, физическое, морально-волевое. И даже посещая популярные зарубежные курорты, спортсмен-любитель находит место для проекта «Путешествуя бегом». Так появились интересные ролики про Китай и страны Африки. Сбегать туда, куда не ходят автобусы, и пусть даже туристическую зону, но подать в своем ракурсе.
- И получается классная вещь - вроде как отдохнул, в море покупался, но при этом ты познаешь то, что многие обходят стороной. В Китае, например, я сделал ролик о людях: как они просыпаются, куда едут, что везут. Для меня интересно познакомиться с человеком и показать его. И вот такие небольшие путешествия бегом может сделать каждый, для этого не нужна жесткая подготовка.
Хотя, на самом деле, просто проснуться однажды утром и решить, не сбегать ли мне куда-нибудь - так не получится. Путешествия в том формате, который подразумевает проект Щербакова, требуют продолжительной и кропотливой предварительной работы. На формирование требуемых физических качеств, в том числе беговых, уходит очень много времени. Когда в день преодолеваешь порядка марафона, даже ультрамарафона, еще и под внешней нагрузкой, - это уже серьезно. Иначе есть риск, что путешествие не получится, и неизвестно, как долго потом продлится реабилитация.

Наедине с собой

Олег Щербаков всегда путешествует в одиночку. Так комфортнее: отвечаешь только за себя, ни под кого не подстраиваешься. За кадром нет автомобиля с бригадой медиков и операторов.
- Фейковые новости не интересны никому, и если это автономка - то я действительно один. Кроме того, так интереснее для мужского начала. Придерживаюсь позиции, что как только мужчина перестает себе что-то доказывать, он теряет свою природную сущность. Это как Мюнхгаузен - нужно совершить подвиг до обеда.
А кто тогда тот парень, который берет Олега в объектив для роликов? Тут все давно уже отработано, камера и небольшой штатив всегда в рюкзаке. Конечно, не обходится без постановочных кадров.
- Жалко порой терять наработанный темп, - признается путешественник, - чтобы сделать съемку, приходится набегать дополнительных несколько километров. Требуется снять рюкзак - а не хочется, потому что сбиваешься с ритма. Но сделать нужно, потому что красиво, здорово, уникально, и момент не повторится - только здесь и сейчас. И идешь на эти жертвы. Так, на Алтае много интересных мест, до которых буквально 500-800 метров свернуть с дороги. Но бывали моменты, когда и на 200 метров не хотелось отклоняться от маршрута.
В то же время, чаще снимаешь - больше отдыхаешь. Ведь этот проект в первую очередь про путешествие, когда бежишь в свое удовольствие. И поэтому в кадре не будет изнуряющих гримас.
- Хотя, поверьте, - раскрывает карты Олег, - даже на комфортных дистанциях, хочешь не хочешь, а на второй и особенно третий день прижимает. Присутствует абсолютно все: и связки ноют, и возникает желание потянуться за обезболивающим, и случается борьба, когда организм просто не хочет физически напрягаться. И тогда вступают психологические и характерные моменты, когда надо преодолевать с умом.

К перевалу Чике-Таман

Путешествие бегом по Горному Алтаю Олег Щербаков вынашивал в голове несколько лет. Наконец, все сложилось.
- Чуйский тракт входит в рейтинг самых красивых дорог в России. На небольшом участке до монгольской границы столько всего соединено: уникальные, иногда необъяснимые природные явления плюс исторический контекст. Не побывать там - просто грешно. В том числе хотелось показать людям, как там здорово - есть не просто на что посмотреть, там можно проявить себя, отрешиться от всего, получить новые эмоции. Если у нас здесь жарки растут - но я в жизни не видел их столько: бескрайние, в горизонт уходящие оранжевые поля. Для меня это открытие, и такие мелочи, они выстреливают.
Для первого раза железногорец избрал для себя более-менее простой вариант. Отрезок Чуйского тракта от Усть-Сема, где основная туристическая зона уходит правее вдоль берега Катуни, до перевала Чике-Таман с финишем в Хабаровке. С одной стороны, такой маршрут проще технически - есть какая-никакая, но инфраструктура. С другой, это не самое популярное направление у путешествующих по Алтаю, поэтому там можно найти то, чего нет в интернете, эти места не всегда описаны в путеводителях. Там уже немного другие, самобытные люди, поселки со старейшей историей.
- Маршрут по Алтаю можно усложнять и усложнять, радиальных направлений бесконечное множество. Можно несколько лет путешествовать бегом и превратиться в отшельника с бородой, - смеется Олег и продолжает уже серьезно. - Все путешествия разные, и их сравнивать совершенно нельзя. Есть места, по которым пробежал, понравилось, но для себя понял, что открывать здесь больше нечего. А есть, куда хочется возвращаться. И Горный Алтай - именно такое место.

***

Всегда нужно уходить в сторону от протоптанных маршрутов, пытается донести до людей автор проекта «Путешествуя бегом».
- Путешествуйте, проверяйте себя, не бойтесь себя напрягать как интеллектуально, так и физически, познавайте себя и окружающий мир через возможности своего организма, - обращается Олег Щербаков к читателям «ГиГ» и пользователям соцсетей, где выкладывает свои ролики. - Так будет интереснее.

Валерия ПАЛАВАЕВА

Кстати

Горный Алтай - место, где на природном уровне можно проявить, проверить весь свой потенциал и опыт.
8-11 июня 2019 года. Автономное путешествие, внешняя нагрузка 13 кг.
1 день: 54 км 740 м
2 день: 31 км 180 м
3 день: 53 км. 300 м
4 день: 37 км 60 м
С учетом рельефа, двух перевалов происходило чередование бега и спортивной ходьбы. Время движения с 8.00 до 21.00 ежедневно с остановками на еду и осмотр достопримечательностей.

Чуйский тракт
Участок автомобильной дороги Р256 от Бийска до Ташанты. Официально Чуйский тракт начинается у моста через реку Бию, где у Музея Чуйского тракта, установлен «Нулевой километр» легендарной дороги, заканчивается у границы с Монголией. По этому месту, где сейчас проложен асфальт, еще тысячу лет назад проходил Мунгальский путь - самый северный маршрут Великого шелкового пути, по которому перемещали товары из России в Китай и обратно.
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения

Анонсы

Где можно купить газету «Город и горожане»?
Газету «Город и горожане» можно купить в следующих торговых точках:
В Железногорске перекроют движение транспорта на время проведения этапа Кубка России по триатлону
20 июля с 09.00 до 16.00 в связи с проведением этапа Кубка России, этапа Кубка Федерации триатлона России, открытого чемпионата и первенства края по триатлону будет ограничено движение транспортных средств по ул. Красноярской на участке от улицы Матросова до улицы Советской Армии.
На Дне города будет работать площадка «ГиГ: вкус к добрым новостям»
27 июля приглашаем посетить нашу площадку «ГиГ: вкус к добрым новостям», которая будет работать в парке во время праздничных мероприятий, приуроченных ко дню рождения Железногорска.
В августе железногорцы получат квитанции Красноярскэнергосбыта, рассчитанные с учетом новых тарифов
Министерство тарифной политики Красноярского края с 1 июля 2019 года изменило стоимость электроэнергии для населения и приравненных к нему потребителей. Рост составит менее 3%.