Воскресенье, 28 Апреля, 2024
Железногорск, Красноярский край

По лезвию горы

13 апреля 2017 / Спорт / 0
Есть такие люди, которым дома не сидится. Особенно зимой, в мороз! Когда все остальные кутаются в шарфы и шубы, приплясывают на автобусных остановках и мечтают поскорее оказаться под теплым одеялом, эти отчаянные ребята берут рюкзаки, лыжи и отправляются к черту на рога. Туда, где не ступала нога человека, а если и ступала, то такого же сумасшедшего, как они. В конце февраля восемь смелых совершили двухнедельный поход по Каларскому хребту. В горах. Зимой. С одной палаткой на всех. Наедине с дикой природой Забайкалья, в километрах от цивилизации… Среди них были и четверо железногорцев - все сотрудники ИСС, члены туристического клуба «Радуга» и заядлые лыжники.

Полцентнера за спиной

Восемь мужчин с огромными рюкзаками за спиной сошли 20 февраля на станции «Новая Чара» в Забайкальском крае. Им предстоял еще один переезд до места начала маршрута - на рабочем поезде железнодорожников. А затем - горы, снова горы и море снега. В путь отправились железногорцы Николай Шумаков, Дмитрий Козлов, Михаил Венин и Дмитрий Ермолаев, красноярцы Евгений Глёков и Сергей Ермолаев, еще двое - Валерий Дегтянников и Евгений Ахлюстин - приехали из Тюмени.

- Поход мы запланировали еще в 2015 году, когда путешествовали по Каларскому району, - рассказал «ГиГ» руководитель экспедиции Евгений Глёков. - Места там интересные, и всего за один раз не увидеть. Тогда и решили побывать здесь еще, но пройти другим маршрутом.

За 15 дней они преодолели 241 км по перевалам и каньонам Каларского хребта. Маршрут четвертой категории сложности пролегал через три озера, девять рек, пять каньонов и шесть перевалов. Туристы совершили траверс Каларского хребта и первопрохождение сложного каньона, общий перепад высоты за время похода составил 11640 метров. И все это пешком! Ни тебе вертолетов, ни машин, ни снегоходов. А главное - никаких перевалочных пунктов, деревень или туристических баз. Так что весь багаж от начала и до конца приходилось тащить на себе. Одной только еды на каждого участника выходило около 15 кило, личные вещи и снаряжение тянули еще на 25. На плечах рюкзаки, а позади на веревочке мешки-волокуши с провизией.

Это коммунальная, коммунальная палатка

Ночевали все в одной палатке. Благо, рассчитана она на десятерых, к тому же отапливается самой настоящей печью! По конструкции такая «коммуналка» напоминает шапито, а печь со складной трубой ставится по центру и топится дровами. Установка лагеря занимает в среднем 2-3 часа. Обязанности четко разделены: четверо сразу идут за дровами, трое утаптывают площадку и ставят палатку, еще один начинает готовить - ломает сучья, натягивает тросик, набивает котлы снегом и разводит огонь. Тут как раз и дрова поспевают - первая партия загружается в печь. Часа через два все забираются в натопленную палатку, раздеваются и ужинают. Спят в спальниках на туристических ковриках.

Компания подобралась дружная, хватало и шутников, и философов. В горах далеко не все разговоры о горах, а только процентов 40. Остальное - об обычной равнинной жизни. В этот раз получилось, что в походе не было женщин, но прекрасному полу вполне по силам подобное приключение. Тем более мужчины, как могут, облегчают спутницам жизнь. И лыжню проложат - а это та еще задачка! - и общее снаряжение на свои плечи взвалят. В итоге дамам как-никак килограммов на 5-7 поменьше нести. Заготовка дров и установка палатки тоже на сильной половине человечества - женщинам традиционно остается только обустроить жилище внутри и навести уют.

В минус 40 с ветерком

Лучше, конечно, совершать переходы в светлое время суток, а ночью спать. Но так получалось не всегда. Однажды вышли из лагеря засветло, и еще час до восхода освещали себе путь фонариками. Предстояло длительное преодоление перевала, и группа спустилась к месту стоянки уже в глубокой темноте. Но в обычные дни, если можно назвать обычным время, проведенное в таком походе, туристы старались останавливаться на привал за 3 часа до заката. Поскольку зимой день короткий, а маршрут непростой, приходилось строго соблюдать режим.

- Пятьдесят минут идем, десять отдыхаем, и так четыре раза до обеда, - перечисляет Евгений Глёков. - Сорок пять минут обед, затем еще четыре перехода. В общей сложности проходит 9 часов от выхода из лагеря до новой стоянки. Часа два-три на обустройство стоянки вечером, еще два на сборы утром. Остальное время на сон и отдых.

В таком режиме каждый день группа проходила в среднем 16 километров. Казалось бы - всего ничего! В городе такое расстояние можно осилить часа за 3-4 прогулочным шагом. Но одно дело идти по ровной дороге, и совсем другое - прокладывать путь по нехоженым диким местам через сугробы, горы, каньоны и замерзшие водопады. К тому же 16 км - это если по карте линии чертить. В реальности же получается куда больше из-за сложного рельефа и перепада высот. Да и холодно! Первую половину похода погода держалась относительно комфортная: ночью минус 30, а днем 12-15 градусов ниже нуля. Но в последний вечер зимы, 28 февраля, столбик походного термометра опустился до минус 41, и такая температура держалась все оставшиеся ночи путешествия. Днем теплело до 25 градусов, но хороший такой ветерок на высотах все равно доставлял спортсменам массу острых ощущений.

- Пока двигаешься - тепло! В такую погоду в городе на остановке холоднее стоять, - признается Глёков. - Единственное, требуется защита для рук, ног и лица, они наиболее уязвимы в мороз. На ноги мы прямо поверх ботинок как чулки надевали специальные утепленные бахилы, на варежки капрон, чтобы не протерлись, а на лицо маску или, в крайнем случае, шарф.

По снегу передвигаться можно только на лыжах, если не хочешь провалиться по самые плечи. Но обычные беговые здесь не подходят - нужны специальные, с металлической окантовкой или из прочного пластика, шириной сантиметров восемь. В горах помимо снега встречаются камни, и деревянные лыжи легко стачиваются и ломаются.

Водопады изо льда

Такой поход - не развлекательная прогулка и не пикник в горах. Да, полюбоваться есть на что, но львиная доля красот и чудес природы оборачивается для туристов большими сложностями. Так, потрясающей красоты каскадный ледопад оказался единственным доступным выходом из не менее красивого каньона, стены которого возвышались над головой почти на 90 метров. Чтобы представить себе эту величественную картину, поставьте мысленно друг на друга три девятиэтажки! Впечатляет?

- Четыре каскада льда, первая ступень 15 метров, вторая - около 40, третья 10 и последняя 15, уклон от 75 до 90 градусов, плюс три пологих участка, - вспоминает Евгений. - Все вместе метров 87. А нам надо было наверх! Больше трех часов ушло, первому участнику пришлось четыре раза подниматься, и каждый раз делать станцию и вытягивать вещи.

- Это был хороший технический момент! - смеется железногорец Дмитрий Козлов, тот самый первый участник.

Именно он, как наиболее подкованный в альпинизме, выступал в роли первопроходца на всех ледопадах. Надевал каску и кошки, вооружался ледовыми крючьями, ледобурами и карабкался по практически отвесной ледяной стене. Поднимется метра на три, вкрутит бур, проползет повыше - еще один, и так несколько раз. Когда забирается наверх, делает станцию - крутит три бура и крепит веревку, по которой потом поднимаются остальные. Параллельно вытягиваются рюкзаки и волокуши. А тот, кто идет последним, поочередно выкручивает буры - снаряжением в походах не разбрасываются.

Вперед, по гребню

Главной фишкой похода должен был стать траверс Каларского хребта - то есть прохождение по гребню гор через несколько перевалов и вершин. Физически это вроде бы легче, чем простое восхождение, однако и наверху есть свои риски. Здесь всегда сильный ветер, а при многодневных траверсах существует опасность попасть в циклон, грозу или под удар молнии. Гроза нашим путешественникам точно не грозила, а вот ветер подарил немало впечатлений. Правда, поверху шли совсем недолго - самое большее один день.

- Экспедиция состояла из трех частей, - говорит руководитель. - Сначала пять дней заход на речку через перевал, там мы сделали заброску части продуктов. Потом три дня техническое кольцо: спустились по одной реке, поднялись по другой через каньон, переночевали, преодолели плато вулканов, поднялись на хребет, там еще километра три, начали спускаться в долину другой реки. После этого вернулись в базовый лагерь, откуда уже линейный выход на пять дней. Там тоже траверс, он длился почти целый день.

- Пришлось немного сократить маршрут, изначально собирались пройти еще одно кольцо, - поясняет Дмитрий Козлов. - Поскольку у нас не осталось резервных дней, а район неизвестный, решили не рисковать. Мало ли какое непредвиденное препятствие встретилось бы, а задержаться мы не могли.

Дышать на хребте совсем не трудно, все-таки это не такие большие высоты, где-то две с небольшим тысячи метров. Так что никакого кислородного голодания или головокружения спортсмены не испытывали. Зато равных этим местам по красоте не было за все путешествие - с горы во все стороны раздвигался бесконечный горизонт. Бывает, вершина хребта пологая и широкая, а иногда приходилось идти буквально по лезвию.

Лыжники как вымирающий вид
Если вы до сих пор думаете, что эти ребята шли сотни километров, только чтобы подышать свежим горным воздухом, спешим вас разочаровать. Это настоящий спортивный поход, и его цель - пройти определенную местность за определенное время и преодолеть те или иные технические препятствия, которые и задают категорию сложности маршрута. Всего категорий шесть: от самой простой, первой, и до крайне сложной шестой. Команды со всего мира соревнуются между собой, завоевывают награды, а спортсменам присуждаются разряды и звания.

Но кто и каким образом оценивает походы, ведь все отправляются в разные места? И нет на свете таких судей, которые могли бы физически пройти бок о бок через все препятствия с каждым из участников.

- Все просто, после похода мы составляем отчет с картами, отметками, фотографиями и подробным описанием, даже перечень снаряжения включаем, - объясняет Дмитрий Козлов. - Судейская коллегия принимает решение, опираясь на такие отчеты команд.

Последний поход 4 категории сложности заявлен на межокружной чемпионат Сибирского и Дальневосточного округов 2017 года, который пройдет в декабре. Кстати, в Железногорске, оказывается, одна из сильнейших команд по спортивному зимнему туризму не только в Красноярском крае и России, но даже в мире! Например, поход на Каларский хребет 5-й категории сложности в 2015 году под руководством железногорца Николая Шумакова принес группе третье место на чемпионате России и четвертое в абсолюте на чемпионате мира. Члены турклуба «Радуга» отправляются в зимние походы каждый год. И каждый раз это новые места: Мунку-Сардык, Тункинские гольцы, Верхне-Ангарский, Северо-Муйский, Каларский хребты, Западный Саян и т.д. Насколько велика конкуренция в этом виде спорта?

- Знаете, а ведь зимних туристов осталось не так уж и много, - пожимает плечами Дмитрий Козлов. - Поколение сейчас не то. Не каждый готов преодолевать трудности.

- Лыжников-походников в Красноярском крае очень мало, есть только две сильные команды: из Железногорска и Норильска. И все! - вздыхает Евгений Глёков. - В регионе очень развито движение альпинистов, спелеологов и даже водный туризм, а вот лыжники - реликтовый вид. Поэтому если кто-то хочет к нам присоединиться, побывать в самых красивых местах Сибири, испытать свои силы в походе - будем только рады!

Евгения ПЕРЕСТОРОНИНА. Фото Евгения Глёкова
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения