Суббота, 27 Апреля, 2024
Железногорск, Красноярский край

Первый раз, как в первый класс

26 февраля 2013 / Общество / 0
Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребенка, связанный с множеством требований и ограничений. О готовности к учебе написано много научных статей, где педагоги и психологи приводят основные критерии зрелости детей. Но мгновенно превратить дошкольника в первоклассника невозможно. Об этом рассуждали участники круглого стола, состоявшегося в редакции «ГиГ», Ирина Дерышева, главный специалист отдела образования администрации ЗАТО Железногорск, Ирина Лосева, завуч начальной школы №96, Татьяна Гринько, педагог-психолог школы №98, и Татьяна Маланченко, мама девочек-близнецов, которым в этом году предстоит идти в первый класс.

- Уважаемые участники, начнем с вопроса, поступившего от наших читателей. «А не рано ли следующий учебный год обсуждать?» - спрашивает Богданова.

ДЕРЫШЕВА: Думаю, выбор темы очень своевременен. Нам уже сейчас звонят родители, спрашивают, с какого возраста записывают в первый класс, сохранилась ли возможность выбора школы, беспокоятся о том, хватит ли на всех учебников.

Ирина Евгеньевна, уточните, принимают ли сейчас в школу шестилеток.

ДЕРЫШЕВА: Если ребенку исполнилось 6 лет и 6 месяцев на начало учебного года, то он идет в первый класс по решению родителей. Если его возраст меньше, то вопрос рассматривается отделом образования, поскольку не во всех школах города есть возможность создать условия для шестилетних детей, речь идет об обеспечении дневного сна. Специалисты оценивают также, готов ли ребенок к школе. В год обычно бывает одно-два, редко три подобных заявления.
 
Сейчас детей учат читать и писать в детском саду, но значит ли, что они все к школе готовы?

ЛОСЕВА:
Умение читать и писать еще не означает, что ребенок готов к школе, как думают большинство родителей. К сожалению, на протяжении последних лет детские сады, вместо того чтобы развивать ребенка, по сути, дублировали обучение в начальной школе. Но надо ли это было делать? У современных дошкольников совершенно не развита речь и плохая моторика пальцев рук. Они говорят отрывочно, не могут правильно построить предложение, не умеют разрезать ножницами бумагу, лепить из пластилина…
ГРИНЬКО: Ребенок должен быть подготовлен к новому этапу своей жизни интеллектуально, то есть ему нужно уметь слушать, рассуждать, обобщать. Ему также необходимо научиться задавать вопросы и отвечать на них. Кроме того, существует еще один аспект, по которому судят о готовности к школе, - социальный. Он включает в себя умение общаться со своими сверстниками и выполнять законы детских групп. Важна и психологическая готовность. Для многих детей важным становится лишь внешняя сторона учебы - красивый ранец, пенал, тетрадки. Как только ребенок понимает, что получить знания удастся, лишь приложив определенные усилия, интерес к школе пропадает.
ЛОСЕВА: Отсутствие интереса к школе и вообще к жизни - это самая большая проблема, с которой мы столкнулись в последние годы. Видимо, до того вокруг всего уже много, что у первоклашек наступает пресыщение информацией. Им не хочется ходить в школу, потому что скучно. Они считают, что уже все знают и умеют.
 
(Звонок) Мы живем на Восточной, хотели бы сына определить в 91-ю гимназию, но, говорят, там ужасные очереди, даже ночью родители стоят, чтобы записать ребенка в первый класс. Что будет в этом году?
 
ДЕРЫШЕВА: Гимназия №91 всегда пользовалась популярностью. И инциденты во время записи в первый класс там действительно раньше происходили. Но теперь изменился порядок приема в общеобразовательные учреждения. Его суть в том, что за каждым учебным заведением закрепляется свой микроучасток, утвержденный администрацией муниципалитета. Границы участков с указанием улиц и номеров домов в ближайшее время будут опубликованы. Школы обязаны начать принимать заявления о приеме в первый класс с 1 марта (не позднее 10 марта) в первую очередь от тех, кто проживает на территории, закрепленной за данным учреждением. Те, кто зарегистрирован на другом микроучастке, могут подавать заявления с 1 августа, но уже на вакантные места.
МАЛАНЧЕНКО: Меня смутил вопрос по поводу прописки. Мы жили на Ленинградском, но недавно переехали на Восточную. Решая вопрос о том, где будут учиться наши девочки, мы в первую очередь выбирали не школу, а педагога. И записались на подготовительные занятия в 100-ю. Не получится ли такая ситуация, что 1 сентября меня поставят перед фактом: ваши дети, проживающие на Восточной, могут учиться только в 97-й, 96-й или 95-й?
ДЕРЫШЕВА: Если вы ходите на курсы и познакомились с учителем, не думаю, что ваших девочек в эту школу не примут. Хотя в начале учебного года сложности действительно могут возникнуть. К сожалению, бывает, что классы уже набраны, а в школу прибегают нерадивые родители, которые так и не смогли определиться с выбором либо просто забыли, что их детям нужно идти в первый класс. И учителям, получается, нужно из класса кого-то «попросить», потому что по закону вновь пришедший ребенок имеет на место больше прав – он живет на этом микроучастке. И отказать ему мы не можем. Но такие ситуации всегда завершались благополучно, правда, с разрешения прокуратуры - ребенок остается в классе.
 
У нас есть еще один вопрос от читателя, назвавшего себя «Двоичник»: «Не пора ввести тестирование для дошкольников - сразу определить склонности и особенности ребенка, чтобы потом выбирать соответствующее направление в образовании?»
ЛОСЕВА: Никаких тестирований перед школой мы сейчас не имеем права проводить. Хорошо это или плохо? Учиться должны все. Тестирование ведь не экзамен. Единственный его плюс был в том, что учитель заранее, скажем, в апреле мог посоветовать родителям больше внимания уделять какому-то моменту при подготовке ребенка.
МАЛАНЧЕНКО: Недавно в 100-й школе было родительское собрание, и мы спросили, каким образом происходит распределение детей по классам. Нам ответили: мнение родителей учитывают, но немаловажную роль играет решение педагога и психолога, которые определят, потянет ли ребенок программу. Мои девочки, к примеру, будут учиться по программе «Гармония», а у другого класса на параллели более легонькая программа.
ЛОСЕВА: Я поправлю – не «легонькая», а просто другая. Разные программы начальной школы рассчитаны на то, что к пятому классу все дети достигнут определенного минимума умений и навыков. И, может быть, ваш ребенок будет уметь намного больше, это замечательно. Но более слабого ученика просто подтянут до среднего уровня. Добавлю, что школьное образование у нас должны получать и особые дети, имеющие диагнозы, хотя это сопряжено с определенными сложностями, поскольку к ним нужен дифференцированный подход. Слава богу, у нас в городе есть школа 179 и коррекционные классы в 97- й.
 
(Звонок) Гарантируете ли вы качество обучения на платных уроках, которые вводятся в школах с 1 сентября?
ЛОСЕВА: Закона, говорящего о том, что с 1 сентября в школах будут введены какие-то платные уроки, нет. Все уроки, как и занятия во внеурочной деятельности, которые проводят педагоги дополнительного образования, в школах бесплатные.
 
Если разговор коснулся образовательных услуг, давайте поговорим вот о чем: я недавно с удивлением узнала, что репетиторы сейчас готовят не только к ЕГЭ, но и к первому классу. В Центральной России ценник переваливает за тысячу, в крае держится на уровне 250-350 рублей за один академический час.
МАЛАНЧЕНКО: Репетиторством по подготовке детей к школе занимаются и в Железногорске, моя знакомая водит на частные уроки своего ребенка.
ЛОСЕВА: В каждом учебном заведении есть подготовительные курсы для будущих первоклассников. Занятия проводятся, как правило, бесплатно, в основном по субботам. Существуют и платные курсы для дошкольников, например, в 91-й.
 
Как рассказала «ГиГ» завуч гимназии 91 Татьяна Кармакова, дети со всего города занимаются на этих курсах с октября по апрель два раза в неделю по четыре часа. И цены за образовательную услугу вполне адекватные - 400 рублей в месяц. Продолжим тему. Затраты на подготовку к школе. В какую сумму нынче обходится родителям первоклассник?
 
ЛОСЕВА: К каждой программе существует свой учебно-методический комплекс. В него входят учебники, рабочие тетради, прописи. Учебники для всех детей бесплатные, а вот рабочие тетради придется покупать родителям, поскольку они одноразовые.
МАЛАНЧЕНКО: Комплект рабочих тетрадей на год по программе «Гармония», по которой будут учиться мои двойняшки, стоит полторы тысячи рублей. Портфель покупать дешевый нельзя, он быстро порвется. Нужно выбирать обязательно с ортопедической спинкой. Его стоимость около 2-3 тысяч рублей. Кроме того, полторы тысячи уйдет на канцелярские принадлежности. Не говоря уже об одежде и обуви. Хочу задать вопрос: правда ли, что со следующего учебного года в школах вводится обязательная форма?
ДЕРЫШЕВА: Школьная форма обязательна в тех учебных заведениях, где эта норма прописана в уставе. Решение о школьной форме могут принять также сами родители на собрании.
 
Еще вопросы наших читателей: «Недавно прочитала, что какие-то умники не только составили список правильных мультиков, которые наши дети должны обязательно посмотреть, а еще и заставляют обсуждать на уроках просмотренное. Кто составляет эти списки, по какому критерию, и главное - зачем?»
ЛОСЕВА: Пока это только идея. Может, и стоит ввести такой курс, ведь современные шестилетки совершенно не знакомы с русскими народными сказками. Когда в первом классе мы начинаем инсценировать «Репку» или «Колобок», они не знают роль, не знают слов. Главное здесь - не переборщить, чтобы не сформировать у ребенка стойкое отвращение к мультикам.
 
Не знаю, в тему уже или нет, но вот такое требование - крик души: «Верните советскую школу!!!» Все здесь присутствующие учились и даже успели поработать в советской школе. Как вы относитесь к изменениям, которые произошли в среднем образовании за последние годы?

ЛОСЕВА:
Не могу сказать, лучше стало или хуже. Когда я пришла 25 лет назад работать в школу, мы жили в другой стране. Поэтому изменения были неизбежными, они подчинялись требованиям времени.
ДЕРЫШЕВА: Сравнивать сложно. Современная система школьного образования ставит перед педагогом и учеником совершенно иные цели, нежели советская. Мир меняется настолько быстро, что нельзя раз и навсегда заучить какой-то определенный объем информации, которого хватит до конца жизни. Сейчас важно научить ребенка находить, анализировать и обрабатывать информацию. Школьник должен уметь планировать свои действия, ставить цели и добиваться их.
 
Завершая нашу сегодняшнюю встречу, что бы вы могли посоветовать родителям будущих первоклассников?
ГРИНЬКО: Не нужно отмахиваться от вопросов ребенка. Надо обязательно развивать моторику руки, она напрямую связана с развитием интеллекта. Пусть малыш дома лепит из пластилина, собирает конструктор, вырезает из бумаги, клеит. Важно приучать его к порядку и соблюдению режима дня. В детской лучше организовать ребенку школьный уголок, чтобы он знал, что теперь уже не дошкольник. Нужно рассказать, что в классе у него будет много новых друзей и мудрая добрая учительница. И главное - не требовать от него очень многого. Несоответствие ожиданиям самых близких людей наносит первокласснику психологическую травму, которая остается на всю жизнь.
 
Подготовила Марина СИНЮТИНА
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения