Понедельник, 29 Апреля, 2024
Железногорск, Красноярский край

Александр МОРОЗОВ: «Скорая помощь - это не поликлиника на колесах»

21 февраля 2016 / Общество / 0
Давно ли вы вызывали скорую? А как быстро она приехала? Есть вопросы? Конечно, есть. Финансирование медицины в 2016 году продолжит снижаться. Как в эти условия вписывается служба неотложной помощи? О сегодняшнем дне медиков быстрого реагирования рассказал заведующий отделением скорой помощи КБ-51 Александр Морозов.

- Александр Сергеевич, в 2016 году финансирование скорой помощи опять урезали. В СМИ называются различные цифры - от 11 до 60 процентов. Скоро больным людям будет проблематично вызвать неотложку?


- Тяжелые времена в скорой помощи начались еще в 2013 году, когда служба перешла на одноканальное финансирование из Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС). Как и прогнозировали скептики нововведения, сразу же произошло снижение финансирования в целом, ведь подушевой норматив в ОМС оказался ниже, чем в ФМБА, к которому раньше относилась железногорская медицина. Кроме того, Фонд обязательного медицинского страхования теперь определяет объемы оказания медицинских услуг и ежегодно их понижает. В 2015 году нами было запланировано 30500 вызовов, а в 2016-м цифры уменьшили до 28000 вызовов, что, естественно, также повлекло за собой уменьшение финансирования службы. Но и это не предел. По федеральной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, рассчитанной до 2017 года, на 1 тысячу населения должно приходиться 318-320 вызовов скорой помощи в год. Именно к этим показателям мы и должны стремиться.

- Получается, помощь теперь оказывают не всем, а строго по лимиту, который определил на год фонд ОМС?

- Нет, скорая приедет, даже если вызов поступил уже сверх плана. Но оплатят его медикам с понижающим коэффициентом - не в размере тарифа 2800 рублей, а всего 2000. Так что при изменении источника финансирования пострадали прежде всего врачи, а не пациенты - им помощь оказывается в полном объеме, как и прежде.
Подчеркну, что скорая оказывает медицинскую помощь всем, несмотря на то, есть ли у человека паспорт и медицинский страховой полис или нет. Финансирование вызовов к данной категории людей заложено в ФОМС. Оно, правда, небольшое, но и «бесполисных» больных ведь не так много.

- В конце 2015 года Минфин предложил заменить врачей бригады скорой помощи фельдшерами. Опять решили сэкономить на здравоохранении?

- На недавнем селекторном совещании министр здравоохранения края Вадим Янин подтвердил, что на скорой в основном будут работать фельдшеры. Врачи останутся только в специализированных бригадах - реанимационных, педиатрических, акушерских. Что касается негативных последствий такого изменения работы, то они несколько преувеличены - у нас и сегодня вся служба держится за счет фельдшеров.
В перспективе же нас ожидает реорганизация по примеру зарубежных аналогов, где на экстренные вызовы выезжают парамедики. Они доставляют больных в приемный покой, где уже дальше работают врачи. Нечто подобное планируется и у нас. Фельдшеры скорой будут работать по определенным алгоритмам, оказывать экстренную помощь и доставлять пациента в больницу.

- В соцсетях жители города часто жалуются на ваших подчиненных - пишут, что машина может приехать на вызов спустя несколько часов после обращения.

- Железногорцы привыкли звонить в «03» из-за занозы в пальце или потому что им не хочется тратить время в очередях в поликлинике. Однако существует четкое разделение на экстренную и неотложную медицинскую помощь, которую оказывают бригады скорой. К экстренной относятся все вызовы, когда есть явная угроза жизни: остановка дыхания, сердечной деятельности, автотравмы, падение с высоты и другие ситуации. То есть если немедленно не оказать медицинскую помощь человеку, он может погибнуть. Бригада должна быть на месте не позже чем через 20 минут после вызова. В Железногорске реанимобиль приезжает к пациенту гораздо быстрее.
Все остальное: повышение или понижение артериального давления без явных угроз жизни, обострение хронических заболеваний, повышение температуры - это вне компетенции специализированных бригад.

- Значит, к человеку, который себя плохо чувствует из-за того, что упало давление, скорая теперь не поедет?

- Она и не должна в этом случае. Но врач все равно будет, потому что мы не имеем права отказать человеку. Принимаем все вызовы, но повторюсь: в первую очередь оказываем экстренную помощь.

- Есть претензии, что медики заходят в квартиру, не снимая обуви и без бахил.

- Врачи спешат по вызову к умирающему, как им сообщили, человеку, а их на пороге квартиры останавливают и требуют снять обувь! Но если вас в этот момент волнует состояние ковров, значит, не было необходимости вызывать неотложку. И значит, к кому-то, кто действительно нуждался в экстренной помощи, медики из-за вас могут опоздать. У нас привыкли, что скорая выполняет роль поликлиники на колесах.
Много времени и сил отнимают также ложные вызовы, их всегда много. Часто звонят люди в алкогольном опьянении - им просто хочется с кем-то общаться. Принимать или не принимать вызовы от несовершеннолетнего, когда он сообщает, что маме плохо? Бригада приезжает, а взрослые говорят, что никто никого и не вызывал, у них и детей-то нет. За заведомо ложный вызов полагается административный штраф, но я не помню, чтобы когда-то кого-то наказали. Чтобы найти шутника и доказать его вину, уйдет уйма времени и писанины. А размер штрафа всего от одной до полутора тысячи рублей.

- После серии нападения на врачей скорой по всей стране медикам разрешили вооружаться газовыми баллончиками и электрошокерами. Вы категорически выступали против этого. Ваше мнение не изменилось?

- Я по-прежнему считаю, что в вооружении медиков нет смысла. На пьяного человека газ из баллончика практически не подействует, но может разозлить. И тогда последствия для врача окажутся гораздо серьезнее. Электрошокер против буйных пациентов и их родственников применять опасно. У неадекватного человека могут быть проблемы с сердцем. Не исключено, что разряд тока окажется фатальным. Законопроект, приравнивающий нападение на врача к нападению на полицейского, внесен на обсуждение в Госдуму. Пока результатов нет, а значит, медики юридически ничем не защищены.

- Когда скорая имеет право не оказывать помощь?

- Если больной отказывается от срочной госпитализации, то мы не можем его принудить. Но он должен подписать отказ. Бывает, от медицинской помощи отказываются пострадавшие в ДТП. Например, человеку предлагают проехать в больницу, чтобы сделать рентген, а тот говорит, что у него ничего не болит. Здесь мы также не имеем права заставлять. Конечно, когда пациент находится в шоковом состоянии, медицинскую помощь оказывают без его разрешения. Мы не вправе насильно госпитализировать психических больных, которые на момент приезда бригады находятся в адекватном состоянии - только по решению суда либо по направлению психиатра.

- В Красноярске уже несколько лет работает частная скорая. Недавно читательница «ГиГ» сообщила в соцсети о том, что и в Железногорске есть платная служба неотложной помощи. Но официальных сообщений о существовании такого медицинского подразделения нет. Так вы оказываете платные услуги населению, или это все-таки домыслы?

- Скорая помощь в Железногорске бесплатная. Но мы действительно оказываем платные услуги, которые не входят в рамки нашей службы. Допустим, больной со сломанной ногой пролечился в стационаре, и его выписывают на амбулаторное лечение. Но в обычном такси ему будет трудно доехать до дома. Предлагаем его перевезти платно. На коммерческой основе наши машины дежурят на всех спортивных и городских мероприятиях.

- Какие настроения в вашем коллективе?

- Коллектив у нас устоявшийся, многие работают уже несколько десятков лет. Но люди выходят на пенсию, а смены им нет. Молодые специалисты не идут по известной причине - нет жилья. Зарплата наших медиков упала, как и по всей КБ-51, но при этом люди вынуждены больше работать. Одноразовые вливания в прошлом году ситуацию не улучшили. Ясно, что в текущем году все будет еще хуже, ведь объемы оказаниям медицинской помощи нам уменьшили. Возможно, нам что-то доплатят за нынешний гриппозный период.
Грустно это все… Но надежда, что на медицину обратят внимание, у нас, тем не менее, остается. Ожидаем, что в этом году пополнится наш парк автомобилей - техника, которую эксплуатируют круглосуточно, нужно менять через каждые пять лет.

Марина СИНЮТИНА
 
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения