Понедельник, 29 Апреля, 2024
Железногорск, Красноярский край

Два года назад 97 школу возглавил Евгений КАРТАШОВ

3 сентября 2015 / Общество / 0
Он пришел из высшей школы, несколько лет был заместителем директора местного филиала СФУ, и его назначение руководителем проблемного «по поведению» учебного заведения тогда показалось многим странным. Возможно, на этом месте виделся довольно жесткий начальник, который вдруг бы да и превратил школу в гимназию или лицей.

-Да, - признается Евгений Александрович, - такие мысли действительно были. Но я тут же подумал: хорошо, гимназия, успешные дети, успешные родители, награды, результаты. А со всеми остальными что делать?..

Все остальные – это вся остальная школа. Знаете, каков портрет среднестатистического родителя ребенка из 97 школы? Это одинокая мама со средним специальным образованием, в большинстве случаев превалирует либо гиперопека над ребенком, либо полное безразличие. Среднее, когда разумный контроль за воспитанием и образованием школьника присутствует, дано редко.

- Лучше безразличие, - тут же комментирует бич современности директор школы, - тогда легче наставить ребенка на путь истинный.

Так вот с наставлением. Карташов решил провести в школе эксперимент с трудовым обучением, возродить такой УПК (учебно-производственный комбинат, который до сих пор многие вспоминают с большим уважением в Железногорске). В общем, дать ту самую удочку, чтобы потом можно было ловить рыбу. Ведь кто такой современный выпускник? Как правило, молодой человек без серьезного рвения к учебе и не определившийся с профессией. С появлением местных филиалов вузов началась так называемая традиция продления школы. И что в итоге? Выпускники высшей школы, получив заветные корочки, оставались либо без работы, либо устраивались, условно говоря, простыми специалистами на конвейер.
Директор 97-й получил первую поддержку от железногорского «Спецстроя». Готовы учить молодежь на каменщиков, сообщил два года назад директор учебного центра предприятия Олег Решетников. Бесплатно!

- В принципе, моя идея заключалась в следующем, - рассказывает Карташов, - в школе дети привыкли работать с текстами - учебниками, тестами. Я хотел, чтобы они получили не только профориентационный навык и профессию, которая поможет в дальнейшей жизни (жизнь - она, знаете ли, всякая бывает), но и смогли применять умения в проектных исследованиях.
Предполагалось, что два раза в неделю после уроков детки будут ездить в учебный центр и получать знания по профессии каменщик и в теории, и на практике. Ударили по рукам со «Спецстроем» и объявили родительское собрание, чтобы поделиться своей затеей.
Родители воспротивились категорически. «Я сам рабочий и не хочу, чтоб мой ребенок тоже им был. Мой ребенок должен обязательно получить высшее образование и стать юристом или экономистом» - такова была общая позиция большинства взрослых на этом собрании. У Карташова и Решетникова тогда просто опустились руки. Школа и так до этого времени не формировала мотивации к профессии, занявшись исключительно натаскиванием к ЕГЭ, а тут еще и родители против, чтобы 9-классник получал (бесплатно!) первую в жизни специальность. Вот еще руки марать метлой!

Но из каждой ситуации есть выход, тем более что желающие получить профессию в учебном центре все-таки нашлись после эмоционального выступления директора 97-й и мудрых советов директора учебного центра «Спецстроя». Да, сначала были намерены сформировать группу на основе одного класса из школы Карташова, но потом решили привлечь еще ребят из школ 95 и 93. В итоге получилось некое мини-УПК. Отделочниками и каменщиками занимался учебный центр «Спецстроя», в нынешнем году, кстати, прибавится еще и отделение швейного дела. А в промышленном колледже еще несколько ребят начали получать основы профессии лаборанта-химика.

- Ездил смотрел, как ребята на занятиях кладут кирпич, - рассказывает Евгений Карташов. - Глаза горят, стараются! Хотя проблем было немало, когда все это начинали: и занятия, особенно теорию, пропускали, и просто ленились, считая, что на работе себя отдавать не надо – они же не на уроке! Но вот этот первый инертный подход мы успешно преодолели. Как? Во-первых, все зависит от людей, которые двигают идею, их интересует результат. Если бы не директор спецстроевского центра Олег Решетников, у нас вряд ли бы что получилось. Например, на ИСС мне сразу сказали, им школьники не нужны, а «Спецстрой» не отказал, пошел навстречу. Во-вторых, когда дети поняли, что они могут на каникулах зарабатывать неплохие деньги, энергии заметно прибавилось. Плюс к тому они видят, что работодатель к ним присматривается как к потенциальным сотрудникам. А что такое попасть сегодня на хорошее предприятие, пусть даже сразу после окончания школы? Это зарплата, это возможность за счет фирмы получить высшее образование, это льготы при приобретении квартиры, это соцпакет и т.д.

Неплохие деньги – это 12-16 тысяч в месяц. Взрослый каменщик за эти деньги со стула не встанет, а вот подросток, учитывая сокращенный рабочий день и другие тонкости законодательства, - почему бы и нет? Предприятию это выгодно. Карташов говорит, ИСС в свое время отвергли идею обучения школьников, а вот сейчас, кажется, жалеют. Выгода-то очевидна. Тем более, присваивают школьникам по окончании учебного центра «Спецстроя» 2 разряд, но, извините, тянут-то они по квалификации на 4-й! Учат их на совесть.

Старания директора 97-й не прошли, если честно, даром. В этом году школе выделили больше 5 миллионов рублей из кластерных средств, в том числе на поддержку идеи трудового обучения школьников. Вроде бы, далеко стоят в массовом сознании разные библиотеки 3Д-анимации, инновационные лабораторные комплексы, лазерные граверы и конференц-залы от идеи трудового воспитания. А оно на самом деле все рядом, если мы хотим, чтобы школа выпускала в жизнь хоть немного определившихся с дальнейшим детей.

Ирина СИМОНОВА
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения