Среда, 01 Мая, 2024
Железногорск, Красноярский край

На все градусники депутата не хватит

17 февраля 2015 / Общество / 0
Ольга Лопачук, мама троих детей, рассказала ГиГ вполне житейскую историю: разбился ртутный термометр. Ртуть тщательно собрали, поместили в банку с водой, и возник вопрос, куда же эту ртуть девать. Оказалось, некуда.

Итак, начало истории. Когда градусник разбился, выбросить емкость с высокотоксичным содержимым в мусоропровод женщина не решились, поскольку не раз видела объявление ГЖКУ, призывающее ни в коем случае не разбивать и не выбрасывать люминесцентные лампы в мусорные баки. «Предельно допустимые концентрации ртути в жилых районах очень малы, превысить их – просто, а это медленно, но обязательно отразится на здоровье!», - гласит листовка.

К сообщению многодетная мама отнеслась серьезно, понимая, что в люминесцентных лампах содержатся только пары ртути, а у Ольги в руках, то есть в банке, жидкая ртуть. И она начала методично искать, куда свой «подарочек» пристроить. Позвонила знакомым, которые работают в СЭС (когда-то эту ртуть сдавали туда), и получила ответ, что там теперь ее не принимают. Обратилась в пункт приема ртутных ламп. И выяснила, что там эти лампы собирают и отвозят на склад, а ртуть в баночке склад брать отказывается, поскольку это опасный отход. Посоветовали позвонить в МЧС. Спасатели хотели рекомендовать обратиться в СЭС, ведь сами они, оказывается, не утилизируют ртуть. Но так как в СЭС Ольга уже звонила, то в МЧС пообещали проконсультироваться и объяснить, куда же отраву девать.

- И вот долгожданный звонок, - рассказывает Ольга Лопачук. - И что я слышу? «В градуснике немного ртути, поэтому запакуйте свою баночку в полиэтилен и выбросьте ее в мусорный контейнер». Но я-то не собираюсь выкидывать в контейнер. Пробую последнее средство - звоню в администрацию. И слышу, мол, раньше этим занималось ГО и ЧС, и мне предложили позвонить в 01, где подсказали... выбросить ртуть на помойку. Все. Круг замкнулся.

Да-да, помним - на колу висит мочало, начинайте все сначала. Так, в общем-то, и получилось…

Отчаявшись, Ольга обратилась в редакцию «ГиГ», чтобы получить, наконец, внятный ответ: кто все-таки отвечает за ртутные отходы? И куда, кстати сказать, сдают эту ртуть работники стационара? Там ведь наверняка градусники периодически разбиваются!
Газета начала свое расследование. Прежде всего мы выяснили, что с градусниками из стационара все гораздо проще, чем с «домашними»: КБ-51 собирает опасные отходы (к которым относятся ртуть и люминесцентные лампы) в специальные контейнеры и несколько раз в год отвозит их в Красноярск, в фирму, которая их и утилизирует.

Не так давно утилизацией ламп и ртути занимались на ГХК. За консультацией обращаемся к человеку, знающему об опасных отходах не понаслышке – директору Радиоэкологического центра ФГУП «ГХК» и депутату городского Совета депутатов Алексею Шишлову. Он пояснил, что участок демеркуризации (обеззараживания паров тяжелого металла и самой ртути) на комбинате уже несколько лет назад прекратил свое существование.

Опасные отходы от производства по договору вывозят частникам, их в Красноярске несколько контор, а под Березовкой есть полигон и оборудование для утилизации опасных химических отходов. Посоветовав Ольге для надежности запаковать опасную взвесь из ртути и воды растительным маслом, чтобы избежать испарения, Алексей Евгеньевич подключился к расследованию. Обратившись в уже известные нам адреса, он подтвердил, что в городе опасные отходы частным порядком сдать некуда. Санитарные врачи кивают на МЧС, те – на администрацию. Ирина Шахина, специалист администрации по вопросам экологии, поведала депутату, что в городе существуют три пункта сбора у населения ламп дневного света, содержащих пары ртути, при ЖЭКах №№ 1, 3 и 8. Вопрос о том, чтобы организовать пункт приема и других опасных отходов, каким образом и где это сделать, обсуждается. Как уже несколько лет обсуждается и проект регламента по правилам обращения с этими отходами.

Алексей Шишлов ртутную тему бросать не намерен и собирается поднять вопрос на депутатском уровне уже на ближайшей сессии горсовета.

- Остается только по-хорошему удивиться ответственности
гражданки, - говорит Алексей Евгеньевич. - Ведь могла бы не морочиться и просто выбросить злосчастную банку в мусорку или слить в канализацию.

Действительно, могла. И что тогда? Директор МП «КБУ» Николай Пасечкин, в чьем ведении находится вывоз мусора, честно признался, что не знает легального решения ртутной проблемы. По договору с ГЖКУ Комбинат благоустройства работает исключительно с бытовыми отходами 4 и 5 класса опасности. Ртуть и ее пары, содержащиеся в лампах, относятся к 3-ему, опасному классу, и на их вывоз требуется специальная лицензия. У КБУ ее нет. Так что вываливать в мусорные баки и мусоропроводы опасные отходы обойдется себе дороже во всех смыслах. Забирать такие отходы коммунальщики не имеют права, и просто оставят их во дворе. Это будет на совести собственника. И уж, тем более, не стоит выливать опасные смеси в канализацию. Тогда риску заражения подвергнутся очень многие.

Так что в итоге? Вынуждена признать – НИЧЕГО или почти ничего. Задачка на данный момент решения не имеет. А в истории ответственной горожанки намечается хэппи-энд: избавиться от опасной банки Ольге вызвался помочь Алексей Шишлов. Частным порядком, используя свои связи и контакты. Однако на все «домашние» градусники одного депутата не хватит.
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения