Воскресенье, 28 Апреля, 2024
Железногорск, Красноярский край

Николай СЕЛЕЗНЕВ: «Не могу сказать конкретно, кто выстрелил в Мельникова»

6 ноября 2014 / Общество / 0
«ГиГ» продолжает публиковать воспоминания Николая Селезнева о самых резонансных преступлениях Железногорска за последние годы. В 90-х Николай Николаевич возглавлял отделение по борьбе с организованной преступностью. В новом веке был начальником криминальной милиции, на заслуженный отдых ушел с должности заместителя начальника УМВД.

- Николай Николаевич, расскажите, как в начале 2000-х нашли убийцу владельца минивэна. Об этом случае в свое время много говорили, поскольку к нему оказался причастен гаишник.

- Произошло это преступление в 2003 году. В дежурную часть обратились тогда родственники жителя города. Мужчина поехал продавать на автомобильный рынок Красноярска свой минивэн и исчез вместе с машиной, дозвониться до него не удавалось - телефон был вне зоны доступа. Именно мобильник пропавшего и стал зацепкой, с помощью которой раскрыли это преступление. Аппарат засекли через некоторое время после исчезновения горожанина. Оперативники вычислили, что с телефона человека, находящегося в розыске, звонит сотрудник железногорской автоинспекции Мурзин. Он-то и оказался убийцей. Преступление спланировал вместе с приятелем. На авторынке злоумышленники приценились к дорогому автомобилю и попросили владельца провести тест-драйв. Ничего не подозревавшая жертва согласилась.
Попетляв по Красноярску, иномарка с преступниками и хозяином машины остановилась в районе КПП-2. Здесь автовладельца задушили, тело захоронили недалеко от места преступления. Машину Мурзин поставил на учет по подложным документам. И если бы не его патологическая жадность, возможно, убийство еще долго могло оставаться не раскрытым. Мурзин забрал себе дорогой телефон убитого и стал им пользоваться. Вычислить по сигналу мобильник было делом техники.

- Наверное, еще и информаторы помогли? Как известно, сотрудники уголовного розыска в своей работе без них редко обходятся.

- У каждого опера действительно есть своя сеть осведомителей, сотрудничающих с органами по разным причинам. С помощью своих источников в 2005 году мы раскрыли убийство водителя такси. Поздно вечером он взял клиентов в кармане у магазина «Белый аист». Должен был довезти их до 9 квартала, но о поездке не отчитался и на связь больше не вышел. Вместе с ним исчез и автомобиль. О пропаже водителя заявили родственники, когда тот не вернулся домой со смены. Три дня оперативно- розыскных мероприятий к успеху не привели.
О судьбе мужчины стало известно на четвертые сутки. Жители поселка Емельяново обратили внимание на машину, стоявшую три дня на дороге и мешающую движению. Оказалось, она не заперта, там находились документы на имя жителя Железногорска, а в багажнике – труп пропавшего. Поскольку преступление было совершено не на нашей территории, заниматься им стали краевые коллеги. Они осмотрели место, откуда таксист забрал пассажиров, провели опрос жильцов дома по Курчатова, 48. Но никаких зацепок.
Тогда мы начали работать со своей агентурой, в основном с наркоманами. Надо сказать, что просто поставили их в такие жесткие условия, что тем ничего не оставалось делать, как рыть информацию. Вскоре узнали, что один наркоман отсутствовал в городе два дня и вернулся весь какой-то дерганный. За неделю картина преступления уже была ясна. Совершили это убийство три горожанина, давно сидевшие на наркотиках. Однажды они собрались возле магазина «Белый аист» в большой печали – купить очередную дозу дури было не на что. И тогда один из них предложил: «Давай угоним машину такси, продадим ее в Новосибирске, а деньги поделим!» Немудреный план сначала сработал. Злоумышленники вызвали такси, доехали по Южной до поворота к Косому переезду. Здесь водитель притормозил, поскольку ему нужно было пересечь главную дорогу. В этот момент сидящий рядом пассажир дернул за ручник, а тот, что был сзади, набросил на таксиста удавку. Потом один из преступников сел за руль прямо на труп, и так они выехали за город. Тело переложили в багажник уже в районе Тартата. Как и было задумано, поехали в Новосибирск. Но у Емельяновского поста ГАИ их решил тормознуть инспектор и чудом остался жив - его едва не снесли, мчались на большой скорости. Началась погоня. Преступники свернули с трассы на проселочную дорогу и смогли оторваться от преследования, но на колдобинах пробили поддон. Машина заглохла, ее бросили в Емельяново, оставив открытой. Всю эту картину с именами действующих лиц мы и описали краевым коллегам. Телефоны всех троих фигурантов поставили на прослушку и подбросили им информацию: вами заинтересовались менты. Те начали суетиться и выдали себя с потрохами. За один день мы взяли всех. Одного прямо из-за стола на свадьбе, где он был свидетелем. Другого задержали дома, третьего - на улице.
Оперативно-розыскные мероприятия железногорских оперов тогда произвели колоссальное впечатление на краевых коллег. «Какие у вас возможности! – удивлялись они. - У нас бы ушла неделя на разработку, согласование и подписание планов». Суд приговорил преступную троицу к большим срокам заключения – от 17 до 22 лет. Впрочем, им еще повезло: за убийство организованной группой они вполне могли бы получить пожизненное.

- Одним из самых резонансных преступлений последних лет стало убийство бывшего главного врача КБ-51 Геннадия Мельникова. Преступление уже раскрыто, суд над убийцами состоялся, но в городе упорно ходят слухи, что Геннадий Чернышов, убитый сотрудниками ОМОН при задержании, никакого отношения к этому делу не имеет.

- Я не могу сказать конкретно, кто произвел смертельный выстрел в Мельникова. Поначалу сын Чернышова все валил на отца, потом взял вину на себя. Но то, что Геннадий Чернышов имеет причастность к этому преступлению, неоспоримо. Оперативники проделали грандиозную работу. Были проверены все телефоны горожан в роуминге на момент похищения врача, изучены все записи уличных видеокамер. Уже тогда оперативники вышли на след убийц. При раскрытии преступления важна каждая мелочь, в деле об убийстве главного врача клинической больницы весьма показательна такая деталь: в тот день, когда было обнаружено тело пропавшего, сотрудники ГАИ Партизанского района остановили на трассе машину именно такой марки, как у Чернышова. Пассажир показал гаишнику удостоверение с красной корочкой, сказал, что он из ФСБ и торопится… в Красноярск -26. Весьма странная фраза, ведь местные жители уже давно называют город Железногорском. Этот нюанс вспомнили, когда в квартире Чернышова были изъяты удостоверения силовых ведомств и фотографии к ним. Но никакого отношения к милиции, ФСБ и армии Чернышов никогда не имел. Некоторое время он жил и работал на Севере, а лет пять назад до событий вернулся в город. У него осталась старая привычка говорить «Красноярск-26».

- Но зачем нужно было проводить такую кровавую силовую операцию по захвату подозреваемого? Гранаты, стрельба, эвакуация жителей. Такое маски-шоу Железногорск вряд ли припомнит!

- Убийство Геннадия Чернышова – это результат непрофессиональных действий красноярских силовиков. С самого начала мы были против этой операции. Были уверены, что можно обойтись без крови, просто надо вызвать Чернышова на беседу в Управление и все. Уверен, он никуда не собирался скрываться из города - в тот день хотел праздновать день рождения внучки. Но нас не послушали. Операцию по захвату подозреваемого в убийстве Мельникова разрабатывали 2 недели. В результате – изрешеченный пулями труп, тяжелое ранение одного ОМОНовца, перепуганные до смерти родственники и соседи и большой резонанс в городе – дескать, человек погиб ни за что! Как мне известно, расследование по убийству Геннадия Чернышова еще не завершено, а кто-то уже получил за это бездарное представление награды. И еще один момент: экспертизу по дроби так и не проводили. Из того ли ствола, что постоянно возил с собой в машине Чернышов-младший, был убит Мельников или нет? Но в суде на это обстоятельство просто не обратили внимание.

Беседовала Анастасия ЗЫКОВА
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения