Понедельник, 29 Апреля, 2024
Железногорск, Красноярский край

Все на ярмарку!

11 сентября 2014 / Общество / 0
Наш ответ санкциям - торговля с машин! Это ноу-хау родилось в недрах краевого правительства. Неужто богатый край не сможет сам себя прокормить без импортных камамберов и украинских шоколадок? Оказалось, вопрос сложный.

Здесь будет создан штаб

Так еще ни один красноярский губернатор не начинал. Даже стопроцентный аграрий Вепрев, собиравший, будучи главой колхоза «Назаровский», по 30-35 центнеров зерна с гектара. Надои у него стремились к 4,5 тысячам литров на корову, а себестоимость мяса была самой низкой в СССР. Но сел Аркадий Филимонович в губернаторское кресло, и ему даже в голову не пришло столь кардинальным путем дать зеленый свет сельхозпродукции. Тем более объявлять ценовую войну супермаркетам, на тот момент - гастрономам.

Все разные люди, которые когда-то возглавляли край, делали одну ставку - на промышленность. Красноярье традиционно считают локомотивом отечественной экономики, и во главе угла всегда промышленный потенциал. И вдруг вместо алюминия с никелем - картошка, курятина какая-то, да еще с ежедневными отчетами по приросту…

Но чиновники на первом заседании штаба по оперативному реагированию на развитие ситуации на продовольственном рынке края не растерялись. Даже после обещания врио губернатора Виктора Толоконского, что штаб будет работать «регулярно и продолжительно», так как его задачи «рассчитаны на длительный период».

Этой ярмарки краски…

Поводом для создания штаба стали санкции ЕС и США. Но, если верить минсельхозу края, мы вполне сами себя прокормим: зерна, картошки, яиц и молока здесь навалом. Зависим от импорта лишь по овощам, особенно помидорам-баклажанам, а также мясу и рыбе. Эмбарго на ввоз заграничной еды пока лишь у пищевых производств вызвало сложности с сырьем. Теперь они заключают контракты с местными поставщиками, докладывают чиновники. 20 предприятий уже открыли 352 новые торговые точки, плюс 64 прилавка поставили для дачников. Всего в Красноярске на этот год запланировано 53 уличных базара, а на КрасТЭЦ как по мановению волшебной палочки явился новый продовольственный рынок «Городской». Туда, кстати, уже и железногорцев торговать позвали.

«Мало!» - сказал Виктор Толоконский. По его мнению, наши рынки даже летом в запустении, и вообще они очень слабые. Ярмарки должны быть чаще. Изобильнее. Про них должны знать все. Надо максимально скупать овощи у фермеров, чтобы никто не говорил, что не смог сдать картофель. Надо организовать добровольцев, которые помогут пожилым донести покупки. Число торговых мест увеличить в разы, продажам с машин дать зеленую улицу. Идеальный вариант - остров Отдыха.

- Никаких рядов, поставили машину на улице или на площади, встал продавец и все, торгуй! – таков ответ врио губернатора и западному эмбарго, и заоблачным ценам в крупных торговых сетях. Толоконский распорядился: на уличных базарах по ценам супермаркетов торговать не сметь.

Почем цены?

Что же все-таки ждать от цен? Задавит ли их торговля на колесах, как хочет врио губернатора? Первыми обеспокоились упомянутые выше производители, местные колбасные короли с королевами. Им сейчас с колес торговать особо нечем, потому что сосиски, буженину и прочий карбонат они делали как раз из дешевого импортного мяса.
Но в правительстве уверены: нашим стабильным ценам эмбарго нипочем. Средняя цена говядины без НДС в убойном весе - 172,7 руб. за кило, считают чиновники. Свинина даже подешевела на 9%, стоит сейчас около 150 руб. К подорожавшей на 2,3% курятине (123,5 руб. кило), настаивает минсельхоз, санкции никакого отношения не имеют. Ну, яйца еще совсем чуть поднялись, на 2,5%. Зато овощи, как и положено осенью, дешевле на 2-7%. Это - данные краевого минсельхоза.

Они явно не из магазинов. И не от Красноярскстата. Там уже подсчитали: по сравнению с декабрем куры и картошка подорожали на треть, свинина - на четверть, яблоки - на 12,3%. Лидирует репчатый лук: 37,9%. Подробности ценовых колебаний можно изучать на официальном сайте ведомства. Или в соседнем магазине.

Штаб заседал на прошлой неделе. Уже в понедельник рапортовали: во всех районах края прошли продовольственные ярмарки, числом 200. Фермерские хозяйства представили большой выбор свежих и экологически чистых продуктов. Овощи, молоко, фрукты, рыбу, мясо, колбасу, мед народ покупал без наценок торговых сетей. Ярмарки продолжат свою работу, ближайшая - 13 сентября в Красноярске. И в Железногорске. Вот что рассказала Наталья Перевалова, ведущий специалист-экономист управления экономики и планирования администрации ЗАТО Железногорск:
- Много ждем приезжих: Барнаул, Дивногорск, Красноярск. Свои, конечно, тоже будут. Но в этом году как-то мало садоводов, не помогли ни звонки в совет ветеранов, ни объявления на сайтах и в газетах. Надеемся, что люди просто подойдут к началу ярмарки и станут торговать.

Наталья Владимировна рассказала, как ничем закончилась попытка привлечь наших производителей к торговле по выходным там же, на «Ракушке». Разослали всем письма, но откликнулось лишь одно фермерское хозяйство, пожелавшее продать картошку. Железногорцы привыкли торговать стихийно, например, за КПП-3. Приучить их к новой инициативе еще придется.

А фермер Николай Новосельский из Нового Пути и на субботнюю-то ярмарку, сказал, не поедет. Некогда, еще не всю картошку убрал, время на вес золота. Урожаем хвастаться особо не стал, но сообщил, что пшеницы взял нынче по 24 центнера, и что уже выкопаны все четыре новых сорта картошки из Тюмени, и он доволен урожаем. К краевым торговым инициативам Новосельский отнесся прохладно: куда, говорит, я с картошкой поеду по Красноярску, кому я там нужен? Вот если бы, как в Саратове, власти для фермеров выкупили бы места на крытых рынках - да уже бы через месяц весь город знал: тут торгует Новосельский, и картошка у него самая дешевая!
В общем, ближайшие выходные покажут, как Железногорск еще только учится торговать с колес.

Кстати, чтобы начать торговать, нужно:
1 - встать на учет в ИФНС;
2 - купить, зарегистрировать и обслуживать кассовый аппарат;
3 - нанять продавца, платить ему зарплату и за него налоги;
4 - заплатить ЕНВД;
5 - купить бензин для машины;
6 - нанять водителя и платить ему зарплату, а за него налоги;
7 - ежедневно проводить сан.обработку машины;
8 - получить лицензию на перевозку грузов (свои грузы тоже нельзя возить без лицензии);
9 - организовать ежедневные медосмотры водителя;
10 - заплатить транспортный налог с машины и т.д.
 
Татьяна ДОСТАВАЛОВА
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения