Понедельник, 29 Апреля, 2024
Железногорск, Красноярский край

Власть и общество: давай делиться

28 ноября 2013 / Общество / 0
Через неделю в краевом центре пройдет Всероссийский муниципальный форум, главной задачей которого является презентация лучших практик открытости и прозрачности муниципального управления. Плюс выработка общих подходов к власти, открытой для общества в Российской Федерации. Что сделано в нашем городе в этом формате? Возможен ли прозрачный городской менеджмент? Нужен ли реальный контроль общества над властью? Эти вопросы в редакции обсуждали заместитель главы администрации Андрей Шевченко, депутат Алексей Кулеш, директор РОО «Школа осознанного родительства» Яна Шевелева и Андрей Горбунов, директор ООО «Международный центр развития».

-Что же это такое - открытый муниципалитет?

Шевченко: Это программа с двумя ключевыми моментами — открытостью управления и доступностью с помощью средств электронных коммуникаций. Первое — это, к примеру, общественная приемная главы, куда гражданин может обратиться с любой проблемой, и он обязательно получит ответ. Электронная открытость - возможность получить услугу, не выходя из дома. Я оформлял не так давно паспорта на всю семью, и это заняло минут семь, потом осталось только забрать их.
Горбунов: Я могу рассказать на примере. Канск, Качан Надежда Николаевна, молодой мэр. 78 процентов она набрала на выборах, несмотря на то, что не принадлежит к партии власти. Она разбила город на 15 округов, в каждом нашла активиста, из которого энергия бьет ключом, дала им свой сотовый и начала работать! Люди знают проблемы лучше власти. Они перезакатывают дороги, делают ремонты, отменяют сделки, где было выполнено с браком. Мэр вынуждена заниматься этой работой, но опыт уникальный и колоссальный одновременно. Народ воодушевился и поверил, что с властью сотрудничать можно. И нам тоже необходима система, которая позволит наладить эффективное взаимодействие общественности и администрации. Например, вот сидит Яна Шевелева, и ее никто не спрашивает, что можно сделать в программе материнства в нашем городе, а почему?
Шевелева: При этом мы не просим материальных ресурсов, мы хотим и готовы сделать вот это, вот это и вот это. Всей помощи зачастую нам надо-то - письмо с подписью. Мы - общественность, которая уже готова к деланию дел.
Горбунов: Вот поэтому я и говорю, что нам необходима специальная площадка, которая, не будучи встроена в вертикаль власти, обеспечит прямой контакт с верхушкой. У муниципалитета есть функции, которыми он может и должен поделиться с общественностью. Когда в Красноярске, в Академгородке, проводят акцию «Миллион деревьев» - это отсутствие общественного контроля. Необходим ЦЭВ - Центр эффективного взаимодействия. Фактически то, что уже сделано в Канске. Не вертикаль власти, а сфера равного общения.
Кулеш: Подобная схема прекрасна, но оторвана от действительности. Пирамидальное устройство власти в стране делает невозможным иную схему. Федеральный центр живет своими нормативами, и городские «хотелки», даже самые правильные, будут разбиваться об этот барьер. Потому что развесить баннеры «Мы против наркотиков» гораздо проще, чем потратить деньги на реабилитацию одного человека.
Шевченко: Муниципалитет - не федеральный центр, здесь система может и сработать. Это до губернатора добраться проблема, тем более до президента, а до мэра - вполне реально. Тем более, если есть та самая активность.

Вопрос поступил на сайт: «Мне кажется, уже давно никто никому не верит. Ни народ власти, ни власть народу. И это в какой-то степени даже нормально. Пусть каждый занимается своим делом, ведь если члены общества начнут решать городские проблемы, то они тоже станут властью. Или я ошибаюсь?» На мой взгляд, человек, задавший вопрос, не понимает, что он и есть власть.

Шевченко: Он не просто власть, он может и влиять на власть. Наш город - одна из немногих территорий, которая имеет электронную приемную президента. Напрямую можно позвонить в аппарат главы государства.

Про страшное оружие вы сейчас говорите…

Шевченко: Не очень. За все время работы этой приемной было три звонка всего. Инструмент влияния есть, спроса нет.
Горбунов: В любой территории не больше 5 процентов активистов, желающих и способных менять жизнь вокруг себя. Людей, которые мыслят позитивно и конструктивно. Они понимают, что если надо - их услышат, если надо - придется действовать самостоятельно на волонтерских началах. Важно, чтобы их организация не была создана сверху. Это должна быть самоорганизация. Каждый должен отдавать себе отчет в том, что сам берет на себя ответственность. Не послали - пошел, а сам решил.
Кулеш: Я у себя во дворе сам посадил две елки.
Горбунов: Необходимо вовлекать эти 5 процентов в активную деятельность. Тогда они освободят руки администрации от рутины и позволят перенаправить усилия в более полезную сторону.

Вопрос вице-мэру Шевченко. Муниципальное управление нужно делать прозрачным? Оно может быть таким? Если да, как это сделать?

Горбунов: Минимизировать функции и все! Объясню. Город Окридж, СЩА, 2002 год. Я познакомился с мэром. У него в администрации 7 человек! 100-тысячный город, свой ГХК, и все абсолютно прозрачно.
Шевченко: Ну, у них все на аутсорсинге.
Горбунов: Да, но все прозрачно. Аутсорсинг работает четко: один раз не выполнил - на тебе ставится крест, отмыться не удастся.
Кулеш: Проще говоря, программу развития материнства и детства пишет Яна Шевелева по договору. Написала, отчиталась, депутаты проверили, приняли, проголосовали. Все качественно - расплатились с Яной.
Горбунов: Там тоже 30 депутатов, и сам мэр, кстати, тоже депутат, и к тому же работает как специалист администрации. У нас бюджет очень сложный, и чтобы добиться его прозрачности, необходимо передать часть функций авторитетным общественным организациям.
Шевченко: Вот смотрите, мы сегодня передали функции управления домами. Но люди не просто не готовы, но и не хотят управлять.
Кулеш: Да и ГЖКУ не готово к этому.
Шевченко: Именно так. Передать функции очень непросто. Отдать можно все, но кто возьмется за исполнение? А проконтролировать в нынешней ситуации аутсорсинг будет еще сложнее! Лишь бы нам не провалиться при этом еще глубже.
Кулеш: Это учеба, и через нее надо пройти.
Шевченко: Алексей, осторожнее с учебой на людях.
Горбунов: Я не говорю о том, что надо сразу 85 процентов функций сбросить. Но если есть инициатива, почему не попробовать?
Шевелева: Давайте различать две позиции: «Мы готовы взять - берите» и «Мы вам дали - заберите». Если говорить о сфере ЖКХ, то тут ответственность как раз брошена.
Горбунов: И что с этой «гирей» теперь делать?
Кулеш: Отличный пример: «С сегодняшнего дня дворы - ваши! Вы их асфальтируете, красите и т.д.»
Горбунов: Пенсионеры в обмороке!

А общество хочет вмешиваться в управление и решать городские проблемы?

Шевченко: В массе своей - нет. А 5 процентов активистов — да.
Горбунов: На самом деле все люди хотят жить хорошо. Но нет пока понимания, куда идти.
Шевченко: Да не хочет нормальный инженер, пришедший с работы, после тяжелого трудового дня брать на себя решение коммунальных проблем дома. У него семья, ребенок, садик, школа.
Кулеш: А тут ему звонит депутат и говорит: «Мы создаем совет дома, ты нужен нам». Он не хочет, а как? А кто? Ну, ладно, иду.

А надо.

Горбунов: Я точно не буду заниматься ремонтом в подъезде, копать во дворе тоже буду вряд ли. Дом - это община. Чтобы вовлечь людей, нужен конкретный результат.
Кулеш: Ты говоришь о договоре горизонтальном. Его сейчас многие так и не понимают. Люди, которые живут в моем доме, верят, что их деньги за квартплату идут куда-то наверх, а это не так. Это деньги на наш дом! И это продлится еще очень долго, пока не поймут все и не перестанут драться за парковочное место и рубить верхушки посаженных мною елочек. Потому что они не мои, а наши. Если резюмировать беседу, на мой взгляд, общинная конструкция в России была разрушена еще в прошлом веке. Вместо нее создана жестко-вертикальная. Община может работать на уровне муниципалитета. 5 процентов активных альтруистов способны развивать общинные отношения. Без них муниципальное управление эффективным не будет. Этим активистам надо помогать, и это функция власти. В принципе, власть из таких людей и должна черпать свой кадровый резерв.
Горбунов: В действующей системе, боюсь, это невозможно.

Пока человек жрущий не станет человеком делающим, город не изменится. Я видел человека, который сам выиграл социальный грант, купил ведро краски и нарисовал «классики» у меня во дворе. Он и есть власть в городе. Встал и сделал.

Шевелева: Это, кстати, был наш человек.

Я вам как бывший учитель истории расскажу, что было время, когда человеки не верили, что круглые колеса могут ехать по плоским рельсам. И в Чехии до сих пор сохраняют участок зубчатой железной дороги, по которой бегает паровоз с зубчатыми колесами. Пока люди не поймут, что они власть, жизнь вряд ли изменится.

Шевелева: Я считаю, и со мной согласны коллеги, уже действующие общественные организации во взаимодействии друг с другом могут эффективно решить городские социальные проблемы. Это легче, проще и масштабнее.
Кулеш: Говоря человеческим языком, Яна готова взять на работу сокращенных логопедов, но для этого ей нужен муниципальный заказ.

Думаю, что если есть заказ социальный, муниципальный не понадобится. Если они востребованы, вопрос будет урегулирован.

Подготовил Михаил МАРКОВИЧ
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения