Суббота, 20 Апреля, 2024
Железногорск, Красноярский край

«ГиГ» начинает новый образовательный проект «Родительское собрание»

23 мая 2017 / Общество / 0
Надеемся, что вопросы, вынесенные на обсуждение, заинтересуют не только мам и пап нынешних учеников, но и железногорцев, чьи малыши еще только готовятся к школьной жизни. Первое родительское собрание посвящено влиянию интернета на наших детей. Слово директору лицея «Гармония» Елене Дубровской.

Слишком легко стать героем

- До недавнего времени Всемирная паутина ассоциировалась с кладезем знаний, где дети могут почерпнуть огромное количество полезной информации. Лет десять назад я и сама считала, что интернет - это образование без границ. А сейчас все чаще слышу, что Сеть - информационная помойка. И в ней наши дети сидят с обеда до вечера, а то и до утра. Я не отрицаю, для людей с ограниченными мобильными возможностями интернет - действительно окно в мир. Но сегодня обычные дети из-за онлайн общения фактически разучились полноценно дружить и, что самое страшное, совершенно не страдают от своего одиночества, а упиваются им. У каждого школьника в социальных сетях есть десятки и сотни интернет-френдов, для которых совершенно не важно, кто ты на самом деле. В кибер-пространстве ребенок легко становится героем, причем совершенно не напрягаясь. Именно поэтому его очень трудно вернуть обратно в жизнь, где нужно делать уроки… Всемирная сеть опутывает свою неопытную жертву паутиной. Ребенку выбраться из нее практически невозможно.

Интересное наблюдение: звенит звонок с урока, и все ученики, словно по команде, достают мобильники и с удовольствием переносятся в другой мир, наполненный как полезной, так и вредной информацией. Еще несколько лет назад на уроках информатики школьники радовались, когда учитель предлагал им быстрее выполнить задание, чтобы успеть минут десять до звонка поиграть. Сегодня эта возможность уже никого не вдохновляет - у каждого в мобильнике закачаны игры поинтереснее и поновее, чем те, что есть в школьных ПК.

Сами растим поколение бездельников

Дети и подростки нуждаются в самовыражении. Если у них не получается это в реальной жизни, они уходят в виртуальное пространство - мир безграничных возможностей при отсутствии ответственности. Такая иллюзия разрушает психику ребенка и его отношения с родителями и сверстниками. В последнее время девочки младших классов увлечены фильмами в интернете о жизни этакой идеальной семьи - где мама, папа и дети с утра до вечера играют, развлекаются, жарят сосиски, ходят в кафешки, магазины, боулинги. Малышки часами смотрят эти завлекалочки, мечтают, чтобы и у них дома тоже все было так, а не иначе.

В душе обижаются на родителей, вечно занятых и уставших после работы. (Вот именно - после работы.) А герои фильмов, которые смотрят девочки, нигде не работают, в школы не ходят, огород не садят, посуду не моют, не стирают, и главное - никаких ненавистных домашних заданий. Сеть, получается, растит поколение маленьких принцесс-бездельниц.

Но если сетевое воздействие на учащихся младших классов еще как-то можно отследить, то с подростками все намного сложнее. А готовы ли сегодня мы, родители и учителя, говорить с детьми на сложные темы, расставлять нужные акценты? Порой мы сами не умеем отделить зерна от плевел. Телевидение заполнено различными шоу. Кто сегодня выписывает газеты, журналы, читает умные книги? Единицы. Информацию мы черпаем из того же интернета, причем очень противоречивую.

Самое печальное, что многие родители совершенно не понимают степень опасности, нависшей над их детьми. Я уж не говорю о том, что школьники стали мало проводить времени на свежем воздухе, а из-за многочасового сидения с гаджетами резко ухудшаются зрение и осанка.

Не хотите потерять ребенка? Действуйте!

Хочу обратить внимание на более страшные вещи.

Мы, родители, счастливы, что ребенок не бегает по улицам, не лазит на стройплощадках, не курит в подъездах и т.д. Вот он, родной, уединился в своей комнате с планшетом или телефоном. Мы спокойны. Однако именно в эти минуты в отношении вашего сына или дочери может совершаться преступление. Тысячи страниц в интернете наполнены фото и видеоматериалами, убеждающими детей, что все плохо и до них никому нет дела. Жизнь бессмысленна, кругом несправедливость, родители понять тебя не способны, а друзья - предатели. Нам зачастую некогда разговаривать с собственными детьми, этим с удовольствием и в своих интересах занимаются другие взрослые. Они «играют» с нашими детьми, обещают им счастливую жизнь после смерти. И шаг за шагом убеждают следовать их советам. Не хотите потерять ребенка, откройте все страницы в социальных сетях, где бывает ваш сын или дочь. Может быть, сегодня еще не поздно, может быть, успеете остановить!

Конечно, полностью оградить от интернета ребенка невозможно, но нужно объяснить ему правила безопасности. Приучите детей никогда не выдавать в Сети личную информацию и сообщать о любых угрозах. Ребенок должен понять, что он в любой момент может поговорить с вами, если столкнется в интернете с чем-то неприятным. Конечно, если у вас нет доверительных отношений с сыном или дочерью, достигнуть понимания будет очень сложно. Так что же делать в таком случае?

Есть много способов узнать, чем живет ребенок в Сети, например, через его интернет-френдов. Можно добавиться к нему в друзья под другим именем. И не стоит о своих действиях сообщать, ведь он легко поменяет ник, пароль, и вы опять окажетесь на нулевой точке.

А что же школа?

Она не стоит в стороне от проблемы. Выходят различные инструкции о фильтровании информации, поступающей детям из интернета во время занятий. Мы старательно ставим на школьную сеть фильтры, но это совершенно бесполезно. Почти каждый ученик имеет свободный выход в сеть через мобильник - родители позаботились. Но, к сожалению, никто не позаботился о том, чтобы научить детей отличать достоверные сведения от недостоверных, избегать навязанной информации, способной причинить вред их здоровью, нравственному и физическому развитию, чести, достоинству и репутации. После прошлогодних трагических случаев в Красноярске, когда из-за ссоры в социальной сети мальчик убил своего ровесника, нам пришло указание из краевого министерства образования об обязательном мониторинге социальных сетей учеников. Не упоминаю о том, что для учителей это дополнительная неоплачиваемая нагрузка. Я говорю о бессмысленности данного указания - в принципе. Опыт общения с подростками «ВКонтакте» у меня есть.

Я пыталась выстроить с детьми диалоги, приучить хотя бы не пользоваться нецензурной лексикой, напоминала, что с ними общается директор школы. Но потом ушла из социальных сетей. Многие школьники зарегистрированы не под своими именами, а прочитать их личную переписку технически вообще невозможно. Педагоги узнают об инцидентах в сетях, только когда о них рассказывают сами дети. Конечно, в таком случае мы сразу вмешиваемся в ситуацию. Мне пришлось как-то проводить серьезную беседу с ученицами старших классов по поводу разборок, которые шли «ВКонтакте». Родители потом мне звонили: девочки пришли домой сильно напуганными. Пусть так. Возможно, этот испуг спасет кому-то из них жизнь. К сожалению, не всегда взрослые люди понимают степень своей ответственности в воспитании своих детей.

Однажды я пригласила родителей ученика и показала, что опубликовал их отпрыск на своей страничке. К моему удивлению, они возмутились, что я посмела нарушить «личное пространство» их сына. Они, дескать, себе такого не позволяют и не будут позволять. А «личное пространство» дитяти, к слову, было заполнено матами, оскорблениями и еще более страшными вещами, вплоть до экстремизма. Причем страничка зарегистрирована совершенно на другую фамилию, но сам подросток и не отрицал своего авторства. Более того, ему совершенно было непонятно, чем так обеспокоены учителя. Это ведь интернет!

Нужен авторский Интернет
 
И теперь самый главный вопрос - что со всем этим делать?

Каким образом дозировать информацию из интернета, я не знаю. Пока ребенок еще маленький, родители, конечно, могут просто запретить ему пользоваться Сетью самостоятельно, разрешат смотреть только развивающие видео, игры. Но со школьниками эти методы уже не работают. Не поможет и установка программы «родительский контроль» - ребенок все равно отыщет способ найти сайты, которые его интересуют. Считаю, что проблемой должно заниматься государство. Я сторонник того, чтобы при входе в Сеть пользователя до 14 лет можно было бы идентифицировать. Конечно, такой «авторский интернет» лишь на несколько лет смягчит ситуацию. Но что-то делать надо прямо сейчас!

Записала Марина СИНЮТИНА
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения