Пятница, 03 Мая, 2024
Железногорск, Красноярский край

Дмитрий Протопопов: «В школе все должны стать навигаторами детства».

9 октября 2023 / Образование / 0
Специалистам Управления образования Железногорска 2 октября представили нового руководителя – Дмитрия Протопопова. Его называют своим в системе. В образовании нашего города он с 2001 года и ни разу ему не изменил. Потому что посчастливилось найти свое призвание.
 
– Дмитрий Владимирович, с каким настроением и мыслями принимали решение возглавить Управление образования? 
 
– Признаюсь, это никак не было связано с моим представлением о счастье. Думал, подольше поработаю директором школы 95. Но пришло время, наверное. Другая мотивация в данном случае была бы для меня сложна. Но когда директора школ, заведующие детскими садами, учреждениями допобразования обращаются к главе и называют тебя кандидатурой на пост руководителя, кочевряжиться не очень прилично. Я люблю наш город и нашу систему образования. Всегда считал, что она у нас одна из самых сильных, несмотря на все метели и вьюги, одна из конкурентоспособных сторон города. Поэтому хотелось бы какой-то положительный вклад внести в это направление в целом.
 
– Что реализовано с точки зрения мечты директора и педагога в школе 95?
 
– Самое главное – школа стала для детей местом, где им комфортно, где они главные. Но при этом не забыты другие участники процесса. Наоборот, это сообщество. Я чаще говорю не «школа 95», а «сообщество школы 95». Школа – это здание. А вот то, что внутри этого здания, душа – и есть сообщество. Туда входят все: ребята, родители, педагоги, наши ветераны и жители микрорайона. Когда я только пришел директором, с каждым провел беседу. Мне важно было понять, чего не хватает школе. Педсостав очень сильный, есть замотивированные дети, активные родители. Но не было веры в себя. Задача была – зажечь эту веру. Надеюсь, так и произошло. У нас родились и стали настоящими брендами школы и города большие проекты, которые с легкостью можно масштабировать. 
На последнем совещании с коллективом я ловил себя на мысли, что все работает уже без меня. И это грело душу. Значит, здесь я свою миссию выполнил. Может, надо попробовать силы где-то еще.
 
– Как вы попали в педагогику?
 
– Это случайность. Хотел поступать на юридический факультет. Учился в школе 91 и серьезно занимался историей и обществознанием. В историю погружался с преподавателями пединститута. Они меня поразили своими энциклопедическими знаниями. И я попробовал сдать экзамен в педагогический. Неожиданно для себя самого сдал и поступил. Подумал – это судьба. Если что, в следующем году перепоступлю. А потом ни разу не пожалел. Еще более случайная ситуация была, когда я пришел собственно в школу. Школа 96,  2001 год. Решил выручить однокурсницу, которая сказала, что в школу не пойдет, и попросила заменить ее. Потом был интересный разговор с директором Лидией Александровной Голубинской – мастером диалогов и мотивации. Она умудрилась зацепить меня: а чем вы можете быть полезны школе? Пришел домой, звонит бабушка (тоже учитель истории): знаю, что ты был в 96-й, не подведи меня! И я понял, что попал по полной программе. Мне тогда дали самые сложные классы, с выпускниками мы дружны по сей день. Вот так я остался в педагогике. Учитель истории и заместитель директора в 96-й, а затем десять славных лет директор 95-й.
 
– Такая искренняя, всеобъемлющая любовь к школе 95, а сейчас плюсом еще 13 школ в эту систему, детские сады, допобразование. Думали уже, как выстраивать отношения?
 
– Конечно. Я же из системы. У нас выстроены отношения со всеми. Со многими реализовывали совместные проекты. Знаем друг друга и понимаем, чего друг от друга ждать. Это легче, чем когда ты приезжаешь и не знаешь никого и ничего.
Понятно, что 95-я – это любовь. И мне придется непросто, чтобы не было ощущения, что эти любимчики, а остальные – так себе. Везде важна адекватность и баланс. Будем стараться.
 
– Какой вы руководитель?
 
– Непростой. Потому что не могу равнодушно относиться к делу и жду такого же отношения коллег. Далеко не все к этому готовы. Новое и изменения неизбежны. Подчеркну, что для меня важен человек. Мы все живые, и у нас могут возникать разные обстоятельства в жизни. Ценю, когда отношения и диалог честные, и нет недосказанности. 
 
– Какие стороны железногорского образования хочется усилить? А может быть, есть что-то, что точно хотелось бы изменить? 
 
– Я сейчас скажу только штрихами – детально говорить о планах пока рано. Однозначно необходимо изменить подход в организационных вещах. Управление образования должно стать мощным ресурсом. Чтобы быть ресурсом, нужно иметь четкую структуру. Сейчас очень важно понятие инновационного потенциала. У нас очень много фишек, но чтобы не стоять на месте и как-то их применять, масштабировать, нам нужен инструмент. У нас в городе, к сожалению, нет методической службы. Если мы посмотрим территории и другие закрытые города, то сразу становится очевидным, что сейчас на это делается ставка, методические службы усиливаются, в них вкладываются деньги.
Если говорить содержательно, то государство, министерство перед нами ставят очень четкую и мне, например, понятную задачу – создание единой системы образования, когда сильные стороны, важные проекты не должны концентрироваться только в одной школе. Они должны работать в целом на систему образования, на ребят из разных школ. Одна из главных задач, которую я вижу, – определить эти фишки, сильные проекты, которые могут служить развитию. И вот они должны стать достоянием города. Например, «Школа проектов» в 95-й – наш ресурс, который работает на другие территории.
Вторая большая задача – сейчас государство обратило внимание, абсолютно правильно и понятно почему, на воспитательную компоненту. Мне это было понятно очень давно уже, в 2014 году точно. Этот воспитательный компонент мы должны почувствовать в каждой школе. Должность советника по воспитанию не должна быть формальной. Это те педагоги, которые должны взаимодействовать с общественными объединениями. Советники должны быть в диалоге в большей степени с детьми, чем с учителями и администрацией. Не случайно их называют «навигаторы детства». Здесь очень глубокий смысл. Такими навигаторами должны стать в школе все.
 
– Еще из нововведений – профориентация в школе. Актуально?
Не запоздали? 
 
– В этом вопросе запоздать нельзя. Конечно, это нужно было делать раньше, но хорошо, что возрождается эта система. Только снова есть риск – все не должно закончиться только теоретическими занятиями и уроками. В каждой школе должно быть что-то свое в этом направлении. У нас в 95-й была «неделя профи», когда родители приходили в классы и в интерактивном режиме рассказывали о своей профессии. Чего у нас только не было! И уколы мы ставили, и по рации разговаривали, и пироги пекли… Очень важно не упустить момент формулировки целей и задач.
 
– В каждой школе должен появиться театр. Как в этой истории избежать формальности?
 
– О, эта задача еще интереснее. Все должно быть не просто «мы думаем, что это театр». Потому что это мощный инструмент воспитания. Но если мы это делаем просто для того, чтобы показать, что у нас есть театр – лучше тогда не делать вообще. Это будет обуза, бремя, это будет раздражать. В каждом шаге должен быть смысл. И центром этих смыслов должны быть дети. Очень важно, чтобы в деятельность включались все учащиеся, а не только пул избранных активистов. Я знаю, что это возможно. У каждого ребенка есть потенциал, просто кому-то нужна помощь взрослого, чтобы его раскрыть, нужны условия – вот мы и должны эти условия формировать.
 
– Как вы видите развитие системы дошкольного и дополнительного образования?
 
– Векторы развития общие. Хотя порой мне кажется, что детские сады более заряжены, чем школы – они ближе к детству. И у них есть уникальные проекты. Я уже не говорю про учреждения допобразования, которые работают на уровне профессионалов. Но важно, чтобы все это вливалось в общую систему. У нас единое поле, и оно достойное. Иногда бывает, конечно, оправданная критика, но чаще – не очень. Например, я знаю, что в дошкольных учреждениях очень серьезная ситуация по прививкам – формируется актив родителей. Это их осознанное решение – не защищать своего ребенка по национальному календарю вакцинации. Но заведующий обязан выполнять требования закона, потому что прививочная кампания – это безопасность других детей. В этом смысле я не согласен с рядом родительских претензий. Надо ценить то, что у нас есть. А в конфликте очень легко растерять профессионалов.
У нас в системе образования очень сильный кадровый состав. Я много лет являюсь экспертом Министерства образования по лицензионному контролю качества и езжу в разные территории на проверки. Мне есть с чем сравнивать. У нас очень высокий уровень притязаний у самих руководителей, педагогов, а у общества высокие ожидания. С одной стороны, так сложней работать. С другой стороны – у нас большой потенциал. Просто нужно его развернуть в определенную сторону.
 
– Но проблема кадров стоит остро...
 
– Да, это боль, и не только железногорского образования. Она всеобщая – и краевая, и российская. Наверное, ее можно назвать объективно сформированной. Когда происходит смена технологических платформ, когда жизнь становится вдруг совсем другой, очень часто теряются ориентиры, и людям нужно заново их выстраивать. Нельзя бросать, отпускать эту ситуацию. Нужно максимально вытягивать теми ресурсами, которые у нас есть. А дальше посмотрим. Будем работать во благо будущего. 
 
Юлия ТРЕТЬЯКОВА
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения