Пятница, 26 Апреля, 2024
Железногорск, Красноярский край

Оксана ГРИГОРЬЕВА: «ЦД готов к экспансии территорий»

18 июня 2014 / Культура / 0
В Железногорске полно мест, которые, кажется, были всегда. Часы на площади Ленина, собор над озером, лиственница Царевского, башня в лесу на Ленинградском. Центр досуга вполне можно отнести к таким объектам. Это здание между «Балтийским» и школой 103, кажется, было всегда, а ведь ему всего 15 лет. Юбилей не великий, а вот тема для разговора о железногорской культуре хорошая. Мы беседуем с директором ЦД Оксаной Григорьевой.

- Было время, когда отношение горожан к зданию ЦД, не к учреждению, было аналогично отношению к кондитерской фабрике: там «Титаник», здесь «гробина», неизвестно для кого и для чего построенные. Кому понадобились и зачем - вообще непонятно.

- И мне, и коллективу ЦД , мы вообще незаменимы! Нет, действительно: очень много мероприятий мы проводим и городского уровня, и локального. Чтобы было понятней, приведу цифру. 15 лет назад ЦД организовыал 70 мероприятий в год, сегодня - 700. Понятно, что это вместе с нашими подразделениями на Девятке, в «Юности», и в Тартате. В стенах учреждения и на улице мы работаем для всех. Поэтому и план у нас такой - сделали 700 мероприятий, заработали? Делайте дальше. В принципе, справляемся, но некоторые в городе до сих пор не знают о нашем существовании.
 
Неужели кому-то и сегодня нужно расшифровывать, что такое ЦД?

- Нужно! В силу того, что есть люди, которые не интересуются культурным досугом. Мероприятиями, которые проводят городские учреждения культуры. Не так давно мне пришлось водителю, перевозившему аппаратуру, объяснять, где находится ЦД.

То есть водительский класс у нас некультурный и в сторону Мельпомены не стремится?

- Я тогда спросила у шофера: «А где вы приобщаетесь к светлому вечному?» Отвечает: «Если душа просит праздника - еду в Красноярск».

Какова же сегодня ваша целевая аудитория?

- Про нас точно знают детские сады и школы, пенсионеры и ветераны. Родители с детьми про нас помнят. Все! Мы работаем ведь не только на район Ленинградского и 60 лет ВЛКСМ. «Ракушка» территориально близка к парку, а большинство мероприятий там - наши. Коллектив мобилен, и работаем мы соответственно. Можем провести праздник в четырех стенах, а можем выехать и под ключ сделать праздник.
 
В мобильности сомневаться не приходится. Насколько я могу судить, за один день празднования независимости России вам удалось перенести торжество с улицы в помещение и обратно, и все это без потери времени и задержек мероприятий. И давно вы работаете в таком режиме?

- Кто?

Центр досуга и его директор. Или эти понятия еще можно разделить?

- Уже, наверное, нет. Приросла. 7 лет как руководитель, а как сотрудник - 10 лет… Хотя приходила так, посмотреть. Когда я ушла из Дворца культуры, думала, что с культурой - все. Работать не могу, нет сил, зарплата маленькая, ничего не двигается, все стоит на месте. Говорят, что нельзя войти в одну воду дважды, в культуре - можно. Уходила я в свое время в никуда, а оказалось, что пришла надолго. Я помню, как много лет назад водила дочь на хореографию в ДК, случайно столкнулась с Эммой Николаевной, она тогда замещала Марченко, и та уговорила меня пойти работать по профессии. Причем тогда же она и сказала: «Не получится у нас, скоро откроется Центр досуга, в нем себя попробуете».

И много у вас в ЦД «случайных людей»?

- Главное, что сегодня у нас много молодежи. Мне это очень нравится. И сейчас хочется делать то, что умею. Творческий человек. Хотя помню, что планировала три года поработать и уйти. Естественно, ничего из планов за отведенные сроки сделать не удалось. Но то, что получилось, радует. Главная моя гордость - коллектив и есть. Из нас вышла команда, это наша общая заслуга. Я могу сказать, что мы - профессиональная команда, хотя специального образования нет у многих. Но мы можем делать такие вещи, что любой профи позавидует.
 
Что мешает?

- Очень много идей, которых мы не можем воплотить в жизнь. Банальная причина – не хватает финансов. Хочешь - не хочешь, а техническое обновление с плеч не сбросишь. Все устаревает мгновенно. Свет не тянет, микрофоны - барахлят, техника не соответствует времени. А эти вопросы очень много значат в нашем культурном деле. Простой пример: мы не проводим дискотек, отказались от них сами. Разве возможно соперничать с ночными клубами в техническом оснащении? А ведь это когда-то была реальная статья доходов, но отстали - не догнать. Ищем новое. Вторая беда - нехватка времени. Жесткий и плотный график, помноженный на спущенные сверху мероприятия. И когда нам заниматься свободным творчеством? Так что текучка заедает, правда. И я рада бы «выпороть» коллектив за недочеты на мероприятиях, но не могу, потому что знаю, что каждый вывернулся наизнанку, чтобы все вообще получилось. По честности отношения к профессии моим сотрудникам равных нет. Не то что строители.

Есть причинная обида на последних?

- А как же! Сделали ремонт - крыльцо, фасад, деньги выплачены. Ну, обидно. Нам бы просто не позволили так халтурно работать. И первыми бы нам это высказали наши зрители, потом администрация, а затем партнеры, и зрителей бы у нас не осталось… Жалко, грустно.
 
Был в проклято-прекрасные советские времена лозунг «Превратим Сибирь в край высокой культуры». Вы сами отмечаете, что ниша, которая испытывает потребность в культурных мероприятиях, крайне мала. Мне не так давно довелось участвовать в переезде, и один из грузчиков задал такой вопрос: «А что это у вас в этих ящиках? Кирпичи, что ли? Да так много!» «Книги», - говорю. «Книги?!» На этом диалог прервался, но выводы из него сделать можно…

- Кадры и сегодня решают все. Я не хочу никого обижать. Но когда мне говорят: «Впереди аттестация, всех без образования учите, или будем сокращать», бюджет при этом на обучение кадров каждый год просто вычеркивается. Баянистов в городе раз-два и обчелся, сейчас их взять просто негде. А выпускники не идут. Вот поэтому и надо держать молодежь, пришедшую к нам. И стариков, которые помнят и знают, как работать. Есть люди в культуре, исповедующие принцип «так было всегда». Но так больше не будет! Все меняется, и мы должны следовать за временем. А вы знаете, что в ЦД все вахтеры с высшим образованием? Потому что с них начинается «вхождение человека в культуру», и как они встретят гостей, так те и будут относиться к дальнейшему. Именно поэтому у нас горожан встречают самые воспитанные женщины.

Легче всего в этом смысле спортсменам: как только перестал показывать необходимые голы, очки, секунды - пора уходить. В журналистике исписавшегося коллегу видно сразу. Когда в культурной сфере человек должен понять, что пора прощаться и уходить из профессии?

- Когда он потеряет своего зрителя. Вот тогда он должен понять, что время пришло. Есть пенсионеры, на которых идет зритель долго. Вот когда ушел зритель - время принимать решение.

На одном из последних юбилеев города я услышал сомнительный комплимент городской культуре. Один из московских гостей, добравшись до микрофона, благодарил Железногорск за то, что город позволил вернуться ему на много лет назад, в период комсомольской самодеятельности. Понятно, что в столице, где не проблема заказать Стинга с Мадонной, самодеятельность другого уровня, но все же…

- Да, там самодеятельность иная. И у нас нет другого, кроме того, что мы делаем. Горожане привыкли к нам. Специалистов, работающих в других, новых сферах, можно по пальцам пересчитать. Хореографы за две минуты не меняют свое направление. Уровень остается тем же, и качественных скачков не предвидится. Пригласить нового специалиста в закрытый город - вы знаете, что это такое. Без жилья это невозможно. Наличие ставки ничего не решает.
 
В последнее время в железногорской культуре не принято говорить «проблемы», вместо этого звучит «задачи»…

- Видимо, потому что проблемы - несколько депрессивное понятие, а нам бы этого не хотелось. Из проблем очень сложно выбираться, а задача наверняка имеет решение, нужно только его найти. Причем вариантов может быть очень много или хотя бы несколько. Тем более, если это надо нашему зрителю — значит, надо и нам. Но мы помним, что всем не угодишь. Желания тоже у всех разные. Так что внутренний контролер у нас есть.

Контроль - черт с ним, но что вы собираетесь делать?

- Мы бы хотели найти новые формы, чтобы улучшить качество услуги. Решаем несколько задач. Во-первых, научиться отдыхать. Вы не поверите, но когда я сотрудникам сказала, что Новый год будем отмечать через год, услышала: «Что же мы делать-то будем?» Настолько привыкли работать. Вторая задача - воспитание патриотизма. В 2013-м нам даже удалось выиграть на эту тему грант. Благодаря ему купили себе новый проектор. Красноярск делает для нас подборку фильмов. Уроки истории вместе с интерактивом - очень интересный формат получился. И теперь через призму кинофотодокументов мы помогаем школам взглянуть на привычное по-новому. То, что двигаемся мы по верному пути, подтверждают выигранные нами гранты.
 
Так в условиях категорического сужения культурно-потребляющей ниши задача зарабатывания денег решаема?

- Да. Нужны специалисты, которые помогут нам в экспансии на прилегающие территории. Плюс спецы, которые будут выполнять текущие и растущие задачи. И тогда миссия зарабатывания денег станет выполнимой. Мы к этому готовы.

Беседовал Михаил МАРКОВИЧ
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения