Среда, 19 Февраля, 2020
Железногорск, Красноярский край

Премьера с вопросами

7 февраля 2020 / Культура / 0
В минувшие выходные на сцене театра оперетты состоялась, пожалуй, одна из самых необычных премьер за последние годы. Лирическая комедия «Кто ночью лишний?» вызывает эклектику эмоций. В начале кажется, что это легкая пьеса, а зритель пришел расслабиться и посмеяться, но позже - возникает много непонятных вопросов. Кто-то ответы нашел под занавес, кто-то ушел домой в раздумьях. Были и те, кто разбираться не захотел и покинул зал после первого отделения.

Постановкой спектакля занимался уже ставший родным для нашего театра московский режиссер Игорь Меркулов. Его работы всегда восхищали железногорцев, будь то комические или драматические произведения. И в этот раз зрители ждали подобного эффекта, но история зашла не всем. Однако не станем забегать вперед…

Спектакль «Кто ночью лишний?» поставлен по пьесе Владимира Арро «Необычный секретарь». Главный герой - секретарь приемной некоего учреждения (его роль исполняют Сергей Китаев и Максим Карчуганов). За дверью проходит заседание комиссии, которая прилетела из Москвы. Дело в том, что произошла утечка информации. Что за контора, что за информация - непонятно, да это, как выяснится в конце, и не важно. Зрителю не видно, что происходит за дверью, но ясно, что там несколько мужчин, по вине которых произошла утечка, и их судьи.

Ближе к ночи в приемную начинают приходить женщины, у каждой из них здесь муж или возлюбленный. Их встречает секретарь. Нет, пожалуй, Секретарь (с большой буквы). Он пытается сделать пребывание гостей максимально комфортным. Готов быть для них кем угодно – барменом, библиотекарем, лекарем. Может удовлетворить любые их потребности, но только не впустить в кабинет, куда они так рвутся попасть. Женщины абсолютно разные: Нелли Николаевна (Наталия Рон, Ирина Кирса) - эксцентричная особа, актриса, знающая цену своей красоте и таланту; Бородина (Анна Строганова, Татьяна Ежова) - начальница швейной фабрики, прямолинейная, с жесткой хваткой, очень напоминающая Людмилу Прокопьевну из «Служебного романа»; Паня (Ольга Зайцева, Татьяна Летавина) - домохозяйка и, как принято называть в современном обществе, «яжемать». Последней появляется Девушка, ее никто из троих предыдущих не знает. К кому она пришла, пытаются выяснить, ведь тех, кто совершил ошибку, трое. Эта героиня молода, красива, нежна, очень сильно переживает за своего любимого, ведь участь «головотяпов» неутешительна. Актрисы играют великолепно, и если для Наталии Рон и Зинаиды Бутузовой это привычное амплуа, то Анна Строганова и Ольга Зайцева очень потрудились, чтобы соответствовать своему образу.

В этом спектакле основная задача легла именно на артистов, потому что декорации особой роли не играли, они незаметы, статичны. Музыка тоже ушла на второй план, что удивительно для театра оперетты. Хотя несколько совершенно разных произведений все же на сцене неожиданно исполняются, правда, назвать это пением сложно. Например, Максим Бутыч в образе Стаса Михайлова лишь раскрывает рот под песню «Все для тебя». Оперную партию Дон Жуана Иван Слуцкий исполняет сам, а вот его партнерша Наталия Рон поет двумя голосами - фонограммным и своим. Балет в виде трех граций, которые возвращали зрителей к пониманию, что они в театре оперетты, оставили. Хотя если бы не эти музыкальные вкрапления, спектакль был бы традиционной драматической пьесой с вполне понятным сюжетом, но без них, наверное, он не получился бы таким эмоциональным. Не было бы у зрителя вопросов, для чего это сделано, и не было бы поиска ответов.

- Я остался до конца только потому, что хотел узнать, чем кончится дело, что будет с теми, кто допустил утечку информации, - говорит зритель Роман Пашков после спектакля. - Думал, что это простая комедия о любви, но оказалось, как я потом прочел в программке, сюрреалистическая, и над ней надо подумать.

Были и те, кто понял смысл произведения, когда дело подошло к развязке, аплодировали и кричали «Браво!», «Именно так и должно закончиться». Может быть, потому что не боялись задавать вопросы. При чем тут архангелы (именно так иногда называли герои членов комиссии)? Кто на самом деле Секретарь приемной, и почему его костюм меняется от черного в начале к белому в конце? Почему, когда дверь открывается, Девушка свободно вбегает в тайный кабинет, а три остальные героини становятся частью хаоса, который творится на сцене?..

Вера РАКОВА

[комментарий]
Игорь МЕРКУЛОВ
режиссер
- Эту пьесу изначально мне заказал город Березняки. Когда я начал ее читать, ничего понять не мог - что за ерунда такая непонятная, но финал меня убедил: я понял, что мне эта тема тоже очень близка, я люблю, когда в сюжете есть неожиданный поворот. Благодаря чему зрители по-разному воспринимают произведение, каждый открывает свои смыслы. Именно поэтому перед премьерой я стараюсь не говорить, о чем произведение.
Сложность спектакля в том, что он драматический, мы добавили в него музыкальные номера, чтобы приблизить его к музыкальному. Но актеры играют по правилам драматического театра. И для них это была серьезная и сложная работа. В оперетте большую роль играет музыка, а в этом спектакле артисты находились в непривычной для себя атмосфере.
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения