Воскресенье, 28 Апреля, 2024
Железногорск, Красноярский край

То, о чем нельзя писать

23 мая 2016 / Есть тема / 0
Роспотребнадзор подготовил проект для СМИ по освещению самоубийств. О подобных фактах рекомендуется теперь сообщать кратко, без подробностей о личности суицидента, не описывать избранные им средства и способ, а также не раскрывать место, где произошло событие. В заголовках исключается использование слов «суицид» и «самоубийство». Как жить дальше?

Несчастный случай или убийство?

В Железногорске в начале мая произошел трагический случай, имеющий самое прямое отношение к нашей теме. Само по себе происшествие, конечно, ужасное, но далеко не экстраординарное, поскольку Сибирь, согласно данным Википедии, считается очень неблагоприятной территорией для комфортности не только тела, но и души. То ли солнышка у нас маловато, поэтому в депрессию народ уходит чаще, то ли о смысле жизни наше население задумывается больше, чем в других местностях. Предполагаю, что закрытый город по данному показателю ничем не отличается от всего сурового региона.

Так вот. Местным СМИ становится известно лишь о самых демонстративных фактах суицида - либо из соцсетей, либо из официальной сводки правоохранительных органов. В начале мая пользователи комментировали гибель молодого человека, который упал с 10 этажа дома на Ленинградском. Что произошло: несчастный случай, убийство или сведение счетов с жизнью? Ответ на эти вопросы могут дать только в Следственном комитете, куда мы и обратились. Руководитель СО СК Андрей Аннушкин подтвердил, у следователей находятся материалы проверки по факту смерти мужчины, погибшего в результате падения с высоты. Аннушкин сообщил некоторые подробности о личности человека, а также сказал, что речь о несчастном случае и криминале, скорее всего, не идет.

Задаем сакраментальный вопрос: можно ли об этом писать в газете? Руководитель следственного отдела сообщил - данная информация не является секретной, а ограничения Роспотребнадзора по ее освещению в СМИ следователей СК не касаются.

Запрещено Роспотребнадзором

После такого разъяснения в редакции пришлось проводить совещание: стоит ли вообще упоминать о случившемся? Ведь наказание за нарушение правил Роспотребнадзора светит серьезное - вплоть до блокировки сайта и штрафа. Ведь если следовать рекомендациям надзорного ведомства буквально, то сообщение о происшествии должно выглядеть следующим образом: «7 мая из «запрещено Роспотребнадзором», «запрещено Роспотребнадзором» молодой человек. От полученных травм он скончался. Руководитель следственного отдела СК Андрей Аннушкин рассказал «запрещено Роспотребнадзором».

Обратились к другим ресурсам - как коллеги выходят из положения. На сайте Следственного комитета Красноярского края слова «суицид» и «самоубийца» тоже не употребляются, однако вывод из официальных сообщений можно сделать совершенно однозначный. К примеру, «По предварительным данным, на протяжении последних нескольких месяцев женщина вела себя странно, часто говорила о смерти и просила родных позаботиться о детях. Приехав погостить к сестре мужа на несколько дней, женщина выпрыгнула из окна ее квартиры, расположенной на тринадцатом этаже».

Любой человек может посетить данный ресурс, прочитать данный текст. Или ограничения созданы только для СМИ, каковым официальный сайт СК вряд ли является?

Ограничить беспредел в сети

Информация о том, что Роспотребнадзор собирается запретить средствам массовой информации подробно сообщать о суицидах, появилась еще весной 2015 года. Тогда же говорилось, что в рунете заблокировано более 6 тысяч страниц сайтов, провоцирующих на совершение самоубийств и детально описывающих способы добровольного ухода в лучший мир. Подавалась эта мера под соусом охраны общественной нравственности и права человека на жизнь. Спору нет, давно пора было хотя бы попытаться ограничить беспредел, творящийся в сети.

Свежайшая история о сообществах «ВКонтакте», призывающих подростков к суициду, вызвала бурное обсуждение не только в интернете, но и реальной жизни. Другое дело, что проворачивалась тема ограничений и блокировки медленно - на принятие решения о запрете вредных сайтов и проведение многочисленных экспертиз ушло целых три года. Впрочем, как недавно выяснилось, титанические усилия ведомства потрачены, похоже, впустую - появились другие интернет-ресурсы, призывающие решить все проблемы одним махом.

Проще замолчать, чем решить

Но, как мне кажется, причина запретительных мер совсем другая. Весной 2015 года одно серьезное ведомство предъявило серьезные претензии порталу «Православие и мир», разместившему заметку о суициде двух страдающих онкологией стариков. До этого в других СМИ был опубликован ряд статей, посвященных самоубийствам онкологических больных. Журналистов тогда корили и за нарушение врачебной тайны, и за причинение моральных страданий родственникам погибших. Но самым главным пунктом обвинения оказалось упоминание способа и причины ухода из жизни. Согласно федеральному закону «О средствах массовой информации» о способах суицида действительно сообщать нельзя. Но о запрете упоминания причин поступка ничего не сказано. Тем не менее, думаю, именно тогда журналистам дали понять: себе дороже писать о том, что люди предпочитают смерть мучительным болям, от которых нет избавления по единственной причине - трудно выписать необходимый препарат. Видимо, проблему с лекарствами для пациентов в терминальной стадии оказалось проще замолчать, чем решить.

Ровно через год на сайте Роспотребнадзора были опубликованы рекомендации для СМИ по освещению случаев самоубийства. Данный шаг объясняется защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Спору нет, нужное и важное дело, даже можно сказать - выстраданное. Но, как часто это бывает в нашей стране, вместе с водой можно выплеснуть ребенка.

Как бы ни стал следующим мероприятием по спасению психики молодого поколения от разрушительного воздействия суицидальной темы запрет романа Льва Толстого «Анна Каренина» или пьесы Александра Островского «Гроза». Ведь причины, толкнувшие главных героинь на самоубийство, подробно и детально изучаются в школе. Не окажется ли в таком случае вне закона «Ромео и Джульетта», где Шекспир опоэтизировал то, «о-чем-нельзя-писать»?

Но это все лирика. Во взрослом жестоком мире куда больше проблем, которые проще замолчать, и просто жить дальше. Кто сможет, конечно.

Марина СИНЮТИНА
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения