Воскресенье, 05 Мая, 2024
Железногорск, Красноярский край

Дмитрий ДИКИХ: «Боюсь, в школах некому будет работать уже через 5-10 лет»

16 июня 2015 / Есть тема / 0
«ГиГ» продолжает цикл публикаций «Педсовет», в рамках которого железногорские учителя говорят об основных проблемах образования. Почему в школе сегодня так трудно учиться, и что интересует современных детей? На этот раз мы предоставляем слово завучу лицея №103 «Гармония» Дмитрию Диких, преподавателю информатики.

- Дмитрий Николаевич, информатику стали вводить в школьный курс с 1985 года. Но потребовался не один десяток лет, чтобы предмет занял прочное место наряду с математикой и физикой. С какими обстоятельствами это связано?

- Информатика вышла из кибернетики - раздела математики. Со временем она оформилась в обособленную науку. Первые персональные компьютеры сегодня выглядят динозаврами, но в свое время они воспринимались как вершина человеческого гения. И редко какая школа еще в начале 90-х могла похвастаться собственным компьютерным классом. Становление информатики как школьного предмета происходило на моих глазах, когда я еще сам учился в школе. У нас был прекрасный педагог - Галина Михайловна Бойко, благодаря которой мы полюбили информатику и все свободное время проводили в компьютерном классе, ведь мало у кого дома был свой ПК. К тому же домашние компьютеры были на порядок хуже, чем школьные. Сегодня ситуация противоположная. Компьютеры есть практически у всех учеников, причем они намного современнее, чем те, которыми обеспечены школы. Занимались мы в основном программированием, поскольку технология - текстовые редакторы, электронные презентации - тогда только-только начинала развиваться. Сегодня именно прикладной части информатики отдается большая часть времени, а программирование включено в профильный курс. Понятно, что раньше качество подготовки в вузе учителей информатики оставляло желать лучшего, поскольку методика преподавания предмета была еще не на должном уровне. Когда я пришел работать в школу, информатику мне пришлось в большей степени изучать самостоятельно.

- Преподаватели различных школьных дисциплин бурно обсуждают целесообразность перехода к единым учебникам. Что по этому поводу думают информатики?

- Свистопляска с учебниками по информатике, наверное, посерьезнее, чем по другим школьным дисциплинам. За 15 лет учебники и учебный план менялись неоднократно. Во-первых, из-за введения новых стандартов, во-вторых, из-за того, что при бурном развитии техники и технологии, интернета и сетей информация быстро устаревала. Но сегодня ситуация изменилась к лучшему. Два последних года мы занимается по удачному, на мой взгляд, изданию под редакцией Константина Полякова. Этот учебник можно назвать народным, поскольку Поляков и команда его единомышленников опубликовали свой труд по главам сначала на специальном сайте, предложив к широкому обсуждению. Авторы принимали все дополнения и замечания от педагогов. Собранный по крупицам, материал вошел в учебник информатики за 10-11 классы. Сегодня данное издание находится в перечне, рекомендованном школам Минобром. При подготовке к ЕГЭ эта книга является неоценимым подспорьем для выпускников. Успех не случаен еще и потому, что сам Константин Поляков знает проблему изнутри – он преподает предмет не только в вузе, но и в средней школе.

- Сложно ли сдать ЕГЭ по информатике? Много ли выпускников выбирают этот предмет в качестве экзамена?

- Если класс профильный, информатику выбирают 70% учеников. В прошлом году из двух классов нашего лицея информатику выбрали 20 человек. Средние результаты ЕГЭ держатся на уровне 70 баллов. Есть дети, способные набрать и выше – за 90 баллов, но, как правило, они допускают из-за невнимательности глупые ошибки. Двойки за экзамен тоже бывают. Минимальный порог не проходят очень слабые ученики - те, кто идет сдавать на авось. Уверен, что хорошо справиться с ЕГЭ по информатике можно, если ребенок будет уделять этому предмету достаточно внимания в 10-11 классах. Я рекомендую обратить внимание на государственную итоговую аттестацию в 9 классе и попробовать здесь свои силы тем ребятам, кто планирует поступать на специальности, связанные с различными направлениями автоматизации. Конечно, когда в школах недостаточно часов информатики и нет профильных классов, самостоятельно подготовиться к ЕГЭ достаточно сложно, требуются дополнительные занятия с репетиторами. Но в нашем лицее, где в 9 классе пользуется популярностью элективный курс по предмету, а в профильных классах на информатику выделено по 4 часа в неделю, к репетиторам дети редко обращаются. Им хватает и школьной базы.

- Действительно ли сегодня в школе очень сложно учиться и почему?

- На детей валится огромный объем знаний. Причем с начальных классов. Учиться сегодня действительно тяжело. Я отмечаю серьезную полярность в уровне знаний. Уже давно нет той золотой середины, крепких ударников или троечников, с двумя или тремя тройками, которые составляли костяк любого класса. Сегодня ученики либо очень хорошо справляются с программой, либо вообще ее не осваивают. На мой взгляд, с социальными особенностями семей это явление не связано. Дело, скорее, в учебниках, напичканных часто ненужными сведениями, и переработать этот объем информации школьник часто не в состоянии. Если ему не помогут родители, то пробелы в программе ликвидировать очень сложно.

- Раньше школьный кабинет информатики не пустовал и во внеурочное время. Говорят, сегодня дети редко остаются там после уроков.

- К сожалению, интерес к предмету у современных детей пропал. Видимо, из-за того, что они насытились техникой. Она есть везде, как и доступ в интернет. Кабинет информатики - это теперь не то желанное место, куда стремились школьники прошлых лет. Помню, в конце четверти, когда программа уже пройдена, педагог делал нам подарок - успевающим ученикам разрешал поиграть в сетевые игры. Вы не представляете, какое для нас тогда это было счастье, вдобавок стимул для того, чтобы всю четверть отработать хорошо и не попасть в группу, с которой на последнем уроке будут заниматься дополнительно. Но сегодня, когда в кабинете информатики есть сеть, удобная для игры, ребенок отключает компьютер. Он откидывается на спинку стула, достает свой телефон и общается в социальных сетях либо играет на своем гаджете. Ему неинтересно то, чем увлекались его сверстники лет 7-8 назад.

- Какое будущее вы видите у своего предмета?

- Педагоги со стажем помнят, как от информатики в школе пытались избавиться, слишком много она требовала вложений. Длительное время предмет даже не входил в базовый школьный курс. Сегодня информатику уже несколько лет сдают в качестве ЕГЭ по выбору. Думаю, что и в дальнейшем предмет сохранится как обособленный. Без инфотехнологий сегодня невозможно представить современную школу, поскольку это инструмент, при помощи которого изучаются другие дисциплины. Различные расчеты, презентации, моделирование в физике, биологии и социальных науках немыслимы без них. Подчеркну, что главную роль в преподавании информатики при всей ее техноемкости всегда играл и будет играть учитель. Можно оснастить школу суперсовременным оборудованием, интерактивными досками и прочей техникой, но если педагог не сможет заинтересовать ребенка, вся эти денежные вложения окажутся бесполезными.

- Дмитрий Николаевич, несколько лет назад вам удалось познакомиться с системой образования Нидерландов. Чем она отличается от российской?

- Грантовую стажировку в Голландию лицей «Гармония» получил после победы в конкурсе «Школа Росатома». Решение о том, что в страну тюльпанов поеду я, было принято на Совете школы. Самое основное отличие нидерландской системы образования от нашей состоит в том, что оно практико-ориентированное. В школах там не нацеливают детей на непременное поступление в вуз. Государство заинтересовано как в качественных «академиках», так и в квалифицированных рабочих. Средняя ступень обучения в школе делится на три потока: предуниверситетская, средняя и профессиональная. Все три направления могут быть представлены в одном здании. Дети занимаются по разным программам: в каждой на теорию отводится 25% учебного времени, 25-30% – на практику и почти 60% на самостоятельную работу. Переход из одного потока в другой возможен, но только после тестирования ребенка на уровень его готовности освоить более сложный учебный план. Именно поэтому учатся в предуниверситетском потоке только самые лучшие. В вузы поступают 20-25% от общей численности выпускников. Остальные стараются получить в школе как можно больше профессиональных навыков – могут на занятиях попробовать себя в качестве повара, продавца, парикмахера, маляра, токаря, сварщика и так далее. Именно поэтому после выпуска из школы юный нидерландец хорошо социально адаптирован и не боится попасть в армию, поскольку служат в вооруженных силах Нидерландов только по контракту. Наша российская школа не хуже голландской, она просто другая, может быть, более академичная. Но мир меняется очень быстро, и образование должно успевать за новыми требованиями общества. Но, на мой взгляд, частичное копирование чужого опыта бессмысленно. У нас, в России, тоже есть особым образом выстроенные расписания и индивидуальные учебные планы, но при этом мы по-прежнему стараемся научить всех и всему.

- Современный педагог, как правило, человек возрастной. Он и учит, оглядываясь на советскую систему.

- На учителях старой закалки держится школа. Я говорю не только об учителях информатики. Российское образование нуждается не столько в модернизации, сколько в изменении отношения к нему со стороны органов власти, семьи, общества в целом. Педагогический университет сегодня считается самым неэффективным вузом. Одним из критериев такой оценки выступает невысокий средний балл ЕГЭ его абитуриентов. Кроме того, процент выпускников вуза, работающих по специальности, крайне низок. В наш лицей на практику приходят перспективные молодые люди, которые со временем стали бы хорошими учителями. Но возвращаться, получив диплом, не собираются по всем известным причинам. При существующем положении вещей, боюсь, в школах некому будет работать уже через 5-10 лет.

Беседовала Марина СИНЮТИНА
 
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения