Пятница, 03 Мая, 2024
Железногорск, Красноярский край

Анатолий КОНОВАЛОВ: «В крае нам завидуют - кто белой завистью, кто черной»

3 июля 2015 / Общество / 0
Железногорское политическое закулисье вовсе не такое безмятежное, каким кажется, когда наблюдаешь за гладким и плавным течением сессий. О том, как нынешнему составу депутатского корпуса удалось добиться конструктивной работы, и вообще о достижениях наших избранников рассказал «ГиГ» зампред городского Совета, единорос Анатолий Коновалов.

- Анатолий Иванович, напомните: с какими конкретными целями шла на прошлые железногорские выборы «Единая Россия»? Удалось ли их полностью реализовать?

- Мы шли на выборы с целью обеспечить консолидацию городского сообщества и развитие Железногорска - первое обеспечивает второе. И эту проблему нам решить удалось. Во многом благодаря новой схеме управления, при которой глава ЗАТО является руководителем Совета. Решен вопрос конструктивного взаимодействия Совета с администрацией и с градообразующими предприятиями. Последнее крайне важно сегодня, потому что сейчас именно они - основные экономические субъекты в нашем городе. Налажено взаимодействие с краевой властью и с федерацией. В том числе с Роскосмосом и с Росатомом. Итогом стала концепция развития ЗАТО Железногорск до 2020 года как инновационной высокотехнологичной территории. Это подтверждено программами развития упомянутых федеральных ведомств и стало возможным после того, как городская власть дала гарантии энергообеспечения и создания инфраструктуры под будущее развитие производственных мощностей.

- Боюсь, что большинство горожан восприняло идею будущего ядерно-космического кластера как нечто само собой разумеющееся.

- Но это не так. Только совместные усилия с Росатомом позволили окончательно решить очень важный для нашего будущего вопрос: ГХК станет базовым элементом замкнутого ядерного цикла. На эту роль претендовал комбинат «Маяк», и козырей там, если честно, было больше. На «Маяке» всегда занимались хранением и изоляцией радиоактивных отходов. У нас же было лишь «мокрое» хранилище. Но мы добились строительства «сухого», и на сегодня ГХК завершает замкнутый цикл и начинает ядерную регенерацию. В противном случае Железногорск превратился бы в Зеленогорск с аналогичной динамикой развития, а вернее с ее полным отсутствием. Системы хранения, конечно, остались бы: там период полураспада 25 тысяч лет. Но не более - ни о новых производствах, ни о развитии говорить бы не приходилось.
Не менее важно, что мы удержали ИСС. Еще работая в Спецстрое, я принимал участие в совещании, которое проводил замруководителя Роскосмоса. Там прозвучало: поскольку у вас нет дополнительных энергетических мощностей, развитие решетневской фирмы под большим вопросом. Решите проблему - получите инвестиции. На сегодня мы имеем 40 млрд рублей из федерации, чтобы инвестировать в развитие предприятия, строить новые цеха. Решение было кардинальное: привести электроэнергию через Камалу, построив ЛЭП и мощную подстанцию на 50 мВт. Денег на это у города, конечно, не было, единственный вариант - найти в крае. Глава ЗАТО договорился с губернатором, что край входит сюда с промпарком и строит подстанцию при условии, что КРЭК - главный в крае по обеспечению электроэнергией - становится арендатором электросетей в Железногорске. КРЭК вложил в проект порядка 2 млн руб., но на следующий год проиграл аренду сетей фирме бывшего железногорского мэра из шести человек. У всех глаза на лоб тогда полезли. Эксплуатация сетей - ладно, но кто будет строить подстанцию?! Проект КРЭКа на тот момент уже был утвержден, были деньги – 1 млрд руб. К счастью, голос разума победил, и эта структура снялась с конкурса. Иначе бы край моментально пересмотрел выделение денег КРЭКу, мы бы остались ни с чем. Но, к счастью, все получилось. Мы начали строить подстанцию «Город». Уже построили самую современную на сегодня в Роскосмосе гальванику, которая работает пока на 30% в ожидании энергомощностей. МИК вовсю строится, которому тоже потребуется энергия. Поэтому из 50 мВт мы отдаем половину на ИСС. У них за эти годы персонал вырос с 5,5 тысяч до 8,5!
Треугольник - ГХК, ИСС, город - начал моментально взаимодействовать, как только возник взаимный экономический интерес. Мы даем свои гарантии тому же Роскосмосу и предлагаем: давайте, вкладывайтесь! Ничего подобного этому диалогу раньше не было абсолютно, на момент прихода к власти новой команды железногорское общество было рыхлым, разрозненным, а главное - не было понимания того, что нужно делать.

- Как сказалось на жизни города в целом привлечение такого объема разнообразных внебюджетных ресурсов? Ведь помимо Роскосмоса много кто еще поверил в нашу территорию и вкладывает в нее деньги. Даже в кризис.

- Город участвует в 30 краевых программах, получая оттуда дополнительное финансирование. Это позволило создать 828 новых рабочих мест в области малого и среднего бизнеса. Для поддержки предпринимательства выделено порядка 0,5 млрд руб. По программе старт-ап еще 64 млн. Очень важно, что в 2012 году Железногорск вошел в число 15 российских инновационных территорий как единственный среди них и оттого уникальный ядерно-космический кластер. Ведь космос и атом - это локомотив всей российской промышленности. Железногорский кластер позволил привлечь ресурсы края. Появилось участие краевого правительства в нашей жизни, нет больше инерции, по которой Железногорск продолжали рассматривать как федеральную структуру. Как итог - промпарк, упомянутая подстанция «Город», реконструкция дороги в краевой центр. Последнее однозначно является вкладом в наше развитие. В крае прекрасно понимают величину потенциала наших производств, не являющихся сырьевыми, что крайне важно на фоне экономики края, которая носит чисто сырьевой характер.

- Промпарк - это здорово. Но давайте перечислять конкретные дела и достижения.

- С помощью Сергея Шойгу нам удалось провести очистку озера. Это очень серьезный проект, и в сегодняшней ситуации разговоры на такую тему смысла бы не было даже и начинать. Как, впрочем, и в случае с Т-образным перекрестком, который уже стал главным элементом новой транспортной логистики города. Мы его построили фактически за собственный счет и ценой значительных неудобств при движении в объезд. Замечательно, что у нас хватило политической силы воли, чтобы принять это непростое решение. Сейчас, признаюсь, уже не получилось бы: мы, по сути, успели вскочить в последний вагон уходящего поезда экономической стабильности. Жители уже оценили все плюсы. Мы сумели подремонтировать убитую Южную. Вместе с ГХК расширили створ главного въезда в город. Теперь нужно делать дорогу до Т-образного перекрестка и дальше в промзону. Большая вероятность, что мы получим краевые деньги и уже этим летом начнем ремонт Транзитной или Красноярской. Красноярскую до КПП-1 нужно, конечно, делать. Туда подойдет обновленная краевая трасса, и логично просить у края денег, чтобы довести ее до промпарка. Это пилотный проект, на него дают деньги даже в кризис.

- Под какие аргументы?

- Наше взаимодействие с краем, особенно с Заксобранием, где принимаются все решения, играет огромную роль. Да, есть определенная ревность: почему опять Железногорску, а не Боготолу, например? Аргумент железный: Железногорск - инновационная территория, которая реализует пилотный проект, и мы будем ее развивать. Петр Гаврилов, который прекрасно справляется со своими депутатскими обязанностями, умеет убеждать коллег в правильности принимаемых решений, нужных для Железногорска.
Очень важно, что получили дешевый угольный теплоисточник - ЖТЭЦ. Но замещение реактора пока неполное: при температуре ниже 16 нужны мощности котельной СТС. Хотя проблема даже не в этом. В основе нашей системы теплоснабжения по-прежнему мазут, которого все меньше, а цена на него все выше. Надо наращивать тепловую мощность ЖТЭЦ. В 2013 году прошел госэкспертизу росатомовский проект строительства трех дополнительных теплогрейных котлов и двух теплоцентралей: в Подгорном и в Первомайском, где мы собираемся строить многоэтажное жилье. Нужно заменить там мазутное тепло, тариф на которое составляет 3600-3700 руб./Гкал, на более дешевое угольное. Источник финансирования пока не определен, но с приходом в край нового губернатора началась передача ЖТЭЦ в краевую собственность. Деньги на дополнительные мощности ЖТЭЦ край намерен получить в Минэнерго, и Росатому надо успеть передать объект: бюджеты всех уровней на 2016 год формируются в июле. Если все получится, мы получим весьма ощутимое снижение тарифа на тепло.

- Как обстоят дела с поддержкой населения, со строительством жилья, с образованием, которым мы привычно гордимся?

- Социальная поддержка населения за пять лет в самых разных формах возросла в полтора раза: 469 млн руб. в 2010 году, 624 млн - в 2014-м. Объем жилищного строительства тоже вырос в полтора раза. Построили и заселили три социальных дома в Первомайском поселке. На дальнейшее строительство социального жилья денег мы пока не получили. Проект молодежного поселка пока отложен, но мы от него не отказываемся, хотя федерация на фоне начавшегося кризиса нам приостановила выделение 400 млн руб. на инфраструктуру этого микрорайона, которое планировалось в 2013 году. Надеюсь, что мы вернемся к этой теме, ведь параллельно с созданием новых производств и новых рабочих мест надо решать и проблему жилья. И вопрос строительства жилья в Первомайском тоже не снят. Микрорайон Южный обещает стать крайне интересным проектом. Есть мысль привлечь силовиков, у которых есть жилищные сертификаты, что вполне реально для нашего города. Тот проект, который мы начали в северных кварталах вместе с ИСС, тоже будет реализован. Там появится общежитие современного формата и жилой дом для малосемейных, сами решетневцы уже называют этот район космическим кварталом.
За пять лет удалось обновить подвижной состав нашего ПАТП. Понятно, что не все 300 автобусов, как хотелось бы, но порядка 20 приобрели. В этом году купим еще 8-10, 40 млн руб. уже выделены. Растет число частных перевозчиков, их уже шесть. Не все там правильно с юридической точки зрения, но у населения теперь есть выбор, и с появлением конкуренции на междугородных маршрутах ПАТП только за 5 месяцев недосчитался 700 тыс. руб.
Решен вопрос по созданию многофункционального центра по оказанию автоматизированных государственных услуг. Все можно будет получить в одном месте - в здании бывшей вечерней школы на Свердлова. Есть проект и договоренность со всеми структурами, которые туда придут, тоже достигнута. Реконструкция помещений начнется совсем скоро.
Что же касается образования, то удалось получить средства из края на новый спортзал для лицея 103 и на реконструкцию лагеря «Взлет», который теперь стал круглогодичным. Наше образование держит марку: две школы в числе лучших в России, стабильно высокое число выпускников, которые поступают в лучшие вузы. Мы единственные в крае ликвидировали очередь в детские сады, причем исключительно за счет муниципальных садиков. Ну и на культуру за пять лет было выделено 1,5 млрд руб. Это очень много! Так что очень многие в крае нам завидуют – кто черной, кто белой завистью.

- Что скажете насчет обстановки в самом Совете депутатов? Посмотришь - идиллия просто!

- Это внешнее впечатление. Никакой идиллии в Совете на самом деле нет. Отличие нынешнего созыва от прошлого в том, что там вся кухня выносилась на сессии. Сейчас львиная доля работы происходит в комиссиях, что гораздо эффективнее. И я бы отнес такой алгоритм как к уже упоминавшейся консолидации, так и к возросшей культуре депутатской работы. Никто больше не считает, что Совет и администрация – это заклятые враги, что депутат пришел для того, чтобы линчевать чиновников. Двигаться вперед позволяют только конструктивные взаимоотношения.

- Впереди новые выборы. «Единая Россия» уже определилась со своими кандидатами, проведя праймериз?

- От слова «праймериз» я стараюсь уходить, оно из западной демократии. В уставе «Единой России» прописано предварительное внутрипартийное голосование. Такого отбора кандидатов на предстоящие выборы нет больше ни у одной из российских политических партий. В Железногорске было пять площадок, на которых встречались с населением 55 потенциальных соискателей депутатских мандатов от «Единой России». Мы намерены выдвинуть на выборы 30 кандидатов - по числу мест в Совете. Для этого у местного отделения ЕР имеется достаточное количество активных членов. Задач было две: отбор тех кандидатов, которые в наибольшей степени отвечают запросам граждан, а также формирование нашей предвыборной программы. Она будет готова к 1 августа.

Татьяна ДОСТАВАЛОВА
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения