Воскресенье, 19 Мая, 2024
Железногорск, Красноярский край

Понаехали?

31 июля 2013 / Общество / 0
На одной из планерок глава Железногорска Вадим Медведев возьми да и спроси соответствующие службы: «А сколько у нас в городе приезжих работает, и как это влияет на рынок труда?» Вопрос повис в воздухе. С ходу никто не решился ответить. «ГиГ» попытался восполнить этот пробел.

Назад в СССР

Существовала когда-то в СССР служба статистики. Про нее даже кино сняли - «Служебный роман». А еще туда ежемесячно все работодатели подавали сведения. Это нужно было для того, чтобы знать, как дальше развиваться, сколько чего строить и содержать. Потом службу статистики упразднили. Вместе с нормами.

Эти нормы можно легко найти. На сайте «Энциклопедия экономиста» (www.Grandars.ru) все расписано очень подробно. В стране развитого социализма на тысячу жителей полагалось 120 школьных мест, а в ясельной группе детсада могло быть не более 15 грудничков. Охват системой ПТУ исходил из норматива 3% от населения. 100 тысяч жителей могли рассчитывать на 1620 больничных коек, 25 педиатров, 6 венерологов и 35 стоматологов, а также 10 машин скорой помощи с носилками. И так далее вплоть до количества книжек в библиотеках, метража открытых бассейнов и кубатуры медицинских палат.

Экономисты утверждают, что и при рыночном хозяйстве важен целый ряд социальных нормативов. Хотя бы тех, что характеризуют минимальные стандарты обеспечения населения социальными услугами. Речь идет в первую очередь о медицине, школах и почему-то библиотеках. Значит, надо опять всех считать?

Убыло и прибыло

Все свои давным-давно посчитаны: народу в ЗАТО Железногорск живет 94 тысячи «с копейками». Однако, как выяснилось, нет сегодня в городе такого чиновника, который тут же, не задумываясь и не рассылая веерные запросы, назвал бы число приезжих, работающих в ЗАТО. А им, поскольку они уже здесь, тоже много чего надо. Пусть не библиотек, но уж медиков-то - непременно. Да и на ритм жизни маленького закрытого и когда-то страшно секретного города они все больше влияют.

В Центре занятости на сбор таких сведений попросили день. Вот что вышло в итоге. По данным директора Ивана Чуприны, сегодня в Железногорске официально трудоустроены 668 иногородних граждан. Из них 337 человек трудятся вахтовым методом на благо Буреягэсстроя и Атомстроя. 122 не-железногорца работают в КБ-51, 7 - на почте, 20 - в ПАТП, 15 - в ООО «Русь-27» (красноярская торговая фирма). Из всего этого количества только 67 человек направлены к нам службой занятости Сосновоборска. Остальные попали в ЗАТО самыми разными путями, систематизации не поддающимися.

Параллельно аналогичные цифры по нашей просьбе собирали и в администрации. По словам руководителя управления экономики и планирования Натальи Соловьевой, в КБУ на сегодня есть 7 иногородних работников, в ЖКХ Подгорного - 11, в ГТЭ - 6, в ПАТП, где Чуприна насчитал 20, - 77.

А вот данные Атом-охраны. В понедельник с шести до девяти утра через КПП-1 в Железногорск заехали 25 больших и 15 микроавтобусов, полных пассажиров, 820 легковушек и 82 груженые фуры. Во вторник - 32 больших и 70 маленьких автобусов, 830 легковых авто и 77 большегрузов. В среднем, как подсчитали в Атом-охране, в будний день только через главные ворота в город заезжают порядка полутора тысяч человек. Конечно, далеко не все они гастарбайтеры. Но и в то, что полторы тысячи горожан каждое утро регулярно возвращаются неизвестно откуда к родным пенатам, верится с трудом. А ведь еще есть другие КПП, и окольные тропы, и дырки в зоне. Впрочем, наличие последних Атом-охрана отрицает.

В любой городской газете объявлений в разделе «Требуется» найдется около сотни предложений, «Ищу работу», если и присутствует, сводится к одному-двум. Трудиться на своей малой родине железногорцы давно не хотят. Ежедневно горожане (7-8 тыс.) отправляются на заработки в Красноярск, где и работа поинтересней, и зарплаты выше. (К слову, из Северска, по данным обладминистрации, на работу в Томск ежедневно выезжают 17 тысяч северчан, а в Северск заезжают 2,5 тысячи томичей, но там и расстояние между городами меньше, чем у Красноярска с Железногорском.) Однако дома тоже работать кому-то надо! Около года назад глава ЗАТО Вадим Медведев в ходе прямой линии по проблемам ЗАТО даже призывал ради гастарбайтеров смягчать пропускной режим - как тормозящий городское развитие: «Сейчас в городе вакансий больше, чем рабочих рук. Но гастарбайтеров мы привезти в город не можем». Можем, да еще как! Причем всяких, было бы желание…
 
Привлекающие градообразующие

«ГХК как предприятие социально ответственное, - сообщил начальник отдела кадров комбината Алексей Федотов, - прекрасно понимает, что любой завезенный извне работник - это целая цепочка социальных вопросов: жилье, детсад, работа жене и так далее. Поэтому привлечение иногородней рабочей силы сводится на главном градообразующем предприятии к 8-10 молодым радиохимикам (как правило, выпускникам Томского политеха). И в большинстве своем - отучившимся по целевому набору». Станочники высоких разрядов, конечно, тоже нужны, но пока комбинат со своими зарплатами успешно находит их и внутри периметра ЗАТО.

Железногорский Спецстрой тоже привлекает иногороднюю рабсилу. Из окрестных сел. Для проживания монтажников, каменщиков и прочих строителей переоборудовали под общежитие бывшее офисное здание на Южной. В этом году на строительстве монтажно-испытательного корпуса для ИСС УССТ №9 необходимо было освоить чуть более 200 млн рублей, но благодаря, в том числе, и трем десяткам иногородних работников получится выполнить объемов на 1 млрд, то есть практически завершить возведение МИК.

А больше всех специалистов завозит, конечно, ИCC, попутно решая и общегородские задачи. Генеральный директор Николай Тестоедов рад: «Еще 10-15 лет почти все студенты, приходившие к нам, уходили - кто в торговлю, кто в автобизнес, кто в риэлтеры. Они не могли мне после обучения в вузе ответить, что такое модуль Юнга и чему равна скорость света. Сегодня на предприятие приходят толковые, грамотные ребята. И это не только потому, что они стали умнее. У нас очень четко гармонизированы требования и по составу дисциплин, и по качеству образования с нашими базовыми институтами, куда мы направляем выпускников школ на бюджетные места учиться по своим программам» (цитата по корпоративному изданию «Сибирский спутник»).
В 2012 году решетневская фирма приняла 110 молодых специалистов. Но подчеркнем - с высшим образованием.

«Бурея» в гости к нам

В 2009 году на День города один кадр, видимо, от избытка впечатлений, или на Пьера Нарцисса наглядевшись, влез на елку возле администрации, откуда кидался в народ шишками и нипочем не хотел слезать, чем едва не сорвал праздничный концерт. Хулигана снимали МЧС и милиция. Парень оказался из Буреягэсстроя. 26 марта 2010 года поздно вечером на железнодорожных путях в районе общежития на Красноярской, 15 (промзона, район бывшей контейнерной) обнаружен труп мужчины 1986 года рождения. Молодой человек проживал в общежитии и был рабочим ОАО «Буреягэсстрой». По одной из версий, сам лег на рельсы из-за несчастной любви, но были у прокуратуры и другие. В ночь с 9 на 10 мая 2012 года сотрудники ДПС ОГИБДД во дворе по Школьной, 9 задержали двоих молодых рабочих ОАО «Буреягэсстрой», пытавшихся угнать ВАЗ-2106. Возбуждено уголовное дело. Ну и так далее. Досуг нанятых с окрестных деревень строителей в закрытом городе разнообразием по-прежнему не отличается.

Как отмечают эксперты, именно с «Буреи» началась история масштабного завоза в город дешевой рабочей силы. Хотя почему дешевой? На информационном портале «Работа в России» легко найти предложения от филиала Буреягэсстроя - строительного управления «Атомстрой». На работу вахтовым методом в Железногорске приглашают девять сварщиков и газорезчиков, девять монтажников, а также девятнадцать плотников, столяров и кровельщиков, предлагая от 30 до 45 тысяч за работу посменно в нормальных условиях. От соискателей требуются всего-то стаж два года и российское гражданство. На аналогичных условиях та же фирма примет десять каменщиков и девять плиточников. Этим обещают от 40 до 52 тысяч. Неужели местные работяги отказались бы от такой зарплаты?

Рады были бы таджикам, но…

А вот директор КБУ никого завозить не хочет. «Рад бы человек тридцать на неквалифицированный труд взять хоть сейчас, - говорит Николай Пасечкин. - Потому что не хотят железногорцы за 20 тысяч (!!! - Авт.) собирать бумажки и какашки. Зато желающие есть в той же колонии под Сосновоборском - те, что отбывают срок за незначительные преступления, алиментщики, например. Им надо работать, чтобы вернуть деньги, и немало таких метет Сосновоборск. Я готов возить их каждый день на работу в город, и проблемы с режимом, наверное, можно было бы решить. Но просто страшно становится от одной мысли, сколько согласований потребуется и сколько придется бумажек и подписей собрать!»

Директор ГЖКУ мечтает о дворниках-таджиках. Ну или хотя бы просто о дворниках. И о слесарях-сантехниках, кровельщиках, плотниках-столярах, малярах-штукатурах, а также об уборщицах. Нету их и не предвидится.

В другом муниципальном предприятии с кадрами тоже засада. На сегодня в ПАТП требуется 40 водителей и 13 кондукторов. Им обещают, соответственно, зарплату 26-40 тысяч и 18-32 тысячи рублей. Плюс соцпакет. Желающих третий год усиленно ищут в Канске, Назарово, Шарыпово Емельяново, Козульке, Балахте, Шушенском и даже в Лесосибирске. Когда найдут, поселят в три служебные квартиры, а семейным парам (водитель - кондуктор) ПАТП готово снимать жилье. Увы. В прошлом году завезли 36 человек, на предприятии осталась только треть. Пробовали за свой счет учить желающих на категорию «Д» и затем сажать их за руль муниципальных автобусов, но затея провалилась с треском: из 30 с лишним обученных остались работать лишь семеро.

Вперед, под иго капитализма

Вот такая получается картина. Безусловно, полноценной статистикой, точно отражающей изменения на внутреннем рынке труда Железногорска, она не является. Корректных данных таким способом не соберешь. Однако факт остается фактом: ситуация на рынке труда коренным образом изменилась, иногородние работники стали в нашем вроде закрытом городе явлением массовым. Как правило, масса эта университетов не оканчивала, но готова замещать те вакансии, от которых местные жители решительно отказываются в силу разных причин - возомнив себя потенциальными конструкторами и физиками-ядерщиками либо насмотревшись «каникул в Мексике». И даже ежегодная сотня «синих воротничков» ИСС не в состоянии переломить эту ситуацию с десятками забитых автобусов, каждое утро пересекающих внешний периметр ЗАТО. Так что же, учитывать подобные процессы при формировании дальнейшего социально-экономического развития ЗАТО? Строить ли лишние дома? Больницы? Школы?

Здесь необходимо одно уточнение. Федеральный закон о минимальных государственных социальных стандартах не принят до сих пор. Выходит, не на что властям ориентироваться, мечтая о прогнозах социально-экономического развития. И никак не просчитать нормативы обеспечения населения (в том числе и понаехавшего) определенным набором социальных благ. А ведь еще Ленин, который при всех своих мелких недостатках был далеко не профан, утверждал: главное в любом деле — учет и контроль, а без него возврат под иго капитализма неизбежен.

Татьяна ДОСТАВАЛОВА

Кстати,  в 2011 году бар на «Элке»охраняли дагестанцы Расим Алиев и Аскер Курбанов, по совместительству проходившие службу на базе МЧС.
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения