Пятница, 19 Апреля, 2024
Железногорск, Красноярский край

Игорь Куксин: «Мы научились добиваться результата в нестабильных условиях»

31 декабря 2020 / Общество / 0
2020-й однозначно стал годом испытаний и проверки на прочность: противоэпидемические ограничения, экономические сложности, дистанционное образование и так далее. Лишних забот доставила каждая сфера жизни. С чем Железногорск заканчивает текущий год и вступает в следующий, обсуждаем с главой ЗАТО Железногорск Игорем Куксиным.
 
- Игорь Германович, этот год был настолько необычным, что подходить к нему с обычными мерками невозможно. Как ситуация с пандемией отразилась на городе?

- Я бы даже сказал: атипичный год. Ситуация действительно выпадает из той парадигмы, в которой мы всегда жили. Но, несмотря на все сложности, стало ясно, что система к любым внештатным ситуациям готова. Да, иногда время реакции может быть неоправданно долгим. Но система самонастраивающаяся, на вызовы отвечает.

- У многих возникает вопрос, как именно подготовились к так называемой второй волне? И подготовились ли?

- Мы объединили усилия для решения проблем. По нормативам в нашем городе необходимо иметь 46 коек в инфекционном отделении. Мы понимали, что этого мало, поэтому их количество было увеличено до 250. Причем две трети оборудованы системами кислородной поддержки. Эти системы были изготовлены и смонтированы градообразующими предприятиями. Также ГХК и ИСС самостоятельно организовали пункты тестирования, что позволило ликвидировать очереди. Подключились предприятия и в плане волонтерской деятельности, маршрутизации пациентов поликлиники. То есть взяли на себя организационные и логистические функции. При этом высвободился медицинский персонал, что позволило снизить напряженность. Помогли и транспортом, за счет чего увеличили охват пациентов на дому в 1,5-2 раза.
При этом мы выполнили все городские программы по созданию комфортной городской среды, на которые выделялись краевые и федеральные деньги. На сто процентов. Хотелось бы больше отремонтировать дорог, но сделали ровно на все отпущенные средства, ни копейки не обрезали. Порядка 30 миллионов выделили на приобретение специальной техники для уборки улиц, чтобы наш город был комфортным в любую погоду. Причем техника многофункциональная, работает не только зимой, но и летом.

- К вопросу о городской среде. Вам все реализованные проекты нравятся?

- Они точно востребованы: люди приходят, отдыхают, гуляют. Значит, сделано правильно, хотя, может, и не идеально. Однако у нас есть поселки, есть микрорайоны, настало время обратить на них внимание. Тот же самый Первомайский изначально строился как спальный район. Жилье построили, а парковых зон там не создавалось - средств не хватало. Но в микрорайоне порядка шести тысяч жителей, о них нужно позаботиться, поэтому в следующем году там появится новое общественное пространство возле ДК «Юность».

- В этом году вы сменили несколько руководителей ключевых направлений и предприятий. Например, в Управлении капитального строительства. Почему?

- Перед каждым руководителем ставятся определенные задачи. На капитальное строительство мы тратим до 100 миллионов в год. А управление, которое руководит этим строительством, содержим за 50 миллионов. Это неправильно, слишком дорого. Я ставлю задачу управлять всем муниципальным имуществом четко и прозрачно. Поэтому в начале 2021 года мы объединим Управление имущественным комплексом и Управление капитального строительства. Будет создан единый комплекс, который управляет имуществом в составе муниципальной казны, а также его содержит, капитально благоустраивает и строит новое. Это позволит существенно сэкономить на управленческом аппарате.

- Многие железногорцы давно недовольны работой муниципального транспорта и требовали сменить руководителя предприятия. Как выбирали нового?

- Работа старого директора меня полностью не устраивала. Мне доказывали, что наладить систему, когда транспорт приходит на остановки точно вовремя, не получится. И до сих пор, кстати, некоторые так считают. Я нашел человека, который доказал, что это реально, с цифрами и конкретным проектом. Для понимания: мы же не на Нью-Йорк ориентируемся, в том же Зеленогорске это сделано, и во многих других похожих городах по карте спокойно можно выстроить маршрут. А у нас вечно находились непреодолимые препятствия.
Вопрос не в том, возможно или невозможно. Если мы целенаправленно решаем задачу, мы ее решим. Не всегда устраивают сроки, но это касается любых изменений. И любых реорганизаций: люди медленно понимают, что шаг за шагом можно улучшить ситуацию, которая складывалась десятилетиями.

- Год назад вы говорили, что изменения начнете с администрации. Так и произошло?

- Да, количество чиновников сократили со 130 до 108, на 27%. Но еще есть чиновники и в управлениях культуры и образования, там процесс сокращения идет. Конечно, кто-то не хочет расставаться с теплыми местами, когда работать особо не надо, а зарплата идет. Отсюда искусственное  напряжение. Но нынешняя реальная нагрузка такова, что можно делать в два раза больше и более качественно за предлагаемую зарплату.

- Если говорить о социальной сфере, то в этом году из-за ограничительных мер многие учреждения - ДК, Дом творчества, детские лагеря - недополучили доход. Как с ними решился вопрос?

- Эпидемические ограничения вывили множество «дыр», раньше они закрывались внешними источниками финансирования. Стало ясно, что надо действовать. Мы выявили проблемы, и надо сделать так, чтобы система могла сама с ними справиться. Меня всегда возмущает ответ «так всегда было». Но мы живем уже в изменяющемся времени, «всегда» не подходит, слишком многое изменилось. Я всегда говорил - «нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее». Если мы не будем опережать изменения, то вечно будем в отстающих.

- В сфере культуры предложения изменить подходы восприняли очень тяжело, всеми силами пытаясь отстоять то самое «так всегда было». Так удалось добиться того, чего хотели?

- Любое мое действие было направлено на то, чтобы вывести людей из состояния комфорта. Чтобы они осознали, что нужно думать и действовать на перспективу. Думаю, мне и команде это удалось. Система начала понимать, в какой ситуации она живет. И стала генерировать идеи, которые реально можно воплощать в жизнь. Ровно для этого все и затевалось. Любая из этих идей требует детальной проработки, анализа последствий. Я не буду пока их называть по простой причине: как только скажу, это будет воспринято как свершившийся факт. Это не так, фактов нет, есть идеи.

- То есть речь не идет о сокращении расходов на эту отрасль?

- Мы даже увеличили бюджет культуры. В текущем году это было 450 миллионов, из которых 30 на капремонт. В 2021 году почти 460 миллионов без ремонтных расходов. Но я хочу спросить жителей: они ощущают услугу на такую сумму? Я не ощущаю, и меня это сильно беспокоит. Учреждения культуры создавались, чтобы оказывать услуги. Сейчас в городе по большому счету реально востребован только парк. Театр оперетты посещают 2-3 тысячи зрителей в год, это очень мало. А если никто не ходит, если занята половина зала, если на мероприятия сгоняем зрителей, то для кого работают эти учреждения? Конечно, культуру надо прививать, но другими методами.

- Тогда как можно решить эту проблему, помочь театру?

- Объективно в нашем городе не хватает зрителей. Поэтому есть другой вариант: повысить статус театра, поднять его на краевой уровень, чтобы наших артистов видели жители других городов и районов края. Там публика не избалована вниманием и будет благостно принимать наши спектакли. И для артистов это дополнительный стимул, и для города плюс: финансирование, возможности. Мы сейчас в процессе переговоров с Министерством культуры.
- Будущий год пока не вселяет оптимизма, что учреждения смогут сами зарабатывать. Тогда все же придется сокращать людей?
- Возможно. Нужно подходить аккуратно, но объективно, индивидуально в каждом случае. Если ко времени летней кампании в лагерях станет ясно, что ее опять не будет, то тогда надо подумать, зачем нам сохранять ставки. Может, эти средства направить на капремонт и улучшение условий? Чтобы к окончанию ограничений у нас были объекты другого качества.

- Многие будут негодовать: как же так - сокращать людей в такое сложное время. А как насчет социальной функции?

- Я не против. Но давайте спросим обычного налогоплательщика: он готов платить зарплату тому, кто ничего не делает? Потому что так сложилась ситуация. Да, есть уникальные должности и компетенции, их надо сохранять и защищать. Но просто так ходить на работу и ничего не делать за бюджетный счет - большая роскошь в наше время.
Поэтому абсолютно всем руководителям поставлена задача разработать стратегию, как жить и работать в имеющейся сложной ситуации. А лучше не одну. Каждый руководитель должен понимать, в какой ситуации окажется учреждение. И точно нельзя все его потребности покрыть из городского бюджета. Поэтому нужно предельно скрупулезно оценить, насколько эффективно расходуются средства, насколько верно сформировано штатное расписание, насколько оно гибкое. Планы будут разработаны после принятия бюджета.

- В ковидном году все сложности трудно было предусмотреть заранее. Сейчас чья задача уследить, чтобы учреждения не наступили на старые или новые грабли?

- Профильный заместитель должен их увидеть. Если опять будут проблемы, значит, недосмотрел. Конечно, мы понимаем, что жизнь меняется. Готовы пересмотреть и планы, и муниципальное задание. Ничего сверхъестественного нет, надо лишь своевременно задуматься, как расходуются средства. Напоминаю, это не абстрактные бюджетные деньги. Таких вообще не существует! Это деньги горожан, которые платят налоги.

- Еще одна сфера, которая активно противилась изменениям, - образование. Чего удалось добиться?

- Напомню, что весной я предложил руководителям дошкольных учреждений подумать, как действовать в меняющемся мире. И поставил срок - сентябрь. Осень пришла, идей не появилось. Народ успокоился: не трогают - и хорошо, можно ничего не делать. Пришлось еще раз качнуть эту ситуацию, чтобы люди все же начали думать. Зачем это нужно? Есть реальные предпосылки. Если два года назад рождаемость была 1300-1400 детей в год, то сейчас в очереди в детские сады стоит всего 650 человек. Запрос снизился в два раза. А надо ли нам тогда в таком объеме содержать имеющуюся инфраструктуру? Я не говорю - распродать или иным образом избавиться. Может быть, есть смысл ее законсервировать и сократить затраты. Потом можно расконсервировать и вновь запустить в оборот. Есть вариант часть объектов закрыть, не сокращая количество детских садов. А персоналом доукомплектовать штат работающих учреждений. И спокойно работать, без срывов, когда у людей есть первая и вторая смена, отпуск.

- Когда будут приняты решения?

- Через месяц, когда обдумаем все варианты. И точно только с поддержкой заведующих, потому что я производственник, а в данном случае принципиально мнение профессионалов в этой сфере. Я понимаю, что у нас система образования одна из лучших - хотя бы потому, что нет очередей в детские сады. Можно рассмотреть вариант ничего не закрывать даже временно, а изменить: обеспечить местами детей с 8 месяцев. Это возможно реализовать, хотя и непросто в плане финансирования. Но если востребовано, нужно горожанам, почему бы и нет.

- То есть заведующие сами будут придумывать, как им жить дальше. А Управление образования чем занимается?

- Проблемы с нехваткой детей общие. В следующем году из детских садов в школы уйдет 1000 человек, а в садики придет 600. Через 3 года те же сложности будут и в дополнительном образовании. Моя задача - сделать так, чтобы ответы на эти вопросы генерировала сама система образования. За 20 лет управления одним человеком она перестала создавать идеи, только смотрят в рот вышестоящему руководству - «как вы скажете, так и будет». Тогда зачем содержать 100 человек, если я один принимаю решения? По крайней мере, управление должно просчитывать варианты и предлагать. Для того сейчас и меняем его устав, все эти задачи будут в нем прописаны.
С одной стороны, вполне понятно, что системы сопротивляются и рассказывают, что нельзя сделать то и это. Тогда зачем все эти люди там работают? Обратите внимание, только в спорте такого напряжения нет, потому что есть вовлеченность руководителя и планомерная работа. Значит, все возможно.

- Давайте немного о приятном, этот год все-таки был юбилейным, хоть и без привычных празднований. Однако новые интересные идеи появились. Одна из основных - создание благотворительного фонда «Железногорск». Чем именно он будет заниматься?

- Поддерживать нужные городу инициативы и проекты. Сейчас финальный этап формирования: определен руководитель, открываются счета. И стоят задачи по трем проектам. Первый - это подготовка помещения для нового аппарата компьютерной томографии, его установят по второй терапии. Там есть бывший рентген-кабинет, его нужно привести в надлежащее состояние, есть проектные решения, которые требуют дополнительных затрат, они не предусмотрены в смете Клинической больницы №51. Этим фонд и займется. Мы все равно когда-то выйдем из формата пандемии, и с помощью нового аппарата можно будет обследовать большее количество пациентов.
Два других проекта связаны с замыканием пешеходного кольца вокруг озера и строительством моста через Кантат. Конечно, мы будем заявлять этот проект в наш линейный парк на федеральном уровне. Теперь уже есть понимание, учитывая опыт двух лет, что и как нужно делать, чтобы получить средства. И есть поддержка руководителей градообразующих предприятий по развитию территории в другую сторону.

- Тут у части горожан есть сомнения, что пострадает лес.

- Наоборот, нет задачи создать там парк, нужно сохранить то, что есть. При этом сделать удобными для прогулок существующие тропинки, чтобы ими можно было пользоваться в любое время, в любую погоду. Проектно эта задача решена. Точно не будет вырублено ни одного дерева. Но нужно сделать тропу комфортной и удобной для всех. Обратите внимание, недавно в том районе построили беседку. И она осталась цела, хотя в Железногорске, к сожалению, высокий уровень вандализма. Значит, горожанам проект нужен и интересен. Нельзя не использовать рекреационные зоны.

- Бюджет 21 года: стабильный или скорее сложный?

- Бюджет социально ориентированный, все статьи, какие нужно исполнять, учтены в полном объеме. Заложены средства на дороги: капитальный ремонт ждет Восточную и Горького. На перекрестке этих улиц с Кирова сделаем новую кольцевую развязку, чтобы автомобилистам было проще и удобнее. В Первомайском, когда будет создаваться новая зона отдыха, приведем в порядок улицу Белорусскую и фасад ДК «Юность». Это только часть проектов, которые мы планируем реализовать.

- Какая основная задача муниципалитета на следующий год?

- Город необходимо делать комфортным, создавать точки притяжения, чтобы не было необходимости ездить в краевой центр. Чтобы люди, используя наши ресурсы, могли организовать себе приятный досуг. Продолжим работу над совершенствованием дорожной сети. И необходимо больше внимания уделить цифровизации, прикладной, если угодно. Жителям нужно обеспечить максимум удобства в плане получения услуг. В Железногорске как минимум 60 тысяч населения на «ты» с технологиями, им проще решать вопросы, не выходя из дома. Значит, нужно стремиться обеспечить именно такой уровень цифрового сервиса.

- Прогнозы - дело неблагодарное, но все же: как вы считаете, мы уже возвращаемся к обычной жизни, которая была до ковида и ограничений?

- Думаю, резких улучшений в плане экономической деятельности новый год не принесет, ограничения сохранятся. Но мы уже привыкли, адаптировались к жизни в новых реалиях, и этот процесс продолжится. Нам придется и дальше учиться добиваться цели даже в таких нестабильных условиях. Ведь мы живем в уникальном городе, городе умных образованных людей. Только здесь работают предприятия двух отраслей, которые имеют ключевое значение для всей страны, - атомной и космической. И в этом году мы сумели как никогда объединить усилия. Как для решения текущих задач, так и для реализации перспективных проектов. Это очень важно, и это полезный урок 2020 года. Значит, с любыми испытаниями мы справимся.

София БЕЛОБРОВКА
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения