Более тридцати лет на сцене, около сотни сыгранных ролей и неиссякаемая вера в чудо – такова творческая биография Надежды Леонидовны Ходаковой, ведущей актрисы железногорского Театра кукол «Золотой ключик». Ее судьба неразрывно связана с этим местом с тех пор как она приехала сюда в 1984 году сразу после окончания Иркутского театрального училища по специальности «актер-кукловод».
Еще студенткой Надежда мечтала о драматической сцене, но судьба распорядилась иначе.
Талантливую абитуриентку пригласили на кукольное отделение. Сначала были сомнения. Но благодаря педагогу, который сумел привить любовь к искусству кукловождения, она открыла для себя удивительный мир, где кукла может ожить, обрести душу и характер.
Уже первые роли – Аленушка в спектакле «Два мастера» и лисенок Людвиг в «Очень хитрой сказке» – показали, что в театр пришел артист с большим талантом и обаянием. За годы работы Надежде Леонидовне удавались самые разноплановые персонажи: от лирического Ежика («Дядюшка Ау») до характерной Змеи Акыллы («Белая дочь степей») или кокетливой мадам Ква («Музыкальный теремок»). Ее творческую палитру отличают пластичность, темперамент и уникальное владение техникой работы с куклой.
С 1995 года Надежда Ходакова – председатель профсоюзного комитета театра и член Союза театральных деятелей России, отмечена многочисленными благодарностями и почетными грамотами. Но главная ее награда – это доверие и искренние эмоции юных зрителей.
Коллеги называют Надежду Леонидовну «мамой театра». Это звание она оправдывает полностью и объясняет постоянной заботой о коллективе.
– Наверное, коллеги так меня называют, потому что я действительно как мама, которая заботится о них, – говорит Надежда Ходакова. – Всегда стараюсь всем помочь, проконтролировать, чтобы поели, поддерживать и оберегать молодых артистов, как своих детей и внуков. Обожаю делать подарки и радовать своих коллег.
Для Надежды Леонидовны театр – это второй дом, который занимает особое место в ее сердце.
– Театр – это второй дом, – считает Надежда. – Это мое второе «я», моя душа, моя любовь ко всем, кто здесь работает. Как будто одна половинка сердца – родные, а вторая – театр.
Актриса служит в театре половину своей жизни. Надежда Леонидовна уже не представляет себя без этого удивительного мира, где к каждому персонажу нужен особый подход. Секрет оживления куклы, по ее словам, не в технике, а в душе. Нужно видеть ее характер, подбирать биографию, представлять, с кем она живет, какие у нее соседи. Именно так, вкладывая душу, можно заставить куклу «дышать».
– Секрета «оживления» куклы нет, – рассказывает Надежда. – Когда ты берешь ее в руки, и, глядя в глаза, наделяешь ее характером, манерой поведения и речи, ты находишь в ней душу.
Надежда Леонидовна признается, что не может выделить самый любимый образ. Каждый персонаж уникален и требует полной самоотдачи. Все они – частички большого волшебства, в которое она продолжает верить так же искренне, как и ее юные зрители. Выкладывается в процессе целиком – и неважно, исполняет ли главную роль или помогает коллегам в управлении куклой. От слаженности работы зависит успех всего спектакля – а значит, не существует маленьких ролей или нелюбимых персонажей. Эта философия самоотдачи вместе с огромным талантом и материнской заботой о коллективе и создает ту самую магию, ради которой уже несколько поколений зрителей приходят в «Золотой ключик». С особой теплотой Надежда Леонидовна рассказывает о спектакле «Гуси-лебеди», где работает в паре с мужем, и о «Царевне-лягушке».
Даже спустя десятилетия Надежда Ходакова сохраняет удивительную творческую энергию. Секрет своего вдохновения она находит в простых вещах: в возможности отдохнуть дома с книгой или в радостях семейной жизни, в общении с двумя внуками, которых называет своим личным чудом. Она – живое воплощение преданности своему делу.