В Железногорске случилось чудо – в «Золотом ключике» появился слон. Такой большой, добродушный и почти настоящий, его можно погладить и даже покормить вкусными пирожными. Этот интерактив подарил зрителям театр кукол на премьере спектакля «Слон».
Премьера в «Золотом ключике» – это всегда событие, выходящее за рамки сцены. В фойе развернулась интерактивная зона. В этот раз театр объединился с библиотекой имени Горького и Музейно-выставочным центром. Юные зрители собирают пазлы, знакомятся с игрушками советского времени, собирают бумажных кукол и фотографируются в фотозоне.
И вот железногорцев приглашают занять свои места в зрительном зале. Звучит музыка, действие начинается. Под балдахином на кровати лежит маленькая девочка. Она трет глаза, только проснулась, а вокруг нее уже бегают служанки. Множество вкусностей и развлечений, а ей ни до чего нет дела…
Рассказ Александра Куприна знают многие, это детская классика. История о маленькой девочке Наде, которая тяжело заболела и, кажется, равнодушна ко всему на свете. Никакие уговоры врачей и мольбы родителей не могут помочь. Однажды она просит привести к ней настоящего слона. Каприз больного ребенка становится для родителей испытанием, но любящий отец совершает невозможное. Он уговаривает хозяина цирка привести слона в их дом. Это глубокая история о том, как любовь способна победить самую тяжелую болезнь.
Идея постановки родилась не случайно. Как рассказала директор «Золотого ключика» Наталья Шоф, толчком послужила успешная дипломная работа молодого красноярского режиссера Ольги Забоевой.
– Мы готовились к премьере спектакля «Слон» практически полтора года. Тогда Ольга Забоева поставила у нас дипломный спектакль «Про маму и про меня». Именно после него мы сразу задумали спектакль по Куприну, – рассказывает Наталья Шоф. – Мы долго искали именно ту историю, которая будет понятна и близка младшим школьникам. Подбирали произведения, работали со школьной программой. Это очень легкий рассказ, здесь есть глубокий смысл, она про любовь и семейные ценности.
Изюминкой спектакля стала большая ростовая кукла слона Томми. Для театра это вызов и смелый эксперимент. Сложность заключалась не только в размерах куклы, но и в ее оживлении. Управляют слоном сразу два человека. Нужно идти, реагировать на людей, передать повадки животного, а еще захватить хоботом пирожные из рук зрителей и положить сладость в рот. Надо работать сообща, чтобы слон выглядел реалистично. Такое под силу только настоящим профессионалам. И это им удалось: создалось впечатление, будто и вправду перед тобой настоящий великан саванны. Именно этот интерактив, по замыслу режиссера, и создал то самое волшебство.
– Это было очень непросто, – говорит Ольга Забоева. – Мы над этим работали до последних минут, но мне кажется, что все получилось. Чудо в том, что дети становятся частью истории. Благодаря им, накормившим его пирожными, слон доходит до девочки. Он ведь вредный и капризный, не хочет идти. А вот это чувство, что мы помогаем и ей, и ему, наверное – самое главное волшебство!
Это ощущение сотворили и художники, костюмеры, декораторы и бутафоры. Например, комната с кроватью девочки превращается в величественный купол цирка – одна из лучших сценографических находок спектакля. Здесь продумана каждая деталь. А костюмы кукол и артистов точно передают эпоху. Это аристократическая семья – элегантное платье матери, строгий костюм отца. Все со вкусом, благородством и с характером, под каждого персонажа.
Полноправными участниками действия стали и свет, и музыка. Теплый «домашний» свет в комнате девочки сменяется яркими праздничными цирковыми прожекторами. А теневой спектакль передает мечты Нади во сне. Кстати, ее сыграла молодая актриса Василина Абраменко. Для нее «Слон» стал дебютом на профессиональной сцене, а работа с куклой – важным, но пока непростым опытом.
– Моя героиня на самом деле мне не близка по духу, – говорит Василина. – Я очень люблю жизнь, люблю радоваться. А героиня больна, равнодушна к жизни. Но я считаю, слон действительно вернул ей радость и любовь. Вообще, очень много работы было вложено в спектакль, много сил и труда. Но я думаю, что все получилось.
В профессию артиста-кукловода Василина попала, по ее словам, случайно: еще маленькой девочкой пришла в «Золотой ключик» и поняла, что это ее призвание.
– Придя в театр кукол, я поняла, что это в разы круче, чем любая другая театральная профессия, потому что сложнее. Но главное – эмоции зрителей! Они ведь не видят кукловода, для них кукла оживает по-настоящему – сама двигается, живет, говорит. И возможность дарить людям это волшебство, видеть их восхищение – вот что меня покорило, – говорит актриса.
Основная мысль постановки – повод и для важного семейного разговора. А если ребенок после просмотра спектакля захочет прочитать вместе с родителями рассказ Александра Куприна –это самое ценное, что может сделать театр. И это у «Золотого ключика» получилось. После спектакля выходили под впечатлением и взрослые, и дети.
– Мне очень понравилось! Особенно большой слон, музыка, очень красиво было, – делится впечатлениями юный зритель Жан. – Артисты отлично передали эмоции персонажей. А сам слон здорово был сделан.
– Замечательные костюмы, впечатляющие декорации, ожившие и очень тонкие в движениях куклы, родные артисты. Полноразмерный слон, который еще и угощение берет из рук юных зрителей – вообще восторг, – говорит зрительница Мария. – Музыкальное сопровождение точно передает настроение грусти и дополняет образы Куприна на сцене. Спасибо артистам, браво, «Золотой ключик»!
–Мы с детьми получили море эмоций, – говорит зрительница Елена. – Замечательные артисты, невероятный большой слон. Я словно окунулась в детство. Однозначно рекомендую всем посетить этот спектакль и вообще приходить чаще в «Золотой ключик». Здесь каждая премьера – что-то особенное.
Посмотреть на результат работы пришла и постановочная труппа «Золотого ключика». Они знают каждую куклу, каждый механизм, каждый источник света. Для них исчезает иллюзия, и остается только чистое исполнение. И то, что результат их тронул, значит, что все получилось.
– Спектакль дался нам тяжело, под конец к работе подключали даже актеров, – рассказывает художник-модельер театрального костюма «Золотого ключика» Любовь Малетина. – Но мы справились, мы молодцы! Результат мне очень понравился. Вообще детей такие интерактивы впечатляют. У меня дочь уже постарше, но даже ей было интересно. Она пришла ради того, чтобы покормить Томми.
Постановка рассказывает о том, что настоящее чудо всегда рядом. Иногда для счастья нужно просто протянуть руку и дать слону пирожное. А потом поверить, что он настоящий. Спектакль «Слон» – это именно такая история. Та, после которой хочется верить в чудеса. Приходите в Театр кукол «Золотой ключик» и убедитесь в этом сами.
Марина АНДРЕЕВА