Вторник, 23 Апреля, 2024
Железногорск, Красноярский край

Андрей Гаврилов: «Оживляя историю, будем создавать новую»

3 августа 2021 / Культура / 0
Каждый новый директор – это всегда смена эпохи. У железногорского музея новый период жизни начался чуть больше ста дней назад, когда его возглавил Андрей Гаврилов. Сегодня в ГиГ первое интервью Гаврилова в новом статусе - поговорили о прошлом, настоящем, будущем и о том, как можно внедрять инновации в культурные пространства, не теряя исторической ценности.   
 
Культурная финансовая прозрачность
- Андрей Евгеньевич, уже можно говорить о том, какими были ваши ожидания и какой оказалась реальность. С чем столкнулись в должности директора музея?
- Когда-то мне сказали - когда ты станешь директором, сначала будет ощущение эйфории, потом «боже мой, куда я попал, верните меня обратно». И только после этого включится холодная голова, и ты начнешь строить планы и понимать реальность, в которой оказался. Все было именно так. Но ощущение эйфории было максимально коротким, потому что нас сразу кинули в бой. Нас - это двух молодых директоров, ЦД и МВЦ. И нам пришлось отрабатывать новый подход к финансированию праздников - показать, что такая модель может работать качественно. Как говорил Стив Джобс, все, что было раньше, неправильно, все не работает, нужно делать все по-новому.
- Вы согласны с этим?
- Я согласен. Если ты хочешь что-то сделать, то нужно не латать старое, а взять все, что было хорошего от старого, и строить на этом фундаменте принципиально новое.
- Рефреном звучит, что культурное пространство Железногорска должно меняться. Что, на ваш взгляд, может помешать активному внедрению новых технологий, изменениям в культуре, у вас в музее?
- Я не знаю, что может помешать. Считаю, что все в наших руках. Берем, ставим задачу и стремимся. Есть, конечно, некоторая косность в настроениях - «а у нас так раньше не было».
- Это же красной нитью сейчас везде: оставьте нас в покое, пусть будет как прежде.
- Это странная история. Стагнация… Сколько можно жить в коконе? Я вначале говорил про Стива Джобса - все, как было раньше, не работает.
- Казалось бы, очевидно, но сопротивление сильнее. Как его переломить? Терпеливо, step by step?
- Нет.
- Революционно?
- Нет. У каждого свои методы. У меня - с уважением относиться к прошлому и с надеждой смотреть в будущее. Если ты понимаешь, что эту функцию в празднике должно выполнить это учреждение, то иди и договорись с директором.
- Кто должен пойти и договориться с директором?
- У меня было очень бурное начало. Нас с директором Центра досуга сразу же бросили в бой – давайте, делайте праздники. Музей никогда праздниками не занимался. Музей - это про другое. Наше основное муниципальное задание - музейно-выставочная деятельность. А тут праздники. Так это ж классно! Мы понимаем, что мы можем эту функцию взять на себя. Тут уже пошла история со смешением. Мы расширяем границы. Но при этом многие коллеги обиделись. А на что?
- Пришел, сразу мероприятие организовал, похвалили. Зачем вы согласились, Андрей Евгеньевич, на новый подход финансирования и организации мероприятий?
- Новый подход только в том, чтобы понимать, сколько стоят городские праздники - сделать все прозрачным. Мало того, хотелось бы, чтобы каждое учреждение культуры выполнило свою функцию. С этой мыслью я и шел. Я понимал, что музей один не вытянет празднование Дня Победы. Значит нужно, чтобы все учреждения культуры свои функции выполнили. Мы ввели несколько новшеств, а все остальное просто свели заново. Пришлось пойти три раза «ку» сделать: Светлана Юрьевна, мы не справимся без вас, и без вас, Ирина Александровна, не справимся. Они походили, подумали, но согласились же! Праздник, в принципе, состоялся.
- На праздновании 9 мая вы что-нибудь заработали?
- Мы чуть-чуть перекрыли свою зарплату. А все остальные деньги ушли в те учреждения культуры, куда и должны были. Зачем нам брать на себя все эти деньги? Мы просто были распределителями. Деньги ушли в те учреждения культуры, которые принимали участие в мероприятии. Все прозрачно, все видно. А как по-другому? Это же муниципальные деньги.
- Тогда откуда столько негатива и эмоций, что все неправильно, все должно остаться как прежде? Мы получали вот столько, чтобы провести праздник, а сейчас не получаем ничего. Более того, уже в августе не будет заработной платы. Это так?
- Это вопрос сложный. И адресовать его надо экономическому отделу. Нюансов много. Вот у нас есть 2019-й год. Театр попросил на праздник 20 тысяч рублей, чтобы купить 4 пары сапог. Но по каким-то причинам эти 20 тысяч превратились в 800 тысяч. Потому что туда зашла коммуналка и зарплата. В этом надо разбираться, а я не экономист. Получается, что нас, директоров, пытаются столкнуть лбами. Нужно искоренить эту проблему. Мы тут не виноваты, мы тут не при чем, мы не враги друг другу. Это непростая история. Сейчас, на самом деле, сложная - мы должны с уважением отнестись ко всем, всех понять, разобраться. В Красноярске и Новосибирске уже давно некоторые праздники финансируют через торги. И гораздо целесообразней, чтобы местные учреждения культуры торговали эти мероприятия и забирали эти деньги себе, нежели придет какой-то варяг снаружи и заберет все.
- То есть вы считаете, что такой подход в финансирования городских мероприятий эффективен?
- Я считаю, все, что новое - это правильно. Это один постулат. Второе - нельзя рубить сплеча. И третье - наверное, нужно относиться трепетнее к тому, что было. Борис Гребенщиков говорил - чтобы стоять, я должен держаться корней. Но то, что уже не прорастет, то не прорастет, нужно взращивать новое на том, что имеем.

Открывая границы
- Современный музей в вашей интерпретации – это…
- Современный музей - это открытое пространство. Это не архив или склад. Это такая структура, которая вообще выходит за рамки музея, за рамки города. История везде. Она не может быть сложена по папочкам и шкафчикам. Ее нужно трогать, смотреть. Сфотографировали, например, первый дом, построенный в Железногорске. Ну и что? Ну, вот фотография. Так вы отведите человека к этому дому, пусть он его потрогает, руку к нему приложит. Музей - это такая субстанция, которая везде.
Но и нельзя совсем уйти от того, что все-таки музей - это про науку, про то, что было, про систему знаний. Сейчас у нас сейчас идет инвентаризация - нумизматика уже прошла, книжки прошли. Появляются новые экспонаты. Необходимо все структурировать, собрать. Пришел к нам Алексей Сергейкин и говорит: «Что у тебя столько книг стоит? В чем их ценность?». А ведь все просто - открываешь книжку, а там печать - ГУЛАГ. Интересно? Интересно. И таких тонкостей очень много.
- А как вы планируете внедрять в нашем музейно-выставочном центре мультимедийные и инновационные технологии, и о чем они?
- Конечно, в нашем городе живут очень консервативные люди. Раскачивать и внедрять что-то новое очень непросто. Такая фундаментальность и такой не поверхностный подход заложен у всех железногорцев на генном уровне. Другие города в инновациях как-то побыстрей. Здесь своя размеренная жизнь, тут по-другому. Но я верю, что новые форматы войдут в жизнь Железногорска. Просто нужно показать, как этот инструмент работает.
- И еще о взращивании нового. Как вы считаете, железногорская культура завтра - это про что?
- Прежде всего, я сказал бы, что культура - это творческие механизмы, которые работают во взаимодействии. Каждый должен выполнять свою функцию. Если мы хотим быть федеральным городом, то нужно и думать по-федеральному, новаторски. Нужно придумывать такой проект, который будет интересен не только здесь, локально, но и всему миру. И культура Железногорска должна быть интересна всему миру. Так ведь было исторически заложено. До того как распался Советский Союз, люди стремились хотя бы глазком посмотреть, что здесь происходит. Хотелось бы такого же интереса. Чтобы люди стремились попасть к нам и посмотреть, что же они тут такое придумали.
- Есть потенциал?
- Конечно, есть. У нас огромный потенциал. В Железногорске все есть. Мало того, порой не надо ничего придумывать. Придите в музей, поднимите архивные вещи, посмотрите - о, было так. Все новое - хорошо забытое старое. Обернемся назад и будем смотреть вперед, оживляя историю и создавая новую.
- Андрей Евгеньевич, вы готовы к реформам, к нестандартным решениям? Недавно кто-то озвучил идею объединения парка и МВЦ, чтобы открывать культурные границы.
- Я думаю, если парк и музей объединить, то вообще можно сделать бомбу в культурно-историческом пространстве Железногорска!

Беседовала Юлия ТРЕТЬЯКОВА.
 
 
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения