Пятница, 19 Апреля, 2024
Железногорск, Красноярский край

По следам первобытных охотников

14 июня 2021 / Культура / 0

Жительница поселка Подгорный Наталья Бабашинская пришла к нам в редакцию с материалом о Музее археологии им. Е.С. Аннинского. Жизнь Натальи, нашего нового автора, тесно переплетена с его основателем и сотрудниками. Надеемся, что рассказ об этом уникальном музее вас заинтересует и чем-то удивит. Ведь другого такого нет в Красноярском крае!

МУЗЕЙ РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА

Именно таково мое отношение к Музею археологии им. Е. С. Аннинского. С людьми, которые работают здесь, мы знакомы много лет. В здании, где сегодня выставляются экспонаты, прошло мое детство. Здесь была музыкальная школа. Маленькой девочкой я учила ноты, приобщалась к миру прекрасного, слушая произведения классиков.

Сегодняшний руководитель музея Лилия Милославовна Чернявская раньше работала учителем истории в школе 104. Мы раскрыв рты слушали на ее уроках массу интересного, чего не было в учебниках. В разные годы мои старший брат и муж ездили в экспедиции с Евгением Сергеевичем за яркими впечатлениями, артефактами, за новыми знаниями и навыками. С основателем и идейным вдохновителем музея Евгением Аннинским мне также посчастливилось быть знакомой.

Помню, как во времена, когда нынешний музей Подгорного был археологическим кружком при школе и занимал всего один кабинет, седовласый педагог воодушевленно рассказывал о находках, которые привезли ученики нашей школы из своих путешествий. В коллекции Аннинского были скребки, наконечники копий, каменные топоры, старинные монеты... И их надо было гдето выставлять. Как сверкали искры в его глазах и зажигали в детских душах интерес к живой истории, которую можно потрогать, рассмотреть! Евгений Сергеевич был прекрасным педагогом, любил историю и заряжал этой любовью всех окружающих, а не только детей.

О том, что наш филиал Музейно-выставочного центра Железногорска уникален, я узнала сравнительно недавно. Оказывается, большая часть музеев страны имеет художественную направленность, меньшая — историческую, и совсем небольшая — археологическую. В нашем огромном крае аналогов экспозициям Подгорного просто нет. Даже большие музеи, как, например Красноярский краевой краеведческий, не могут похвастаться такой богатой коллекцией микалентных копий петроглифов (наскальных рисунков) и древних артефактов, бережно собранных руками школьников.

Также благодаря музею родилась и моя семья. В марте 2014 года туда пришла работать смотрителем Раиса Николаевна Бабашинская. Подробности опустим, а следствием стала наша с ней общая фамилия.

БИВЕНЬ МАМОНТА И ЧЕРЕП ШЕРСТИСТОГО НОСОРОГА

Заходим внутрь: в коридоре музея висят рога оленя — символ поселка. Кто не знает — возвышенность над здешним озером называется Олень-гора. Экспозиция музея выстроена необычно — показано развитие человека и орудий труда от одной эпохи к другой, а не отдельно взятое время (например, неолит, палеолит) и все, что с ним связано.

Оказывается, для Сибири характерны составные орудия труда, что говорит о смекалке и экономности северян. Каменные вставки в костяные или деревянные основания могут стать ножом или топором. Такие инструменты применяли для обработки шкур, нарезки мяса. Задник экспозиции иллюстрирован, что тоже дает подсказку о происхождении и применении того или иного предмета.

Показана и эволюция используемых в быту и на охоте материалов. Изначально природные — камень, кость, шкура. Затем наши предки научились делать бронзовые и железные инструменты. Можно увидеть изображение плавильной печи бронзового века, предметы точного литья.

Удивительно, но среди экспонатов есть даже окаменелости древних папоротников, которые обычно встречались гораздо южнее. А ведь все раскопки велись на территории Красноярского края и Республики Хакасия.

Однако посетителей, особенно маленьких, больше привлекают останки древних животных: бивень мамонта, череп шерстистого носорога, а также различные щеточки, украшения из бронзы, бусы из стекла, янтаря.

Заведующая музеем рассказала об одном из самых уникальных экспонатов — скульптуре мамонта из кремния, которой 20 тысяч лет. Доктор исторических наук Николай Иванович Дроздов (с 1997 по 2012 год ректор Красноярского педагогического университета) возил скульптуру на конференцию в Саппоро. Японцы чего только не предлагали за этот экспонат! Но он продолжает выставляться в музее Подгорного.

С ШАМАНОМ НА ОХОТУ

Взрослым посетителям в музее читают лекции по наскальному искусству. Оказывается, в доисторической живописи есть свои стили, например, рентгеновский или скелетный. Посетителям расскажут, что для рисунков выбирали определенное место (археологи предполагают, что оно могло считаться местом силы), и люди оставляли на нем свои шедевры еще 7000 лет назад. Некоторые изображения нанесены поверх более ранних. Как вам такой факт — в нашем регионе на наскальных изображениях можно увидеть даже индуистского бога Шиву и египетский символ Анкх. Есть в музее и уникальные оттиски Большой и Малой Боярских писаниц в технике эстампажа, снятые под селом Троицкое Боградского района. К сожалению, залов для экспонирования не хватает, и Большая писаница хранится в основном в запаснике.

Для детей в музее работает клуб «Юный археолог». Здесь они могут самостоятельно сделать орудия труда и охоты древнего человека, а затем порассуждать, как их применяли. Можно попробовать сшить одежду из «шкур», перетереть зерна в муку, добыть огонь. Это и попытались сделать на мероприятии «Музейная ночь» курсанты академии МЧС. Они «добыли» огонь за 5 минут. А на «охоту на мамонта» вас проводит шаман в костюме и с бубном, чтобы задобрить духов. После чего поведает множество мифов и легенд нашего края.

Есть у музея проект для слепых и слабовидящих людей. На специальной бумаге («вспучке») печатают монохромное изображение уменьшенных копий наскальных рисунков и запекают, после чего темная часть фотографии становится объемной. Или в рамках проекта зрячим детям выдают специальные очки, и так проводят всю экскурсию по археологии. Дети с хорошим зрением распознают изображение несколько хуже — им непривычно, но зато после такой экскурсии они начинают бережнее относиться к людям с различными особенностями.

В выставочном зале музея проходят различные выставки: посвященные праздникам, этнографические, художественные, ремесленные, о мире женщины, о людях, переживших войну, и другие. Руководство музея, конечно, хотело бы приобрести инструменты и оборудование для проведения игр с детьми, звуковую и световую аппаратуру для создания более ярких экскурсий, усиления эффекта присутствия. Но финансовый вопрос, к сожалению, для учреждений культуры непростой. Удивительно, как горстке увлеченных людей удается сохранять и передавать людям те знания, которые собрали дети поселка Подгорный под руководством Евгения Аннинского.

* * *
Сознательно не буду пересказывать содержание всех экскурсий, чтобы дать возможность посетителям музея самим погрузиться в атмосферу давно прошедших времен. Увидеть, услышать, потрогать руками... Интересно, а что увидите вы? Приходите, делитесь своими впечатлениями!

Наталья БАБАШИНСКАЯ

Датой рождения музея считается 1990 год, когда Евгений Аннинский разместил экспозицию в помещениях школы № 104 поселка Подгорный. В марте следующего года школьному музею был присвоен статус «музея на общественных началах». Заслуженный учитель Российской Федерации Евгений Аннинский ездил со школьниками в экспедиции по родному краю и искал все то, что оставил человек много тысяч лет назад. И вместе они насобирали огромное количество материала. Поэтому когда в 2001 году встал вопрос о сохранении наследия и о том, что школьный музей себя перерос, он стал филиалом Музейно-выставочного центра Железногорска. В 2012-м музею присвоили имя его основателя — Евгения Аннинского. Визитной карточкой стал камень, так как из него делали первые орудия труда наши далекие предки. Кстати, этот символ музея очень похож на «шаманский камень» в зале петроглифов, возле которого посетители загадывают желания.

В 2014 году Лилия Чернявская, заведующая филиалом МВЦ Железногорска в Подгорном, выиграла грант президента РФ на реализацию авторского проекта «Прочти историю руками». Он предназначен для слабовидящих и слепых. Люди с нарушениями зрения могут в буквальном смысле прикоснуться к собранной в археологическом музее Подгорного коллекции оттисков петроглифов — наскальной живописи древних людей, и таким образом «увидеть» ее. Презентовали проект в ноябре 2014 года. Кроме этого, президентский грант на подготовку каталога «Наскальное искусство Среднего Енисея» выигрывал краевед и археолог Евгений Аннинский.

Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения