Под таким заголовком в октябре 2004 года в «Авиационно-космической газете» о первом руководителе и главном конструкторе ОКБ-10, а затем НПО ПМ М.Ф. Решетневе рассказывал его многолетний заместитель, соратник и друг Григорий Маркелович ЧЕРНЯВСКИЙ. Четверть века они работали рука об руку и стояли у истоков нового направления в отечественной космонавтике.
С Михаилом Решетневым Григорий Чернявский познакомился в конце 40-х годов. Тогда они были студентами самолетостроительного факультета Московского авиационного института. В 1958 году они встретились на авиационном заводе в Оренбурге, где осваивалось производство баллистических ракет ближнего действия 8К11, предназначенных для пуска с бронетранспортера. Григорий Маркелович уже был начальником сборочного цеха, а Михаил Федорович приехал из Королевского ОКБ-1 в качестве ведущего конструктора.
В начале 1959 года они вместе поехали в Капустин Яр на испытания образца первой партии ракет, изготовленных на Оренбургском заводе. Чернявский вспоминает: «На полигоне во время предстартовой подготовки ракеты я стал свидетелем технической эрудиции, реактивности мышления и волевых качеств Решетнева, которые тогда позволили избежать аварии при пуске ракеты, а в дальнейшем неоднократно проявлялись в различных ситуациях.»
Решетнев рассказал о своем возможном переезде в Красноярск и предложил Чернявскому составить ему компанию. Григорий Маркелович ответил утвердительно.
Из воспоминаний Г.М. Чернявского: «…для проведения опытно-конструкторских работ по ракетно-космической тематике и конструкторского сопровождения производства С.П. Королев в 1959 году организовывал филиал № 2 своего ОКБ-1. Начальником и главным конструктором этого филиала был назначен заместитель главного конструктора ОКБ-1 М. Ф. Решетнев».
Сергей Павлович разрешил Решетневу приглашать на работу любых сотрудников ОКБ-1, и тот набрал команду из 24 человек. Чернявского сразу оформили на должность ведущего конструктора.
С самого начала на заводе под руководством Решетнева начались проектные работы и поиск новых решений задач ракетно-космической техники. Первые попытки оказались неудачными: Решетнев предложил конструкцию мобильной баллистической ракеты дальнего действия, однако Сергей Павлович эту идею не поддержал.
Ситуация изменилась в 1961 году, когда на «Красмаше» сняли с производства ракету Р-9 и начали выпуск янгелевской машины Р-14. Решетнев с Чернявским поехали в Днепропетровск, где встретились с М.К. Янгелем. Михаил Кузьмич предложил передать сибирякам научно-технический задел по носителю (на базе ракеты Р-14) и двум связным спутникам, имевшийся в его КБ. Этот момент стал точкой отсчета творческого пути нового ОКБ-10 и самого М.Ф. Решетнева.
Благодаря усилиям молодого коллектива (средний возраст сотрудников составлял 28 лет) 18 августа 1964 года состоялся успешный пуск конверсионной PH 11К65 («Космос-3»). На борту ракеты находились три спутника.
В следующем году PH «Космос-ЗМ» вывела на орбиту Земли сразу пять разработанных в Красноярске-26 малогабаритных КА «Стрела-1», которые впервые в мировой практике сформировали спутниковую систему персональной связи. Представьте: 60 лет назад у человека с личным приемоответчиком появилась возможность через космос связываться с абонентом в любой точке земного шара. И только через 20 лет за рубежом заговорили о подобных разработках.
Возможность непосредственного доступа пользователей к информации с помощью космических средств стала доминантой творческой деятельности Решетнева и его соратников. Опираясь на методы системного подхода, они смогли в короткие сроки создать ряд информационных космических систем, причем некоторые из них не имели аналогов в мировой практике. К ним относятся спутниковая система непосредственного телевещания (НТВ) с использованием геостационарного спутника «Экран» и спутниковая система управления движением на базе низкоорбитального навигационно-связного спутника «Циклон».
Уже в конце 1976 года с появлением системы непосредственного телевещания «Экран» жители восточных районов страны и Крайнего Севера смогли принимать телевизионные программы прямо на свою антенну, минуя наземную ретрансляционную сеть. Что касается спутниковой навигации, то обращение ОКБ-10 к этой тематике положило начало направлению, которое вносит наиболее весомый вклад в глобальную информатизацию общества.
В начале 60-х годов Королев решил сосредоточиться на пилотируемой программе. Решетнев предложил передать работы по связным спутникам в ОКБ-10 (впоследствии НПО прикладной механики). Эта инициатива была продиктована не только сиюминутными потребностями в загрузке предприятия – она опиралась на принятую «решетневцами» концепцию системного подхода к освоению космоса в прикладных целях.
Из воспоминаний Г.М. Чернявского: «…мы также считали, что вместо бытовавшей тогда практики проектирования КА в целях эффективного использования ракеты-носителя, созданного данным предприятием, при проектировании спутника нужно исходить из его целевой тематической направленности, а для выведения использовать подходящие носители, имеющиеся в отрасли. Такой подход дает возможность эффективнее использовать космические средства в прикладных целях и реализовать потенциальные возможности космической промышленности страны».
В это время начали работать спутниковые системы радиосвязи, координатно-временного обеспечения и дистанционного зондирования Земли, осваивались новые околоземные орбиты, в том числе геостационарная. Расширялся круг задач, решаемых PH «Союз», «Протон», «Космос-ЗМ».
Королев поддержал все предложения М.Ф. Решетнева по «Молнии-1» и «Молнии-2». В ОКБ-10 проект спутника связи «Молния-2» полностью переделали, не осталось даже названия. Вместо него разработали новый навигационно-связной ИСЗ «Циклон», который был запущен на орбиту в 1967 году.
Иначе сложилась судьба «Молнии-1». Конструкцию пришлось существенно доработать, чтобы орбитальная группировка из трех таких аппаратов могла обеспечивать непрерывную круглосуточную связь в Северном полушарии.
В день 50-летия Советской власти жители Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии впервые смотрели прямые передачи Центрального телевидения из Москвы. Так на базе КА «Молния-1» и наземных станций «Орбита» начала функционировать первая в мировой практике национальная спутниковая ретрансляционная система. Позже подобные системы появились в Канаде, США и Индонезии.
Решетнев и его сподвижники создали школу и целое направление космической деятельности в нашей стране. «Мы умели работать в команде» – это залог успеха сибирских спутникостроителей. Сам факт того, что значительная часть современной российской орбитальной группировки составляют КА, созданные в АО «Информационные спутниковые системы», свидетельствует о мировом уровне созданного М.Ф. Решетневым предприятия. Эти КА демонстрировались на престижных мировых авиакосмических салонах, выставлены для постоянного обозрения в ведущих космических музеях страны, на ВДНХ, в Центральном военно-патриотическом парке культуры и отдыха Вооруженных Сил Российской Федерации «Патриот».
Из воспоминаний Г.М. Чернявского: «Мне довелось проработать вместе с Михаилом Федоровичем четверть века. Это был достойный сын своей Родины, талантливый, энергичный, принципиальный, требовательный и толерантный. Михаил Федорович показал себя надежным товарищем. Мы были единомышленниками, соратниками. В коллективе отсутствовали интриганство, подсиживание и другие моменты, свойственные творческим организациям. …он, как и наш учитель С.П. Королев, был поражен болезнью: приблизить человека к космосу. И эта болезнь отобрала все время его жизни без остатка».
Заслуженный машиностроитель РФ, заслуженный ветеран АО «Информационные спутниковые системы» имени М.Ф. Решетнева», кандидат технических наук Роман ТУРКЕНИЧ