Четверг, 25 Апреля, 2024
Железногорск, Красноярский край

Гараж на 1000 автомобилей.

10 ноября 2021 / Лица города / 0
Здесь есть все: легендарные «Эмки», ЗИЛы, спроектированные для первых лиц страны, по-настоящему народные «горбатые» запорожцы, уникальные экспериментальные авто, так и не запущенные в серийное производство. А также пассажирский транспорт, медицинские, пожарные, ремонтные, дорожные, сельскохозяйственные и другие спецмашины, которые выпускались отечественным автопромом с 30-х годов прошлого века до настоящего времени. И владелец всего этого великолепия - железногорец Владислав Ендржеевский. Правда, гараж занимает всего одну из комнат, так как все авто выполнены в масштабе 1:43.
 
По этой коллекции, без преувеличения, можно изучать историю советской и российской автомобильной промышленности. Тем более что у Владислава на стеллажах встречаются такие модели автомобилей, что хочется спросить - неужели их конструировал и выпускал наш автопром? Например,  малолитражка «Ока» с кузовом типа пикап или дизель-троллейвоз на базе бортового грузовика КрАЗ-219.
Первые масштабные модели авто появились у Владислава примерно в 1985 году. Тогда в свободной продаже можно было достать в основном легковушки - «Волги», «Москвичи», «Жигули», да и то не везде. Поэтому родители будущего коллекционера просили друзей и сами по возможности привозили из командировок мини-авто.
Но по-настоящему автопарк стал пополняться примерно с 1993 года. Тогда же Владислав (тогда он был студентом) познакомился с красноярскими мастерами, которые сами изготавливали модели. Причем такие, которые никогда не продавали в магазинах. Естественно, каждая деталь в них также полностью соответствует полноразмерному оригиналу.
Есть в коллекции Владислава и так называемые конверсии - это когда за основу берется фабричная модель автомобиля и модифицируется в ту, которую очень хочется иметь в коллекции. Например, пассажирский микроавтобус ГАЗ «Соболь» приобретает кузов-фургон и еще один дополнительный прицеп. Другой вариант - удлиненная версия привычной всем маршрутки. Владислав Ендржеевский признался, что сам такими модернизациями не занимается. Зато эта сложная творческая работа по душе его другу и коллеге по увлечению - Виталию Варде. Работа кропотливая, но стоит затраченных усилий - получается эксклюзив, которого нет больше ни у кого. На конверсию одного авто уходит неделя чистого времени. В реальности, конечно, дольше.
- Познакомились мы с Виталием в Железногорске почти двадцать лет назад, - вспоминает Владислав. - Я тогда давал объявления о покупке моделей автомобилей. Тогда ничего не приобрел, а он ничего не продал. Но зато с тех пор началось наше сотрудничество. И в планах - создание модели гусеничного вездехода «Ирбис». Но этот проект сложный, так как тоже придется брать основу и приступать к операции «Конверсия». 
Коллекционер несколько раз подчеркивал, что абсолютно все экспонаты имеют реальные прототипы, которые в разное время сходили с конвейеров отечественных автозаводов. Или же это были экспериментальные образцы, которых было выпущено всего несколько штук.
Кстати, у Владислава нет зарубежных моделей. Принципиально отдает предпочтение только советским и российским авто. Почти нет и мотоциклов, их всего несколько штук. Как признается коллекционер, все-таки он тяготеет к строительной, коммунальной, дорожной и другой спецтехнике. Но легковых, пожарных, милицейских и медицинских авто тоже достаточно много.
Стеллажи занимают практически всю полезную площадь вдоль стен в одной из комнат. А в нижних ящиках хранятся упаковки абсолютно от всех моделей.
- Коробочка тоже имеет ценность, - объясняет коллекционер. - Модель с оригинальной упаковкой всегда продается на порядок дороже. Так же как и авто, которые выпускались ограниченными сериями — например, с символикой Олимпиады-80.
Сейчас пополнение обширного домашнего автопарка приостановилось. Владислав шутит, что его уже мало чем можно удивить. Но все равно он регулярно заходит на тематические форумы и сайты - вдруг что интересное появится. Ведь редкие экземпляры, особенно ручной работы, как и модели, выпущенные в советское время, с годами становятся только ценнее.

Екатерина МАЖУРИНА
 
--- Владислав Ендржеевский коллекционирует модели автомобилей и другой техники, выполненные в масштабе 1:43. Всего в коллекции 1100 экземпляров. Примерная оценочная стоимость - 2,5 миллиона рублей.  Примерно четвертая часть моделей выпущена в советское время. Большая их часть, около 600 авто, хранится в Железногорске. Остальное - в Красноярске и на малой родине, в Дивногорске.

---Для хранения масштабных моделей Владислав заказывал специальные стеллажи. Но пыль внутрь все равно попадает. Удалять ее приходится ювелирно, кисточкой с мягким ворсом, так как у многих автомобилей есть мелкие детали. Любое неосторожное движение может привести к опрокидыванию и повреждению экспоната.

---До 1991 года модель «Москвича стоила 3 рубля 50 копеек, «Волги» - 5,60, «Чайки» - 9,40, «Нивы» с прицепом — 13, без прицепа - 11 рублей 30 копеек. Сейчас модели авто, выпущенные при СССР, стоят от нескольких тысяч рублей. Цена варьируется в зависимости от состояния, цвета, количества выпущенных экземпляров и других факторов.
 
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения