Суббота, 20 Апреля, 2024
Железногорск, Красноярский край

Юлия Левицкая: «Я и мои тюзовцы выходим на бой с бескультурьем»

18 марта 2023 / Культура / 0
Сегодня наш рассказ о наставнике тех, кто находится в самом сложном периоде взросления и самоопределения. В железногорском Театре юного зрителя «Современник» с подростками творит, выстраивает диалог, проживает трансформацию режиссер Юлия Левицкая.

В городском Дворце культуры на третьем этаже есть небольшое помещение со сценой – репетиционный зал Театра юного зрителя «Современник». Его актеры – дети и подростки нашего города, а режиссер – Юлия Владимировна Левицкая. Она называет своих воспитанников «мои котики, коняшки, господа актеры» – у нее много разных ситуативных обращений к артистам. И за тем, как она выстраивает с ними диалог, можно, кажется, наблюдать вечно. Это затягивает и погружает в атмосферу спектакля, который читают или прогоняют в данный момент. Мы попали на репетицию детского драматического спектакля-инверсии «Песочница» по пьесе Гозия Махмудова.

– Мы повезем этот спектакль на театральный фестиваль министерства культуры РФ, который запускает Государственный центр народного творчества Красноярского края, – рассказывает Юлия Левицкая. – Мы вышли на финишную прямую. На следующей неделе в среду уже едем, поэтому ручки-ножки трясутся, ребята переживают. «Песочница» раскрывает сокровенный, таинственный мир детской игрушки. Ведь самое ценное, что есть у ребенка – его эмоции, чувства. Порой взрослым некогда услышать чадо – мы слишком заняты, устаем, решаем много других задач. И так бывает, что игрушка становится ребенку другом, который точно выслушает и не будет оценивать. Нам с ребятами стало интересно, что чувствует игрушка. И на этот вопрос мы отвечаем в своей постановке. Игрушки живут теми же самыми чувствами и эмоциями, которые свойственны ребенку. Обида, радость, печаль… В первую очередь мы хотим научить детей ценить игрушки, бережно относиться к чувствам и переживаниям другого. Вторая наша задача – донести до родителей, что ребенку надо помогать справляться со своими чувствами и эмоциями, учить его давать им имена. Это многогранный спектакль, который мы уместили в возрастные ограничения от трех лет и до бесконечности. Думаю, что ребята хорошо справляются с поставленной задачей, хотя хвалить их я лучше не буду, плохая примета (улыбается – Прим. автора)

Юлия Владимировна признается, что лично ей и сейчас нравятся обнимашки с уютным плюшевым медведем. А в детстве все ее секреты слушал Чебурашка. Она детально его описывает, вздыхает, улыбается.

– Сейчас мой советский, плюшевый, обычный такой Чебурашка живет у родителей, – рассказывает Юлия Владимировна. – У него и глаз давно отвалился, помню, как пуговицу с мамой пришивали. Но в нем столько воспоминаний! Он про меня знает много такого, чего я никому и никогда, пожалуй, не доверяла.

Параллельно с «Песочницей» старшая группа актеров ТЮЗа готовится к большой городской премьере – трагикомедии по мотивам рассказа Константина Сергиенко «До свидания, овраг».

– Это истории жизни бездомных собак, у каждой из которых уникальная биография, нелегкая судьба, – приоткрывает завесу режиссерской тайны Юлия Левицкая. – Это спектакль-притча. Мы проводим параллель между жизнью людей и собак. Говорим о том, что каждый из нас, чувствуя свою неприкаянность, глубоко в душе надеется на встречу с тем, кто сможет его понять, полюбить и принять таким, какой он есть. В каждом из нас живет надежда, что такая встреча обязательно состоится, и этот близкий человек никогда не предаст. Там много смыслов! Мы с ребятами очень долго читали рассказ, сценарий, обсуждали роли, примеряли на себя. Я уверена, что на этот спектакль стоит прийти – премьера 17 апреля.

Как только Юлия Владимировна меняет тональность речи, поднимает руку, начинает двигаться, вздыхает, ее актеры тут же настораживаются, внимательно слушают, реагируют. Кажется, что им здесь можно все, но они совершенно точно знают правила игры, общения, репетиций, взаимодействия. Как бы между прочим режиссер, корректируя расстановку актеров на сцене, делает замечания о дружбе, уважении друг к другу, внимательности и заботе. И это вдруг становится самым важным в моменте.

– Постановка спектакля рождается гораздо раньше, чем вот такие наши репетиции и прогоны, – рассказывает Левицкая. – Сначала летом я провожу большую читку – подбираем материал. Когда найдено несколько пьес, мы с ребятами выбираем, одна я это делать не имею права. Читаем, понимаем, нравится или нет. Когда я вижу блеск в их глазах, когда что-то вызывает сомнение и споры, тогда начинаем работать. Очень много времени у нас уходит на «застольный» период – когда мы не ногами репетируем, а только обсуждаем роли, ищем образ каждого. Дальше многое может варьироваться в процессе – иногда приходится даже менять ролями моих актеров. Конечно, порой приходится на них ругаться, а иногда в игровой форме пытаемся прочувствовать роль. Мне нравится, что они живут в театре свою настоящую жизнь.

Наш ТЮЗ в жизни Юлии Левицкой – не случайность. Она родилась и окончила школу здесь. В юности была актрисой «Современника» – сначала у режиссера Маргариты Аряновой, затем немного училась у Сергея Шингирея. А потом много лет ТЮЗ возглавляла Людмила Клименко – мама нашей героини. Вот такая судьба, которая, скорее всего, была предопределена. После школы Юлия поступила на режиссерский факультет в Новосибирске. Закончила его с красным дипломом режиссера театра драмы и кино, 13 лет прожила в Новосибирске.

– Я работала в ДК «Сибтекстильмаш» режиссером театральной студии «Балаганчик». Конечно, времена были разные, иногда приходилось ради дохода предавать культуру и вынужденно работать не по профессии… Но что ни делается, все к лучшему – зато я знаю различные сферы. Однажды даже доросла до начальника по запуску объектов сети ювелирных салонов «585». А еще получила второй диплом – высшее педагогическое образование.

В январе 2014 года Юлия Левицкая вернулась в родной Железногорск, в июле начала работать в ДК. В 2019 году перешла из методического отдела на должность режиссера и руководителя ТЮЗ «Современник». Работает много, очень много. Для режиссера и наставника Левицкой очень важно, чтобы ее актеры знали, что каждый спектакль – это их общая работа и новый этап жизни.

– Для меня наш город – это мой дом. А Дворец культуры – это центр, где проходит вся жизнь семьи. ТЮЗ – это моя душа, – признается Юлия Владимировна. – Я безумно счастлива, что воспитанники ТЮЗа вместе со мной идут в ногу на бой с бескультурьем. Мы с ребятами, а это дети от 7 до 18 лет, с каждой постановкой ищем новые пути и решения поставленных задач. Поднимаем глобальные темы, которые интересны нам всем: вопросы отцов и детей, проблемы бездомных животных, мир во всем мире, любовь, преданность, забота и многое другое. Каждая постановка имеет глубокий смысл. Я и мои тюзовцы дышим одним воздухом! Это дорогого стоит. Мне безумно приятно понимать, что я ребятам не только наставник и руководитель, а в первую очередь друг.

Юлия ТРЕТЬЯКОВА

Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения