Вторник, 15 Июня, 2021
Железногорск, Красноярский край

Мудрая мама «Золотого ключика»

6 июля 2020 / Железногорцы / 0
Деликатная, спокойная, элегантная, интеллигентная, отзывчивая... Отлично помнит каждую куклу - всегда может рассказать, из какого она спектакля. Так отзываются коллеги о заведующей труппой железногорского театра кукол Лидии Прокопенко. Сорок лет Лидия Яковлевна отработала в «Золотом ключике» и теперь уходит на заслуженный отдых.
 
Знает все
 
Лидия Прокопенко отвечала за работу актеров, помогала режиссерам, следила за декорациями, костюмами и куклами. Все у нее находилось в отличном состоянии. Без ее участия не проходил ни один спектакль. Зритель не замечал ее присутствия, но из-за кулис за действом на сцене всегда следили внимательные глаза заведующей труппой.
 
Она - без преувеличения мама для персонажей спектаклей, которая постоянно следит, чтобы реквизит и куклы были в порядке. Если что-то требует реставрации, отнесет в цеха к художникам, чтобы починить, обновить.
 
В коллективе Лидия Яковлевна незаменима. Она первая разрешает любые конфликты, всегда поддержит и даст добрый совет. Сотрудники театра говорят, что завтруппой - настоящий миротворец. Мудрым словом она умеет восстановить гармонию в коллективе. Благодаря ее спокойному, уравновешенному характеру, огромному опыту и исключительному терпению весь сложный творческий механизм спектакля работает как часы.
 
На таких людях лежит огромная ответственность, это правая рука режиссера, второй человек в театре после директора, главная задача которого - подготовка спектакля. И конечно же, обязательное сопровождение труппы на гастролях.

Бычок со стажем
 
Лидия Прокопенко пришла в «Золотой ключик» в 1980 году сразу помощником режиссера. Это был ее третий театр: начинала в Новокузнецке, затем перебралась в Благовещенск, они с супругом и дочерьми не собирались уезжать с Дальнего Востока. Но, видимо, судьба так распорядилась - директор «Золотого ключика» ездил по регионам в поисках актеров и уговорил семью перебраться в закрытый город.
 
Тогда, 40 лет назад, первое, что отметила для себя Лидия Прокопенко в кукольном театре Красноярска-26, - забота о сотрудниках и внимание директора Ирины Арутюновой. А еще поразили голоса актеров, особенно Любови Балтиной, которая озвучивала Соломенного Бычка из одноименного спектакля. Кстати, этот персонаж для Лидии Яковлевны особенный, так как он из первого спектакля, в работе над которым она принимала участие в нашем театре. Очаровательный бычок прекрасно сохранился и, благодаря заботе Лидии Яковлевны, находится в прекрасном рабочем состоянии - хоть сейчас на сцену!
 
Еще в 1980-м показалась ей удивительной скорость, с которой идет подготовка к спектаклям. Между задумкой и премьерой могло быть всего полтора месяца - так поставили «Аленький цветочек». Лидия Яковлевна, не стесняясь, рассказывает, что некоторые спектакли были для нее тяжелыми по актерской игре и подготовке - например, «По зеленым холмам океана» и «Возвращение». Другие смущали непонятной режиссерской задумкой - «Зоки и Бада». А со спектаклем про приключения Аладдина на фестивале в Омске произошел конфуз - в момент появления джинна из лампы не сработала дым-машина. По этому поводу Лидия Яковлевна шутит, что актер (ее супруг Сергей Прокопенко. - Авт.) в тот момент очень напоминал танцовщицу.
 
И тайная комната
 
Завтруппой показала нам святая святых - помещение, где хранятся куклы. Первое, на что обращаешь внимание, - размеры персонажей: от совсем крошечных Кая и Герды до Алисы, ростом ненамного ниже взрослого человека. Бок о бок расположились герои спектаклей самых разных лет: Кот в сапогах, Мальвина, Пьеро, Машенька с Медведем, Слоненок Пожарный, Каштанка и многие другие. Одни персонажи уже вычеркнуты из репертуара, другие до сих пор в строю. Но абсолютно все куклы бережно хранятся - вдруг спектакль решат восстановить.
 
Лидия Яковлевна отлично помнит каждую куклу, может рассказать, какая из них в каком спектакле участвовала, даже если премьера состоялась не один десяток лет назад. С улыбкой говорит - хоть ночью ее сюда заводи, даже не включая свет, покажет, где кто.
 
Всего, по самым примерным подсчетам, в «Золотом ключике» порядка 1500 кукол. Кроме этого, к каждому спектаклю есть декорации, реквизит и костюмы актеров. И во всем этом богатстве может без труда разобраться лишь Лидия Прокопенко.
 
За классику!
 
О современных тенденциях в кукольных спектаклях Лидия Яковлевна говорит с небольшой грустью - деваться-то некуда. Не всегда подходы и эксперименты ей по душе и понятны. Но несмотря ни на что, Лидия Яковлевна обязательно присутствует на каждой репетиции. Кстати, не всем приглашенным режиссерам это нравится. Некоторые просят завтруппой покинуть зал. Лидия Прокопенко относится с пониманием, говорит, что за время, как театр остался без своего постоянного режиссера, она многое повидала и к таким особенностям характера гостей успела привыкнуть.
 
Для ветерана кукольного театра эталон спектакля - классика, старая школа с тростевыми куклами. Кукловождение, по словам Лидии Яковлевны, - большое искусство. Она с восхищением говорит, что у настоящих мастеров кукла двигается, словно человек. И наблюдать за каждым движением: жестом руки, поворотом головы, наклоном тела, - одно удовольствие.
 
Главное - актер
 
На вопрос, как решилась уйти на заслуженный отдых, Лидия Яковлевна отвечает, что пришло время. И возраст, конечно, дает о себе знать - все-таки 74 года. Сейчас заведующая труппой передает дела молодому преемнику. Говорит, что обязательно какое-то время будет приходить в театр и показывать тонкости своего ремесла. Ну а как иначе? Невозможно ведь с ходу все запомнить: это и куклы к тому или иному спектаклю, и подбор актеров, и контроль за пошивом костюмов и изготовлением реквизита. Плюс, конечно, бумажная работа: составление планов репетиций, их согласование. 
 
Хотя о своей работе Лидия Яковлевна, посвятившая 40 лет своей жизни «Золотому ключику», говорила немного, больше о куклах, коллективе. Ведь главное в театре, по ее мнению, - актеры.
 
- Мой первый режиссер говорил: «Цех сделает кукол, администратор найдет зрителей, но если не будет актера - не будет спектакля», - уверена Лидия Прокопенко.
 
Екатерина МАЖУРИНА
 
В марте 2017 года Лидия Прокопенко стала обладателем почетного звания «Заслуженный работник культуры Красноярского края». Также за свой труд бессменная заведующая труппой театра неоднократно награждалась дипломами, почетными грамотами и благодарственными письмами - как от самого театра, так и от Управления культуры города, главы администрации, главы города, Министерства культуры Красноярского края и Союза театральных деятелей России. В ее послужном списке есть и диплом от театров кукол сибирского региона «За служение театру».
 
Анна МАНДРЫГИНА
директор театра кукол
- Конечно, нам очень жалко, что Лидия Яковлевна уходит на заслуженный отдых. Но жизнь течет, и все мы понимаем - рано или поздно нам придется покинуть наш замечательный театр. На заведующей труппой держалась вся артистическая часть театра. Мы очень много с ней советовались, она держала руку на пульсе всего творческого состава. Но Лидия Яковлевна сказала, что всегда будет с нами, будет помогать. И мы рады видеть ее в «Золотом ключике».
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения

Важно

Падающий тренажер: спасти детей
Уличные тренажеры, установленные в десяти железногорских школах по благотворительной программе «Поколение «Спортмастер» осенью 2018 года, тщательно проверят. Внеплановые инспекции пройдут из-за несчастного случая на спортплощадке школы 101.
Отопительный сезон. Всё.
Принято решение об окончании отопительного сезона в Железногорске.
Не рискуйте! НЕ выходите на лед.
Находиться на льду городского озера становится опасно, за нарушение - штраф, 2000 рублей. Сотрудники полиции, Управления ГО и ЧС, спасательной станции проверяют, как железногорцы отреагировали на предупреждение.
Генеральный директор ГХК обращается к коллегам
Генеральный директор ГХК Дмитрий Колупаев обратился к коллегам в связи с пожаром, произошедшим в посёлке Первомайский.
Пешеходные переходы на Байкале
К сентябрю в районе вантового моста через ручей Байкал появятся пешеходные переходы.