Четверг, 18 Апреля, 2024
Железногорск, Красноярский край

Азбука спорта: В-велоспорт

30 июня 2020 / Спорт / 0
Каждый из нас хотя бы раз в жизни катался на велосипеде. А для кого-то это любимый вид прогулки, для некоторых - способ передвижения, однако только единицы велосипедистов могут претендовать на звание спортсмена. Где же та грань между хобби и спортом, помог нам разобраться тренер клуба «Патриот» Павел Мельников.
 
Когда велосипедист начинает работать над улучшением своих скоростных показателей - это уже спорт. И здесь наравне с физической подготовкой возрастают требования к двухколесному транспорту. Как уверяет тренер и действующий спортсмен Павел Мельников, если техника подведет, на гонке можно многое потерять. Это, конечно, не настолько технический вид, как, например, картинг, но только 70-80 процентов успеха зависят от физических возможностей спортсмена. Оставшиеся 20-30 процентов победы - это хороший велосипед и его правильная подгонка под наездника.
 
Что отличает спортивный велосипед? Во-первых, контактные педали, к ним шипом пристегивается специальная обувь. Фишка в том, что при простом катании происходит просто давление на педали вниз.
 
- А педали на самом деле не давят - их крутят, - объясняет Павел Игоревич, - есть две фазы - вниз давят, вверх тянут. Таким образом постоянно включена в процесс мышечная сила спортсмена: квадрицепс работает до нижней фазы, и затем вытягивание за счет задней поверхности бедра.
 
Также есть такое понятие, как байк-фитмент - когда подгоняют параметры велосипеда под седока. Есть определенные позиции, при которых мощность, выдаваемая велосипедистом, будет максимальной. И это не только высота седла, но и его расстояние от руля, наклон. Важно также, в какой точке подошвы расположить шип. Если взять двух спортсменов с абсолютно одинаковой физической подготовкой, но одному специалисты сделали посадку, другому нет, то первый поедет процентов на 10 мощнее. К слову, ближайшие фитмент-специалисты, говорит Павел, в Новосибирске, в Красноярске полный арсенал обеспечить не смогут. Ну и конечно, каждое направление велоспорта подразумевает свои специфические требования к транспорту.
 
А какие направления чаще выбирают для себя железногорцы?
 
- Более развито кросс-кантри, - отвечает Павел Мельников, - потому что шоссе для велосипедистов недоступно. И это специфика нашей страны в целом - практически нереально добиться перекрытия дорог. А вот для кросс-кантри много трасс возле города, часть сами строим, часть просто накатываем по тропам.
 
Вот так между тренировками спортсмены и любители велосипедного драйва берут лопаты и едут в окрестные поля-леса строить, например, ритм-секцию. Это череда земляных волн, которые нужно проезжать за счет раскачки, то есть смещения центра тяжести, крутить не получится - заденешь педалью препятствие. Недавно появилось у Павла Мельникова намерение построить в Железногорске более серьезную, профессиональную трассу, наподобие той, которую в феврале этого года он в команде с женой Викторией прошел на Кипре. Кстати, семейный дуэт занял на международной гонке Cyprus Sunshine Epic второе место.
 
- Там трассы очень техничные, - рассказал спортсмен. - Мы здесь накатали, думали, что все умеем, много знаем. А на просмотровом круге увидели какие-то ступеньки в ад. Как тут на велике, если пешком страшно?.. Но раз уже приехали - надо. Постепенно усложняясь, трассу освоили. Спуски у нас не натренированные, нас там добирали. А в подъемах делали задел - тут подготовка хорошая. Захотелось и в Железногорске что-то подобное сделать, хотя бы двинуться в этом направлении.
 
Но пока в городе мало спортсменов, которые смогли бы оценить такие трассы, сожалеет Павел. Регулярно занимающихся велоспортом человек 30, и еще столько же периодически приходят на соревнования, общие выезды, встречи.
Молодое поколение железногорских велосипедистов-чемпионов Павел Мельников воспитывает в «Патриоте». Сейчас, говорит тренер, сформировался костяк порядка двадцати ребят, много парней 16-18 лет, которые выступают на соревнованиях.
 
И тут возник вопрос, чем же велосипедисты занимаются в течение долгой сибирской зимы? Ведь секция работает весь учебный год.
 
- Зимой мы нарабатываем общефункциональную выносливость - бегаем кроссы, крутим на велостанке, прорабатываем мышцы ног, спины и пресса в спортзале, - пояснил Павел Игоревич.
 
Есть еще такая интересная штука: компьютерная программа, создающая виртуальную реальность для велосипедистов. Только представьте, в онлайн-формате подключаются спортсмены со всего мира. Ты выбираешь трассу, можно задать режим гонки. Мощность от кручения педалей передается в программу, и на мониторе видишь, с какой скоростью передвигаешься. Это вам не World of Tanks.
 
- Там можно в такие режимы себя загонять! Бывает, вентилятор не помогает, пот ручьем, - не без эмоций поясняет Павел. - Каждый велосипедист на мониторе - реальный человек, который, как и ты, крутит педали, только где-нибудь в Австралии.
Ездят зимой не только на станке возле компьютера - велосипедисты раскатывают трассы в районе горнолыжки и в лесных массивах на Ленинградском. Детям и подросткам нравится по снегу входить в повороты - это дрифт, драйв, и падать не так больно. Поэтому зимой легче наработать координацию, и уже на каменных трассах меньше риск падений и травм. Не обязательно приобретать для зимнего катания специальные фэтбайки на широких колесах, достаточно велосипеда для кросс-кантри. Только резина должна быть, конечно, уже ближе к профессиональной, которая не дубеет на холоде.
А сколько стоит спортивный велосипед? Профессиональный, то есть для побед на региональном уровне, - 150-200 тысяч рублей. Чтобы начать заниматься в секции, можно подобрать в пределах 30 тысяч - простенький, но надежный. Не подойдет, к сожалению, велосипед, который стоит 10-15 тысяч. А вот конкурентоспособный аппарат для международных гонок стоит полмиллиона-миллион. Но, как признался Павел, они с женой собирают свою спортивную технику сами из отдельно заказываемых китайских аналогов - получается в разы дешевле.
 
Однако не важно, любитель ты или профессиональный спортсмен - велосипед повышает здоровье, если правильно заниматься и не перегружать себя, утверждает Павел Мельников. Кроме того, значительно улучшается координация - а это всегда пригодится, в тот же период банального гололеда. И еще одно важное преимущество велосипедистов - сильные, развитые легкие, что сейчас особенно актуально.
 
Валерия ПАЛАВАЕВА
 
 
Отделение велоспорта работает на базе детско-юношеского центра «Патриот». Педагог - КМС по триатлону Павел Игоревич Мельников. В этом году планируется набор 40 воспитанников от 8 до 17 лет.
Для взрослых любителей велосипеда работает клуб «Звезда». Гонки проводят железногорская федерация велоспорта и клуб «Сапсан».
 
[историческая справка]
 
Первый двухколесный аппарат был создан в 1817 году. Через год немецкий барон Карл Дрез получил официальный патент на металлическую конструкцию из двух колес, рамы и сиденья для водителя - транспортное средство, скорее, напоминало прототип велосипеда, Дрез назвал аппарат «самокатом». Современную конструкцию двухколесное транспортное средство обрело к 1885 году.
 
Первый чемпионат мира по велоспорту был проведен в 1893 году, с 1896-го велоспорт включен в программу Олимпийских игр. Существует 4 больших направления велосипедного спорта: шоссейные гонки, трековые гонки, велосипедный мотокросс, гонки на горных велосипедах.
 
В Железногорске первые любительские велосоревнования были проведены в 2006 году, в число энтузиастов-организаторов вошли Иван Коноплев старший, Иван Коноплев младший и Дмитрий Ситкевич. В 2009 году создана местная общественная организация «Федерация велоспорта города Железногорска», президент федерации - Евгений Бушуев.
 
***
Кросс-кантри - одна из дисциплин в маунтинбайке (горном велосипеде), гонки по пересеченной местности со спусками, затяжными подъемами, скоростными и техническими участками. В качестве препятствий могут быть камни, кочки, броды, крутые спуски, контруклоны, повороты и т.д.
 
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения