Среда, 24 Апреля, 2024
Железногорск, Красноярский край

Виктор Коскин: «Любовь к парусам - это навсегда»

29 мая 2018 / Спорт / 0
Ровно 60 лет назад в Железногорске залили городское озеро - предмет гордости и любимое место отдыха горожан. И тогда же на воду спустили первые лодки: начали с гребных ялов, а чуть позже появились и паруса. В чем секрет ночных гонок, как яхтсменов от страха воды лечат, и почему любовь к парусам - это навсегда, «Город и горожане» рассказал зампредседателя федерации парусного спорта Виктор Коскин.

Непростой выбор


- Как и многие мальчишки, я пришел в парусный спорт почти случайно, вслед за старшим братом, я за ним везде как хвостик ходил. Это был 1965 год, мне было 11 лет. С тех пор так здесь и остался. Руководил яхтклубом Геннадий Иванович Боголюбов - творческий человек, ответственный, очень талантливый парусник, а зимой он вел во Дворце пионеров авиамодельный и судомодельный кружки. И все дети занимались и там, и там. Так было, пока нам не исполнилось по 15-16 лет. И Геннадий Иванович твердо сказал - пора определяться. Я выбрал парусный спорт, а многие ребята судомоделизм. Достигли больших высот, стали мастерами спорта, чемпионами России, СССР.

Тогда лодок было совсем немного: штук восемь «Финнов», пять-шесть «Летучих голландцев», две лодки класса М. Плюс три самодельные, их еще заключенные строили, когда здесь располагались лагеря. На самые маленькие - олимпийский класс «Финн» - нас еще пацанами сажали, чтоб мы учились и тренировались. О «Кадетах» и «Оптимистах» даже не мечтали.

Желающих заниматься было куда больше, чем лодок, поэтому проводили отбор - «яловым» методом. На берегу лежали шестивесельные старые ялы «Л-6», рассохшиеся, почти развалившиеся. Их давали вновь пришедшим. Боголюбов говорил так: «Сделаете. Если течь не будет, дадим паруса, будете год ходить на яле, потом получите лодку». Кто справлялся, тот и оставался.

Жизнь озерная

- С яхтклуба нас было не выгнать, мы постоянно жили на берегу. Без выходных, ночевать домой редко ходили, родители знали, приходили к нам. Вода была в озере чистейшая, никуда ходить не надо: зачерпнули - вот тебе и чай, и уха. Взрослые много помогали, строго следили за нами. Если поймали, что кто-то где-то курнул, давали неделю берега. Причем не просто сидеть: прямо на мысу, где сейчас гаражи, стояло кирпичное здание. Наказанный его полностью мыл. А жизнь кипела, постоянно проводили гонки то новичков, то ветеранов, то ночные.

Ночные, кстати, были очень интересные: знак обычно ставили возле дамбы, старт с яхтклуба, и кто первый обогнет и придет обратно, тот и победил. Если есть ветерок, то нормально, а когда ветра не было, все старались незаметно грести. И кричат друг другу: «Васька, ты гребешь!» - «Я не гребу!» - «А почему у тебя за лодкой волны идут?!». Кто ладошкой, кто кепкой, кто черпаком, но гребли все. Но главная задача была грести тихо.

Солидол в помощь

- Одно из самых ярких впечатлений - как мы с Витей Кокориным сделали ял, нам дали паруса, и мы на этом яле ходили. И попали в белый шквал, он обычно идет полосой, ливень и сумасшедший ветер. Убежать мы не успели - перевернулись посреди озера. В жилетах, конечно, были, но все равно страшновато. А в 13 лет нам отдали лодку класса М тип «Стриж», их в Ленинграде делали. Полуразвалившаяся, треть мачты сломана, полпалубы отсутствовало, пробоины в бортах. И мы, три пацана - я, Гена Зломанов и Витя Зотов - стали ее ремонтировать. Сумели восстановить. Пусть старая, зато огромная, как мы мечтали, больше «Летучего голландца». В 14 лет мы на ней гонялись на первенстве края со взрослыми мужиками в личном зачете. У них, конечно, лодки новые, паруса хорошие. Пришлось проявлять смекалку, чтобы наша быстрее шла. Для хорошего скольжения должен быть идеальный корпус. А водоотталкивающие смеси были запрещены, только покраска, иначе дисквалификация. Жили мы в палатках на Шумихе, яхтклуб «Шкипер», рядом была какая-то стройка, там стоял трактор и полбочки солидола. И вот мы ночью втихаря мазали им своего «Стрижа», потом никто не мог понять, почему он так резво едет. Но по воде за нами шли жирные разводы, хорошо, что никто не обращал внимания. Какое место заняли - не помню, но точно не последними пришли.

Откуда дровишки?

- Кто-то ругает советскую власть, но в отношении спорта все было отлично. А перестройка все загубила. А при Союзе наша сборная по парусному спорту ездила в Москву, лодки поездом отправляли, чуть не целые эшелоны грузили, сами самолетом летели. Спортсменам шили отдельную форму - красивые костюмы с галстуком.

Откуда брались лодки? Все просто: на каждом предприятии был профсоюз, при нем спорткомитет, выделялись хорошие деньги. И не было года, чтоб мехзавод, или ГХК, или Сибхимстрой не купили новые лодки. Сейчас все, не купить. Те же «Кадеты»... они у нас с 1976 года. Вынуждены ежегодно ремонтировать, потому что новый стоит 700 тысяч.

Были ставки: начальник, мотористы и так далее. А сейчас только четверть ставки инструктора. А сколько материалов, все покупалось бочками, никогда не тратили своих денег - бери, делай, занимайся.

Все три летних месяца у детей был лагерь, часто ездили на соревнования.

Катамаран судьбы

- После армии я на девять месяцев уехал в Саров, но понял, что без Сибири не могу: ни охоты, ни рыбалки, а парусным спортом там и вовсе не пахло. Вернулся, год матросом отходил на «Летучем голландце». А потом руководитель парусной школы Олег Дмитриевич Игнатьев (он из первых ветеранов, с Боголюбовым начинал) предложил мне катамаран. И с тех пор я других лодок не признаю. У нас с Васей Булатом был экипаж, много ходили вместе. А уж когда нам отдали польский катамаран из красного дерева, очень легкий, с парусами «Дакрон», пошли сплошные победы.

Сейчас, после большого перерыва, нам красноярцы вновь отдали польский катамаран, полуразрушенный, ему в этом году сорок лет. Мы с зятем (я и его увлек парусным спортом) привели катамаран в порядок. Потом не выдержали и решили разориться - заказали новые паруса. Вот планируем составить конкуренцию новосибирцам.

Почему катамаран? Он очень адреналиновый, когда идет на одном поплавке, под тобой 3,5 метра. И скорость 60 км в час. Если перевернется, то уже не поднять. Не каждый яхтсмен готов сесть на катамаран, многим страшно.

С водой - на вы

- В парусном спорте все бывает, главное - не бояться воды. Вот пример: приехали в край на море, у одного из матросов лопается трапеция, и он вылетает в воду. Он долго кричал, думали, может, ударился или что-то еще. Когда подъехали, оказалось, что он решил все бросить. Говорит: я домой, никаких соревнований больше, подо мной 120 метров глубина, что я, дурак тут тонуть. Когда он успокоился, его вывезли и потихоньку сбросили в воду. Он еще часа два кричал, вокруг него ходили, ждали, пока успокоится. Потом вытащили. И он сказал: «Правда, какая разница, два метра или 120». Стал классным матросом, который ничего не боялся.

Еще пример, уже моих воспитанников: наши чемпионы Миша Солдатов и Леша Кузнецов были матросами на «Кадетах». Не поладили со своими рулевыми и сошли на берег. Я присматривался к ним, потом позвал: будете рулить. Они отказались: мы не сможем, боимся. Я сказал: «Миша, я вижу, что у тебя получится». Может, глаз уже навострился. Сделали ему лодку, и на первой гонке он все проиграл. Я сказал: «Не волнуйся, завтра старт в 12, приходишь к восьми, и до 12 тренируемся». И Миша с тех пор больше не знал проигрыша! То же самое было с Лешей. Они выстрелили и на Сибири тоже, где их вообще никто всерьез не воспринимал, тем более на таких старых лодках. С парусами нам помог Вадим Медведев, очень хорошие, итальянской фирмы «Олимпик». А другие мы получили по спецзаказу, деньги нам дали «Малые космические аппараты». А с хорошими парусами и наши лодки отлично идут.

У меня же лично страха никогда не было, всегда говорил, что вода добрая. Но с ней надо на «вы» - тогда она тебя сбережет.

Новая надежда

- Сейчас пятый год мы поднимаем детский парусный спорт. Проблем, конечно, много: главное, что нет тренера, который бы постоянно находился с детьми. Если появится ставка, сможем набрать и сорок, и пятьдесят человек. Потому что наша акватория - уникальная, лучшая в Сибири: размеры позволяют выставлять олимпийскую дистанцию, красивейшее озеро находится в черте города, добираться легко. Идеально подходит, чтобы оттачивать технику гонок. Красноярцы, томичи, ребята из Хакасии к нам едут: приятно у нас, говорят, гоняться, такая красота и полные берега зрителей.

В этом году спасибо Владимиру Юрьевичу Фомаиди и Сергею Николаевичу Афонину - с их помощью вновь организован детский лагерь на месяц, с 28 мая. Опубликовали в интернете объявление, так красноярские родители просто в очереди стоят, чтоб своих детей к нам привезти. Мы могли бы принять и 50 ребят с края. Но пока есть ограничения по количеству - набрали 20 наших пацанов.

Чего нам еще не хватает? Времени. Тренировка закончилась - дети по домам. А ребенку важно дать свободу, чтобы он поносился по озеру, это многое дает. Мы пацанами играли в догоняшки, например, до элковского пляжа. И тренер над душой не стоял, просто присматривал.

С поездками проблема - лодки на соревнования возим сами: на прицеп, за руль и поехали. Бензин могут оплатить, но только в пределах края, дальше на свои. Вот теперь мальчишек пригласили в Тольятти на первенство России, которое пройдет 12 сентября. На спортсмена из краевого бюджета дают 15 тысяч, и крутись как хочешь. Но и помогают нам много: ГХК, «Малые космические аппараты», «Пентар», Вадим Медведев, магазин «Строитель», даже магазин канцтоваров на Свердлова. Новый глава города Игорь Куксин очень тепло к нам отнесся, обещал поддержку. Он и сам когда-то занимался парусным спортом, помню, в мастерской на Школьной «Кадеты» шкурил.

***
10 июня на озере состоится открытие парусного сезона. Всех желающих приглашают на большие гонки. Ожидается много гостей.

Парусный спорт- это уникальный вид: страх перед водой пропадает, физически развиваешься. Как шахматист продумываешь тактику и стратегию, как хоккеист или боксер развиваешь моментальную реакцию. Иногда есть лишь секунда, чтобы принять верное решение и не перевернуться. Удивительные ощущения, их ни на что не променяешь.


Подготовила София Белобровка

 
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения