Среда, 17 Апреля, 2024
Железногорск, Красноярский край

Разочарования и надежды Алексея Кулеша

12 января 2021 / Политика / 0
Январь всегда похож на большую и слегка затянувшуюся планерку. Все мы подводим итоги года ушедшего и рисуем перспективы нового. Вот и сейчас все именно так. «ГиГ» продолжает делать выводы о том, что оставил нам в наследство 2020-й и как это скажется на работе и жизни Железногорска и региона в наступившем 2021-м. Алексей Кулеш считает, что курс на оптимизм обязательно должен заявить о себе. О том, что было важным для вице-спикера Законодательного собрания Красноярского края и какие планы уже понятны, предлагаем узнать из первых уст.
 
В трех словах

- Ушедший 2020 год был как минимум необычным и, конечно, непростым. Для меня лично очень новым стал формат работы - пришлось менять подходы в связи с необходимостью работать и общаться с коллегами дистанционно. Если давать определения, то это будут такие слова, как Zoom, дистанция и онлайн. Они вошли в жизнь каждого и нас, но не могу пока сказать, что прижились. Дистанция мешает до сих пор, не хватает личного общения глаза в глаза, ведь очень важно чувствовать и понимать эмоции коллег, когда принимаем решения, важные для региона. Без личного контакта, на мой взгляд, теряется эффективность в работе. Наверное, мы когда-то привыкнем к этому, но не сейчас.

Без проблем никуда

- Большим огорчением-2020 для меня был тот факт, что не сбылись надежды на приоритетное развитие сферы ЖКХ в Красноярском крае. После завершения Универсиады у нас была договоренность, что серьезные деньги будут направлены, например, на развитие системы водоснабжения и водоотведения в регионе. Но пандемия скорректировала планы и договоренности. И, конечно, справедливо огромная часть средств была направлена на поддержку врачей, приобретение медоборудования и лекарств. А сфера ЖКХ вновь, к сожалению, осталась на задворках. Такова жизнь, увы.

В 2020-м вынужденно и очень детально я погрузился в проблемы здравоохранения Железногорска. Позитивных открытий здесь не было - случилось понимание того, насколько система деградировала. И случилось это не в один момент, не вчера. Медицина Железногорска начала проваливаться давно. Момент перелома не был артикулирован, и ситуация не была подхвачена ни руководством ФМБА, ни властями города и края. Сейчас я вынужден констатировать, что кардинально изменить что-то не получится, потому что это не решается ни деньгами, ни кадрами, ни закупкой оборудования в моменте. Необходимо дождаться спада пандемии, к которой система ФМБА не была готова. И ее надо прожить с болью, просуществовать и после этого заняться восстановлением. Мы, кстати, уже планируем и обсуждаем, какой сценарий для железногорского здравоохранения будет самым оптимистичным. Я создал рабочую группу совместно со специалистами Сибирского научно-клинического центра ФМБА России - нам необходимо выработать стратегию и понять, как сделать так, чтобы работа больницы удовлетворяла базовые потребности населения в безопасности, доступности и качестве медицинской помощи. Мы должны быть не хуже, а лучше, чем медицина в крае в целом. Подчеркну, что перспективы слияния КБ-51 с СКЦ сейчас нет - эти страхи надо отпустить. КБ-51 остается самостоятельным юридическим лицом - объединения не планируется, нам просто нужен опыт успеха и стабильности.

Есть еще одна история-2020 с продолжением. Оптимизация учреждений культуры не закончилась - она в конце прошлого года встала на паузу, и мы вынужденно вернемся к ней и в этом году, и в следующем, и в 2023-м. И это касается не только культуры, но и образования и спорта. Наполнение бюджета сокращается с каждым годом - администрация ЗАТО старается поступать так, как она умеет. Как показал опыт, решать текущие проблемы по принципу «здесь и сейчас» - не самый эффективный способ и совершенно точно малоуправляемый процесс. Все изменения внедрять необходимо с привлечением экспертов, и нелишним было бы изучить мнение и запросы горожан. Все эти процессы деградации не только про Железногорск. Просто в закрытых городах это заметнее и выпуклее - наша инфраструктура всегда была богаче, шире и объемнее.

Экономия должна быть экономной

- «Закрытые» территории, обеспечивающие функционирование предприятий атомной отрасли, создавались во второй половине XX века в Советском Союзе по общему принципу инфраструктурной независимости от прочих территорий. Теплоснабжение, электроснабжение, производство продуктов питания, образовательный цикл, медицина - все, вплоть до обращения с ТКО, было самостоятельным. И эта «самостоятельность», не предусматривавшая использование ресурсов соседей, общих с окружающими населенными пунктами ресурсов, требовала дополнительного финансирования.
Требует эта инфраструктура дополнительных расходов и сейчас, несмотря на фактическую открытость экономики ЗАТО, на систему «общего» использования многих ресурсов - в образовании, медицине, спорте, информационных технологиях.
Дело в том, что инфраструктура городов, подобных Железногорску, изначально создавалась планово, централизованно, крупными блоками или вообще единым целым. Это накладывает определенные ограничения на возможность физического сокращения параметров городской инфраструктуры. Образно говоря, городской каток создавался и строился в расчете на 100 тысяч населения. Сейчас в городе 82 тысячи жителей, но сократить каток и всю инфраструктуру вокруг него на 20% невозможно физически.

При этом, конечно, изменения требуются. И количественные, и качественные: население города сокращается, город стремительно стареет, с одной стороны. С другой стороны, в мире появляются новые технологии, материалы и практики, которые доступны уже многим жителям планеты и нашей страны. Эти процессы требуют адекватных управленческих решений и в сфере медицины, и в сфере образования, и в городской среде, и многих других сферах.

На сегодняшний день мы в Железногорске определенно отмечаем естественную убыль населения, превышение смертности над рождаемостью и изменения, связанные с этими процессами в образовании, культуре, спорте, медицине. Мы также отмечаем отрицательную образовательную миграцию и недостаточный для сохранения образовательного и возрастного состояния населения в городе поток сложных рабочих мест. Проще говоря, в городе нет столько новых высококвалифицированных и высокооплачиваемых рабочих мест, сколько в городских школах ежегодно выпускается молодых людей, получающих затем высшее образование за пределами города.

При этом надо понимать, что «напрашивающееся» в этой ситуации решение о снижении расходов на основное, дополнительное образование и спортивную подготовку снизит возможности для накопления человеческого капитала в городе, снизит базовые конкурентные возможности для молодых людей. Что в свою очередь снизит привлекательность города для работников градообразующих предприятий, для которых забота о детях является значимой частью жизненной траектории.

Мы также видим динамику доходов и расходов муниципального бюджета за несколько лет. Доходы бюджета за период с 2009 по 2019 год увеличились на 12%, расходы за тот же период - на 17%. При этом только официальная статистика говорит, что инфляция за этот же период составила 76,3%. Недофинансирование, а фактически снижение объема, вызвано, в частности, уменьшением размера дотации на развитие инфраструктуры с 2010 года. Если оценить расходы по крупнейшим статьям бюджета (образование, культура, спорт), то ситуация выглядит не столь мрачной, рост за период составляет 69, 107 и 62 процента соответственно. Но совершенно определенно, этот рост недостаточен для сохранения отрасли, тем более для ее какого-либо развития. Практически весь рост уходит в повышение заработной платы, безусловно, необходимую меру - мы поддерживаем конкурентную заработную плату специалистов в отрасли. Но удельный вес расходов на ремонт, реконструкцию, оборудование уменьшается год от года. И это неминуемо приведет к распаду этих отраслей.

Выводы весьма просты и прозрачны: при сохранении тенденций на уменьшение безвозмездных поступлений, без изменения порядка формирования бюджета ЗАТО любые попытки «реформирования», оптимизации отдельных отраслей только продляют агонию, не спасая систему.

Когда опускаются руки

- Вынужден выделить отдельным блоком разочарования несостоявшуюся мусорную реформу. До того, что хочется опустить руки и признать, что ничего не получилось в решении проблемы несанкционированных свалок. В Красноярском крае мусорная реформа не заработала. Это очень заметно в нашем городе - существенно ухудшились условия вывоза ТКО с территорий гаражных и садоводческих кооперативов, захламляются поля и пустыри, к бывшему полигону ТБО даже подъезжать страшно. Наладить эту систему не получается. Меняется третий министр экологии региона, не выдерживая давления со стороны населения, правительства и депутатов. Это оказалось не под силу ни одному из министров. Мы столкнулись с ситуацией, где мы пока ничего не можем сделать. Есть робкая надежда на то, что федеральный закон о закрытых территориях, который мы начали обсуждать в 2020-м, будет разрабатываться всерьез и дальше, вот тогда для нас появится перспектива автономности ЗАТО, и решение таких проблем, как вывоз мусора, не будет только теоретическим, мы сможем вернуть свой полигон, а, может быть, и построить мусороперерабатывающий завод.

Возможно, это поможет нам решить еще одну современную проблему - качество капремонтов. Система капремонта в крае с самого рождения находится в кризисе. Причина, на мой взгляд, в уникальных размерах Красноярского края, при которых капремонт в отдаленных районах должен быть очень дорогим, чтобы быть экономически привлекательным для подрядчиков. Ну и вторая, более веская причина - катастрофическая бедность жителей края, нас с вами. Бедность такова, что даже невеликий взнос на капремонт кажется непосильным бременем для многих, а бюджет края имеет возможность помогать только пенсионерам 75 лет и старше, причем только в ограниченном объеме.

Тепловые перспективы

- Гордиться достижениями прошлого года было бы странно, но с февраля 2020 года в Железногорске работает льготный тариф для населения - 238 миллионов рублей в год город получает для компенсации льготы, это будет продолжаться до 2023 года точно. К сожалению, не удалось урегулировать вопрос с достройкой Железногорской ТЭЦ по вполне понятным ковидным обстоятельствам и из-за смены правительства РФ почти в полном составе. Диалог о необходимости достройки ЖТЭЦ необходимо будет начинать заново, и это будет главной дискуссией года. Конечно, в 2021 году решить это не получится. Государство работает медленно, но неотвратимо. И мы добьемся решения проблемы.

Хорошей новостью «под елочку» для железногорцев стало решение о том, что в бюджете края учли дополнительно 111,6 миллиона рублей на реконструкцию пиковой мазутной котельной в Железногорске, которая гарантирует городу надежное теплоснабжение в морозы.

Что касается перерасчетов, к сожалению, я оказался прав, когда говорил еще в 2012 году, что манипуляции с тарифами на тепло приведут к банкротству муниципального предприятия. Почему-то многим казалось, что банкротство - это беда только самого предприятия. Нет, экосистема нашего города настолько чувствительна, что подобные потрясения задевают буквально всех: и жителей, и городские предприятия. Это и про перерасчет тоже. И как бы ни хотелось горожанам (да и власти) решить эту проблему коллективно, провести зачеты, общегородской перерасчет невозможно. Можно только помочь гражданам индивидуально составить правильные документы на получение денег от банкрота или подсказать, как проверить правильность финансовых претензий к гражданину. И хоть это не входит в обязанности депутата, но я дал такое поручение помощникам, они уже несколько месяцев консультируют горожан по вопросам перерасчета.

И снова про выборы

- Меня часто в прошлом году спрашивали, под каким знаменем я пойду на выборы в 2021 году и пойду ли.
Во-первых, подтверждаю: на выборы я иду. Наш город всегда был представлен в краевой власти - важно, когда свои люди есть внутри системы и дергают ее за разные рычаги. И эти раздражители на пользу - любой человек, который развивает потенциально свою территорию, дает импульс и развитию края. Если не будет такого раздражителя, очень быстро покатимся под горку.

Во-вторых, знамя, под которым я работаю и вхожу в предвыборные гонки, одно: это знамя Железногорска. Да, в этом году случилось мое разочарование в собственных силах убедить коллег из ЛДПР, что в территориях необходимо работать конструктивно - невозможно бесконечно кричать, что король голый. Ты либо одень этого короля, либо уже встань на его место. Постоянные крики «Волки, волки!» помогают на выборах, но они не работают в повседневной жизни. Поэтому мне представляется, что работать надо с теми силами, которые реально могут помочь решить проблемы города - финансовые, организационные, методические. И здесь постоянная критика скорее вредна.

Кем быть?

- Про мой выбор в Железногорске ходят легенды: то Кулеш станет мэром, то депутатом Госдумы, то останется в ЗС. Рассказываю. Насколько я помню, полномочия действующего главы истекают в 2023 году. В наших стремительно меняющихся сценариях это где-то очень далеко. Что касается выборов в Государственную думу и Законодательное собрание Красноярского края, конечно, я планирую участвовать в них. Было бы странно для зрелого политика, которому доверяют люди, к чьему мнению прислушивается власть, манкировать этой обязанностью.

А вообще, строить прогнозы - дело неблагодарное. Мне хотелось бы, чтобы 2021 год принес всем нам сюрпризы - только не такие, какие сопровождали 2020-й. Пусть все и во всех сферах будет оптимистичнее…

Беседовала Юлия ТРЕТЬЯКОВА
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения