Вторник, 23 Апреля, 2024
Железногорск, Красноярский край

Единственный экзамен - труд

11 декабря 2014 / Общество / 0
Школа, что находится на Свердлова, 63, хорошо известна всему городу. Раньше это учебное заведение называлось вспомогательной школой №179 Красноярска-26, там учились дети с нарушениями интеллекта, тогда говорили просто - «умственно отсталые». Сегодня такая характеристика запрещена: школа перешла в краевое подчинение и называется «Железногорской (специальной) коррекционной школой-интернатом VIII вида». Но изменения в названии сути не меняют - здесь обучаются дети с проблемами здоровья. Этой школе 18 декабря исполняется 50 лет.
 
Правда, перспективы ее дальнейшего существования не такие ясные. Некоторые ученые мужи на Западе считают, что все детки – с отклонениями и без них - должны учиться вместе. А в нашей стране любят безоглядно перенимать чужой опыт, особенно, если речь идет об образовании.

- Первое упоминание о городских детях, нуждающихся в специальных программах воспитания и обучения, относится к 1956 году, - рассказала учитель истории школы-интерната Татьяна Зеленицкая.

Этот факт Татьяна Эдуардовна и ее ученики нашли в архивных документах. Оказывается, сначала «особых» детей было всего трое. Для них был создан класс при 101 школе. Но уже на следующий год специальная коррекционная программа потребовалась для 13 человек. Перед городом встала задача открыть учебное учреждение для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В 1964 году для этой цели отдали два здания на Свердлова, в которых раньше размещалась обычная школа. Там, где сейчас находится городской музей, располагался блок начальных классов 179-й и спальный корпус. Такое расположение было очень неудобным - детям нужно было переходить дорогу. Пристройку к школе, где сейчас и располагается началка, а также столовую возвели только через 20 лет.

Чему учили и учат в железногорской школе-интернате? Дети обучаются по специальным программам. После 9 лет занятий они должны уметь читать, писать, считать. Но самый главный акцент сделан на социально-бытовом ориентировании. То есть выпускник этой школы не должен чувствовать себя беспомощным в жизни, поэтому его учат самообслуживанию, как вести домашнее хозяйство, просчитывать бюджет семьи. Аттестат о получении среднего образования выпускники, конечно, не получают только свидетельство об обучении. Экзамен единственный - «Труд». По словам педагогов, 75-80% выпускников устроились в жизни - они работают, создали семьи. А остальные? Это те, за кем нужен постоянный уход.

За 50 лет школа на Свердлова, 63 выпустила 1108 человек.

Сегодня здесь обучается 167 детей. Из них 20 - на дому, это дети-инвалиды, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата.

Попасть сюда можно только по рекомендации краевой психолого-медико-педагогической комиссии. Но родители не всегда прислушиваются к таким рекомендациям, рассказывают педагоги. Несмотря на явные проблемы у ребенка, отдают его в обычную школу, где он встречается с трудностями, которые преодолеть не может, потому что диагнозы с возрастом или коррекцией не исчезают.

По словам директора школы-интерната Евгении Горячкиной, численный состав учеников во все годы примерно один и тот же. Но в последнее время стало больше детей с тяжелыми отклонениями - тех, кто с трудом или вообще не усваивает программу. Они, конечно, были и раньше, но находились дома, поскольку считались необучаемыми. Сейчас этот термин отсутствует. Как правило, кроме педагога за каждым из таких учеников следит кто-то из родственников. О чтении и письме здесь, конечно, речи не идет. Главное, что этим ребятишкам дают возможность общаться, а не запирают в четырех стенах. И еще одна особенность. Раньше в школе обучались только местные жители, но когда учебное заведение передали в подчинение краю, появились иногородние. Все они социальные сироты.

По статистике ежегодно рождается определенный процент детей с серьезными нарушениями здоровья. Он не меняется, несмотря ни на какие социально-политические процессы. Но сохранится ли в будущем школьная система для особых детей, ведь в последнее время все чаще раздаются голоса в пользу так называемого инклюзивного образования, распространенного на Западе?

- Конечно, если в обычной школе создана безбарьерная среда, то дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слабовидящие и слабослышащие прекрасно могут интегрироваться в обычные классы. Но не с нарушением интеллекта, – уверена Евгения Горячкина. - Для таких детей нужны особые условия и отдельный штат педагогов, чего в нашей стране нет. Если говорить об экономике и эффективности, то еще нужно подсчитать, что выгоднее для государства - содержать отдельные коррекционные школы или платить за индивидуальное обучение особых детей в обычных общеобразовательных заведениях.

Марина СИНЮТИНА
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения