Суббота, 20 Апреля, 2024
Железногорск, Красноярский край

Формула счастья

22 мая 2021 / Лица города / 0
Школа № 97 открылась 1 сентября 1971 года. Пятьдесят лет назад на первой школьной линейке стояло 11 первых классов. А всего в 97-ю тогда набрали 1496 учащихся. Классы были огромными - по 40 человек. Занимались в три смены. Сегодня в это трудно даже поверить. В преддверии полувекового юбилея учебного заведения газета «Город и горожане» начинает серию публикаций, посвященных учителям 97-й. Сегодня беседуем с учителем английского языка Ириной Николаевной Романчук.

Школьная семья

- В 97-ю я пришла в 1980 году. К тому моменту у меня уже был небольшой педагогический стаж, - вспоминает Ирина Николаевна. - После института я два года работала в Лесосибирске, потом вернулась к родителям в Красноярск-26 и устроилась в школу № 102. Через год освободилось место учителя иностранного языка в школе № 97, и я поменяла место работы. Директором 97-й тогда была Надежда Сергеевна Ряховская, руководившая школой с момента ее создания. К 1980 году в 97-й сформировался дружный педагогический коллектив. Меня встретили приветливо и сразу стали опекать. Особенно тепло ко мне относилась учитель биологии Лидия Александровна Пушина. Я проводила уроки в ее кабинете, своего у меня сначала не было. В школе была хорошо развита система наставничества. Мне, как молодому педагогу, очень помогали опытные учителя иностранного языка: Ада Мусовна Линова, Марина Соломоновна Арапочкина, Тамара Гергиевна Кадочигова. К ним всегда можно было обратиться за советом. Причем не только по поводу методики преподавания, но и с личными вопросами. И они никогда не отказывали в помощи. 

В начальных классах тогда работали настоящие мастодонты: Алевтина Игнатьевна Кислицина, Тамара Аркадьевна Абашева, Изида Федоровна Затыльная, Нина Александровна Потриденная, Светлана Дмитриевна Подгорнова, Фаина Григорьевна Васильева. От этих педагогов дети выходили в среднее звено воспитанными, с высоким уровнем знаний. В «началке» работала и Нонна Викторовна Закирьян. Она вела первый в 97-й класс шестилеток. Дочери Нонны Викторовны Наталья и Ирина учились в нашей школе. И обе, как мама, потом стали учителями начальных классов. 
Стабильный коллектив был в среднем и старшем звене. Много лет трудились в 97-й Эмилия Ивановна Гончаренко, Дмитрий Петрович Жошкин, Лидия Васильевна Козляева, Людмила Николаевна Стрелкова, Наталья Степановна Ковалева, Галина Иолиевна Гордеева, Зинаида Михайловна Жданова, Лидия Николаевна Мещерякова, Надежда Георгиевна Мачикина. До сих пор из той звездной плеяды педагогов в школе трудятся Тамара Николаевна Алфимова (Черноус) и Татьяна Николаевна Маджар.

Мне везло на детей и родителей 

- Помню, после уроков мы в учительской всегда пили чай и обсуждали прошедший день, - продолжает Тамара Николаевна Романчук. - Даже дежурство ввели - ежедневно два человека к концу занятий накрывали стол с булочками и бутербродами. Разговаривали на таких «педсоветах» в основном, конечно, о своих учениках. Наша школа никогда не была элитной. Отбора детей здесь не было, поэтому в каждом классе имелись и свои «звездочки», и свои неуспевающие. Мой первый класс, который я вела как классный руководитель, был довольно трудным. Прежде всего потому, что он был большим. Сорок разных характеров, ко всем нужно найти подход. А родители оказались очень отзывчивыми и легкими на подъем. Они и в походы с нами ходили, и на экскурсии ездили. Дети моего первого выпуска окончили школу 33 года назад. После них у меня было еще несколько очень хороших выпусков, но первые запомнились больше всего. Мы до сих пор поддерживаем отношения. 

Мне вообще везло и на детей, и на родителей. Когда случались конфликтные ситуации, родители старались во всем объективно разобраться, а не обвинять школу огульно. С другой стороны, мне приходилось защищать своих учеников, например, вызволять их из отделения милиции. Иногда сотрудники правоохранительных органов звонили среди ночи и приглашали присутствовать при опросе моих школьников, доставленных в ОВД.

Вспоминая школу времен СССР, нужно несколько слов сказать о системе трудового воспитания, которая в то время была хорошо развита. Осенью и весной ученики убирали пришкольные территории, а также другие участки города. Такие субботники, конечно, проводились и в 97-й. И я не помню, чтобы родители были недовольны тем, что подростки часок-другой поработали граблями на свежем воздухе. Зимой дети что-то постоянно чинили в школе. Правильно держать в руках молоток умели все. И, конечно, стоит вспомнить о системе шефства городских предприятий над образовательными учреждениями. Нашими шефами была торговая организация - Управление рабочего снабжения (УРС). Часто шефы приглашали нас на свои мероприятия, и дети выступали перед ними с концертами. В ответ для нас устраивались разнообразные экскурсии и поездки. Школьники регулярно ездили в музей, в цирк, на Столбы, в пещеры, на Красноярскую ГЭС.

Сила в традициях

- После Надежды Сергеевны Ряховской школой руководила Валентина Петровна Пасечкина - сильный управленец, мыслящий на перспективу, - рассказала Ирина Николаевна Романчук. - А когда директором стала Светлана Вениаминовна Левченко, то в 97-й появились новые традиции. И ученикам, и учителям очень нравился Единый день знаний - все уроки в какой-то день проводились по одной теме. К примеру, Петровская эпоха рассматривалась не только на уроке истории, но и на биологии, физике, алгебре, химии, литературе. Потом заканчивалось все большим праздником с театрализованным представлением и награждением всех участников. Большой популярностью пользовались осенние балы, рождественские вечеринки, праздник ветеранов войны и труда «Синий платочек», «веселые старты» и другие мероприятия. Теплые воспоминания остались и о школьном КВН. Дети очень любили руководителей школьного клуба веселых и находчивых Алексея Поливина и Татьяну Кокоулину. Был даже конкурс на место в команде КВН. Печально, что многие из этих мероприятий и праздников остались только в воспоминаниях. Денис Юрьевич Зайцев, нынешний директор нашей школы, пытается восстановить традиции 97-й. Надеюсь, у него это получится.

Но самой серьезной проблемой, на мой взгляд, является разрыв поколений педагогов. Например, сейчас в «началке» работают совсем молодые учителя. Им трудно. Я это знаю, потому что хорошо помню свои первые шаги в педагогике. Но со мной рядом были наставники, которые могли поддержать в любую минуту, и благодаря их помощи мое становление в профессии прошло успешно и довольно быстро. Теперь помогать молодым специалистам некому и зачастую некогда. И эта ситуация касается практически всех школ города. Надо сказать, что в 97-й уже был период, когда не хватало учителей. Когда мои первые дети учились в шестом классе, мне, «англичанке», пришлось вести у них уроки истории, поскольку не было преподавателя этого предмета. Но тогда и учеников было намного больше, чем сегодня.

Неслучайная профессия

- Иногда становится не по себе от того, что уже прошло целых 40 лет, как я впервые переступила порог школы № 97, - делится Ирина Николаевна Романчук. - Я помню тот день так отчетливо, как будто это было вчера. Помню всех коллег, с которыми мне посчастливилось работать все эти годы. Некоторых, к сожалению, уже нет. Конечно, не все всегда складывалось гладко - мне пришлось пережить довольно нелегкий период профессионального выгорания. Особенно тяжело было после отпуска, когда школьная четверть тянулась медленно, и ты не мог дождаться начала каникул. Человек счастлив, когда он каждое утро с удовольствием идет на работу и с таким же удовольствием потом спешит домой. Первая часть этой формулы счастья некоторое время для меня была скрыта. Постепенно это ощущение беспросветности прошло. Думаю, потому, что мне всегда было приятно общаться с детьми. Работать учителем я хотела с детства. В школе любила возиться с младшими учениками. А когда в старших классах стала членом комитета комсомола, то занималась шефской деятельностью. Так что в педагогику я пришла не случайно и ни разу не пожалела о своем выборе. Я считаю себя счастливым человеком. У меня все сложилось в личной жизни. Не было больших стрессов и в профессиональной деятельности. Единственное недоумение - годы стали как-то очень быстро пролетать. А мне до сих пор иногда хочется пошалить, в прятки поиграть. Когда я говорю, сколько лет я проработала в школе, все изумляются. А ведь учителя школы № 97 Юлия Валерьевна Симченкова и Татьяна Григорьевна Изотова - это мои ученицы. 

Записала Марина СИНЮТИНА
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения