Пятница, 29 Марта, 2024
Железногорск, Красноярский край

PRO ресурс: пережить пандемию и не сойти с ума

12 апреля 2020 / Общество / 0
Объявлен режим самоизоляции, дети переведены на домашнее обучение, родители - работают из дома. Самыми популярными стали мемы и анекдоты про то, как семьи переживают изоляцию, сводят друг друга с ума, рвутся на работу, с которой так хотелось убежать раньше. «День сурка» - это очень тяжело. Сидя дома и ощущая себя запертыми в крепости, мы становимся уязвимыми. Поэтому вспоминаем, где для каждого из нас точка баланса. Потому что всегда и во всем нужен баланс. Как его найти? Не выгореть по-родительски? Не раздражаться и не вгонять себя в стресс? Сегодня в нашем проекте мы решили поддержать родителей и дать советы о том, как правильно построить отношения в семье в этой новой для всех ситуации.
 
Итак, мы собрали для вас максимально практичные советы психологов и педагогов, проанализировали и даже попробовали в действии. Поэтому делимся тем, что проверено на себе и собственных детях. Что делать, чтобы не раздражаться, не паниковать, не чувствовать себя виноватым, чтобы быть интересным, а самоизоляция не казалась домашним адом. 
 
- Не отрицать проблему. Отрицая существование коронавируса либо бесстрашно выходя ему навстречу, люди наплевательски относятся к рекомендациям ВОЗ: не моют руки, не соблюдают дистанцию, не изолируются. И тем самым подвергают опасности себя и всех остальных. Кроме того, рассуждая таким образом, они обретают некую иллюзию контроля над ситуацией. «Смерть - это то, что бывает с другими», - как пела одна классическая рок-группа. А пока опасность отрицается, человек как бы не несет никакой ответственности просто потому, что не принимает решений, - тоже вполне удобная, но опасная позиция. Но не про нас. Давайте будет ответственными!
 
- Признать, что эта ситуация новая абсолютно для всех. Многим сейчас тревожно и непонятно. Ни у кого нет опыта и навыков жить в условиях карантина. Придется учиться вместе. И это нормально.
 
- Снизить требования к себе и к ребенку. Быть столь же эффективным, как раньше, в новых условиях сложно. Сейчас важно разрешить себе меньше требовать от себя и от ребенка. Дистанционная учеба и работа - для многих новый вид деятельней, он другой. Для того чтобы адаптироваться к нему, требуется время.
 
- Быть опорой для ребенка - без вас ему сейчас особенно сложно и непонятно. Дети нуждаются в границах, правилах и режиме, который будут соблюдать и дети, и родители. Для ребенка это просто необходимо в новых условиях, чтобы учиться, отдыхать, общаться с родителями и развиваться. Подойдите к этому креативно: возьмите большой ватман, всей семьей напишите, чему бы вы хотели посвятить время в период карантина. Каждый член семьи должен отметить то, что необходимо для него. Визуализируйте - это увлекательно, и мы гарантируем, вы много нового узнаете не только о детях. 
 
- Планировать. Сейчас вы можете отточить мастерство семейного тайм-менеджмента. На каждый день намечайте список дел, которые хотите сделать, - и вы, и ребенок. Если дети - школьники, то позвольте спланировать свой день и нагрузку творчески - никто же не отменил дистанционное образование. Учиться надо - это не обсуждается, просто сейчас то время, когда можно позволить себе творческий подход к расписанию и изучению нового. В конце дня отмечайте, что удалось. Обсуждайте это. И, конечно, обязательно хвалите всех членов семьи за сделанное. 
 
- Не обманывать. Важно быть последовательными. Если вы договорились, что мама сейчас работает, то мама работает. Если время делать уроки, то это так. Не нужно идти на поводу на уговоры ребенка «передумать» и поиграть сейчас. Но должно быть понятно, когда будет свободное время и совместные занятия. Вот вам возможность научить дошколенка, например, работать с самым абстрактным понятием - «время».
 
- Учитывать возрастные особенности ребенка. Познакомьтесь с ним. Мы не шутим - сейчас отличная возможность увидеть свое чадо таким, каким вы его не знаете. Большую часть времени днем он проводит в детском саду или в школе, и там у него другие роли. Он неизбежно будет их отыгрывать дома - просто будьте к этому готовы. Дети активны, любопытны, самобытны, интересны - позвольте им быть такими.
 
Детям 6-8 лет важно играть. Игровая деятельность для них является ведущей. Конечно, не надо играть нон-стоп. Идеальный вариант, если у ребенка будут интересные дела на день, которыми он будет заниматься самостоятельно, а потом - делиться результатом и получать похвалу от родителей.
 
Детям 9-11 лет важно максимально расширять поле их возможностей и интересов. То есть пробовать, экспериментировать, осваивать новые навыки. Поддержать их в период карантина помогут новые занятия - пусть ребенок пробует шить, рисовать, освоит новые игры, изучит танцы, домашний тренинг, создаст собственную лабораторию. Можете заниматься с ним - почему бы не вспомнить то, что было интересно вам. А можно использовать онлайн-программы, их сейчас предостаточно.
 
Подросткам 12-14 лет и 15-17 лет важно общаться. Общение для них - ведущая деятельность. И общения с родителями, конечно, недостаточно. Важно им разрешить общаться с друзьями, но чтобы это не превратилось в постоянное зависание в гаджете - четко определите время на общение со сверстниками в сети. Чем старше подросток, тем меньше контроля он требует, тем больше нуждается в личном пространстве и самостоятельности. Помните об этом. Ему тоже непросто, он нуждается в возможности жить своей жизнью, иметь секреты, общаться с друзьями.
 
Доктор прописал
 
Минимум сладостей, закалка, лимит на мультики, активности - вот краткий актуальный рецепт от педиатров. Они сегодня тоже разрабатывают понятные и приемлемые инструкции для эффективного времяпровождения в режиме самоизоляции. Вот уж эти советы точно на вес золота. Забирайте. 
 
- Сохраните режим ребенка таким, какой он был до карантина. Во-первых, так вы удовлетворите его базовую потребность в спокойствии, минимизируете стресс. Во-вторых, вам самим будет легче потом возвращаться к стандартному распорядку дня. Ну и вообще, режим упорядочивает жизнь, не дает ей превратиться в хаос. Если ребенок привык спать днем (например, в детском саду), то неплохо бы сохранить этот ритуал. С другой стороны, самоизоляция может стать неплохой возможностью уйти от дневного сна, если ребенок психологически и физически к этому готов. Тогда вы сможете вечером укладывать его пораньше, тем самым освободив еще немного времени для себя. Тем, кто в течение дня работает удаленно, оно очень пригодится.
 
- В самоизоляции можно и нужно наладить питание ребенка. Вводите перекусы - пусть это будет овощная тарелка. Когда ребенок в детском саду или школе, вы не можете повлиять на количество овощей в его меню и контролировать, ест ли он их. А дома можно, например, плавно перейти на более здоровый режим питания. Исключить вредные перекусы, не покупать сладости, заменить быстрые завтраки на полезные каши и омлеты. А вот жевать что-то за просмотром мультиков или фильмов врачи не советуют, даже если перекус полезный. Это формирует неправильное пищевое поведение, которое в будущем может привести к лишнему весу.
 
- Используйте гаджеты и ТВ на пользу себе и собственной нервной системе. Однозначно безопаснее поставить ребенку мультик (лучше полнометражный), чем выйти из себя и накричать на него. Но тут важно соблюдать баланс и контролировать контент. Целый день перед телевизором для детей любого возраста - не самый разумный вариант. Попробуйте придумывать какие-то другие занятия, чередовать просмотр мультиков и игры, которые могут занять его надолго: лепку, пазлы, конструкторы.
 
- Займитесь укреплением иммунитета детей. Закаляйтесь. Врачи говорят, что можно начинать обливания, контрастные души, давать детям напитки прямо из холодильника (разумно, конечно), постоянно проветривать помещение, позволять им спать с открытым окном, бегать по дому босиком - это то, что можно начать делать здесь и сейчас.
 
- Дайте детям возможность двигаться столько, сколько им сейчас хочется. Более того, создавайте условия для активных игр - фанты, например, и задания на тренировку координации, физической выносливости, ловкости. А еще дополните это сюжетом и активируйте фантазию ребенка. Это очень важный опыт, которого многие современные дети лишены. 
 
Мысли вслух
 
Прочитали? Выдохнули? Очень на это надеемся. Спокойствие, только спокойствие (правда, бдительность не теряем). Создание панических настроений и их поддержка отнимают у людей энергию, которую в сложившейся ситуации важно направить на решение актуальных задач. Помните, что в состоянии паники у человека отключаются логика и критическое мышление, мозг запускает совершенно другие механизмы, направленные на элементарное выживание.
 
Остановиться, успокоиться, разработать план - сделать то, что сейчас необходимо делать любому взрослому человеку - у паникера просто физически не получится. Лекарством от паники, которая парализует мозг и отключает рациональность, могут стать только знания. Но не те, что распространяют паникеры, а официальная информация.
 
Читайте новости в проверенных источниках («ГиГ» всегда в вашем распоряжении в пабликах социальных сетей), интервью авторитетных врачей, рекомендации ВОЗ. Соблюдать информационную гигиену сейчас особенно важно. Нужно понять и объяснить детям, что мы сидим в изоляции, откладываем путешествия, не общаемся с друзьями не по чьей-то дьявольской прихоти, а для собственного комфорта и безопасности. Будем здоровы!
 
Юлия ТРЕТЬЯКОВА
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения