Пятница, 29 Марта, 2024
Железногорск, Красноярский край

Предотвратить беду. Спорим, украду?

30 сентября 2019 / Общество / 0
«ГиГ» продолжает серию публикаций, посвященную проблеме подростковых правонарушений. Мы рассказываем о реальных жизненных ситуациях, в которых оказываются молодые железногорцы. Совместно с комиссией по делам несовершеннолетних, сотрудниками полиции, педагогами, психологами пытаемся найти причины, которые заставляют детей нарушать закон, а также формируем конкретные советы для родителей, чтобы в первую очередь именно они присмотрелись к своим детям, наладили с ними взаимоотношения и смогли вовремя оградить ребенка от потенциальной опасности.

Спорим, украду?

Комиссия по делам несовершеннолетних совсем недавно рассматривала историю, связанную с хищением из магазина. Случай несколько необычный: девушка-подросток умудрилась дважды за день попытаться украсть продукты из одного и того же супермаркета города.

В теплый летний день девчонка зашла в магазин, взяла с прилавка две упаковки понравившегося ей йогурта и шоколадку, спрятала сладости в рюкзак и прошла линию кассового контроля, не расплатившись. Сотрудник охраны остановил подростка, и выяснилось, стоимость похищенного составила 100 рублей с копейками. Ну, пожурили - отпустили. А через пару часов девица вновь как ни в чем не бывало прогуливалась возле прилавков того же магазина. На сей раз ей приглянулись сливки, два молочных коктейля, сливочный крем, а для полного счастья она прихватила еще пару сокосодержащих напитков и три упаковки йогурта. Снова направилась с набитым рюкзаком мимо кассы - и снова ее остановил охранник. Добыча любительницы сладкого стоила уже 300 с лишним рублей.

Материалы о мелких хищениях, совершенными подростками, комиссия по делам несовершеннолетних разбирает регулярно: за восемь месяцев этого года рассмотрено 44 случая, возраст детей варьируется от семи до семнадцати лет. И это, заметьте, только выявленные и доказанные эпизоды.

Размах хищений из магазинов гораздо серьезней, особенно в последние годы. Воровство в супермаркетах очень популярно у подростков по всей стране и даже имеет свое наименование в молодежной среде - шоплифтинг. «ГиГ» проводил в начале этого года свое независимое расследование по этой теме, мы разговаривали со школьниками разного возраста, и вот к каким выводам пришли. Дети воруют не из-за того, что им не хватает карманных денег, и уж точно не по причине голода. Чаще всего шоплифтингом занимаются не так называемые трудные подростки, как это принято считать, а дети из благополучных семей. Наши юные респонденты не скрывали, что в городе подростки воруют много и часто, об этом известно учителям и директорам школ, руководство магазинов тоже стонет - товар сейчас открыто выложен на стеллажах, а камеры помогают далеко не всегда.

Ребята назвали нам ряд причин, по которым их сверстники идут на воровство: одни - для развлечения, другие - на слабо, третьи - на спор, и есть те, кто даже соревнуются между собой. Вот лишь несколько цитат школьников. «Моя одноклассница берет в магазинах все, что ей понравится. Говорит, нужно знать, как воровать, тогда и не поймают. Для нее это как спорт - испытывает при этом нереальный адреналин», «Им нравится рисковать. Обычно парни работают группами, договариваются, кто отвлекает, кто берет. Потом все выбегают из магазина с добычей. Глаза горят, всем весело!», «К нам в школу несколько раз приходили сотрудники магазинов, предупреждали, что в торговых залах установлены камеры наблюдения, что всех воров сразу вычислят. Было, что находили. Но всех поймать нереально - их очень много». Одна наша собеседница рассказала и про тихоню-отличницу, которая украла шоколадку на переменке, чтобы показать всему классу, какая она тоже «продвинутая».

Как видим, у многих детей совершенно размыты моральные границы, и поэтому кражу они не считают чем-то нехорошим. Главное для них - лишь бы не поймали. Кроме того, о своих подвигах школьники хвастаются в соцсетях: соревнуются между собой, кто больше за один раз вынесет из магазина, обучают новичков схемам хищения.

Многие родители даже и не подозревают, что их умные, воспитанные детишки могут заниматься подобными вещами. Поэтому для них - советы наших специалистов.

Алиса СБИТНЕВА

Уголовная ответственность по статье 158 УК РФ («Кража») наступает с 14 лет.

[комментарии специалистов]
Алевтина КРИВИЦКАЯ
начальник отделения по делам несовершеннолетних МУ МВД России по ЗАТО Железногорск

- К сожалению, шоплифтинг действительно стал модным течением в подростковой среде. Систематически, каждую неделю из сетевых магазинов сообщают, что задержаны дети. И если маленький ребенок из неблагополучной семьи, например, проголодается, стянет в магазине конфету или булочку, потому что дома этого нет, то вот подростки от 12 до 17 лет, имея даже деньги на карманные расходы, воруют, чтобы показать своим друзьям, что они не слабаки, что-то доказывают. Такие проступки чреваты последствиями для молодых людей - ведь такая, как им кажется, мелочь, закрывает им путь во многие вузы. Мы всегда на комиссиях говорим подросткам, что нарушать закон - это не модно. Никогда не было модным и не будет!
Дети играют в нарушение закона и не понимают, насколько все серьезно и плачевно может для них закончиться: кража на сумму от 500 рублей уже считается уголовно наказуемой. Огорчает то, что в таких историях мы крайне редко видим и ощущаем поддержку и понимание родителей. Совершение кражи - это преступление. И в этом году в Железногорске резко участились хищения - они захлестывают город. Положительно только то, что в этом году нет материалов о наших детях с территории Красноярского края - только в городе. Ведь когда они доезжают до больших торговых центров в Красноярске, то продуктами питания не ограничиваются: воруют косметику, запчасти для автомобилей, телефоны, одежду! Когда мы спрашиваем, зачем они это делают, - молчат. Вот с йогуртом - аргумент у девчонки был один: «Так делает моя подруга, ее же не поймали!»
Все идет из семьи: с детьми надо разговаривать, многое объяснять. Не должно быть двойных стандартов в поведении взрослого - если мама, например, работает в магазине или на пищевом производстве и позволяет себе воровать, ее ловят за руку, но не наказывают строго, то и ребенок будет считать, что ему можно так себя вести. И у нас есть такие истории. Ребенок поступает так, как его родители, и здесь не будут работать слова, ведь действие - всегда более весомый аргумент. Надо больше общаться со своими детьми, и даже установить в семье, желательно с того момента, когда ребенок еще маленький, жесткое правило: честно и доверительно делиться друг с другом своими мыслями и переживаниями.

Евгений КАРТАШОВ
заместитель главы ЗАТО Железногорск по социальным вопросам, председатель комиссии по делам несовершеннолетних

- Беда в родителях и их отношении к проблеме, которую ребенок демонстрирует. Они почему-то пропускают это мимо: стыдно, некогда, легче отложить на потом… Разные у них причины. Многие родители уверены, что их ребенок точно в такую историю не попадет - это невозможно. Я знаю ряд случаев, когда взрослых предупреждали, что их ребенок в зоне риска, но они не верили. Более того, не прислушиваются, игнорируют специалистов и упорно выгораживают ребенка, если он совершил преступление. В этом проблема. Чтобы стать вором, достаточно украсть один раз. А потом поздно думать, что нужно сделать, чтобы это клеймо стереть со своей репутации.

Ирина ПИСАРЕНКО
ведущий специалист, инспектор по работе с детьми комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

- Подростки воруют, не потому что очень кушать хотят, - для них это сознательный проступок: они ведь уже знают, что такое хорошо, что такое плохо. Они пробуют мир на прочность, пытаются расширять границы дозволенного. Вообще я считаю, что ребенок имеет право на ошибку. Клеймить за один проступок нельзя - надо разбирать ситуацию, обсуждать, рассказывать по-взрослому о последствиях. Человек должен получить урок - наказание, ограничение, почувствовать стыд. И родители должны проводить большую работу, чтобы ребенок сам решил, что никогда больше так не сделает, не украдет, не переступит черту.
Комиссия по делам несовершеннолетних - это же эпизод в историях: рассмотрели, вынесли решение, и все. А системная работа должна быть в семье. Двойные стандарты - это действительно страшно. Нельзя допускать ситуаций, когда папа запретил, а мама тут же разрешила. Или мама поругала за проступок, а папа сказал, что это ерунда - все малолетки так делают. Ребенок чуткий, он начинает лавировать, понимает, где и как можно схитрить, нарушить, слукавить, кого включить в манипуляцию.
Надо много говорить с детьми - не с гаджетом в соцсетях вечерами сидеть, а с собственным ребенком. У нас ушла семейная традиция - обсуждать, как день прошел, что важно, о чем переживают дети. Я всегда говорю родителям, что не надо бояться психологов. Не можете выстроить диалог с подростком, не находите слов и подходов, заметили отдаление, тревожитесь - обратитесь к специалисту, помогите подростку найти человека, с которым он будет откровенен, которому будет доверять. Конечно, бывают и более серьезные случаи с медицинской подоплекой - это тоже надо выявлять и помогать. Очень часто мы сталкиваемся с тем, что на самом деле помощь нужна не ребенку, а родителям, и работать надо прежде всего с ними.
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения