Вторник, 29 Сентября, 2020
Железногорск, Красноярский край

Дошкольные тренды

14 сентября 2019 / Общество / 0
Современные дети совершенно не похожи на нас в их возрасте. У них другой темп, их жизнь более насыщена информацией, к ним предъявляются иные требования, они меньше общаются со сверстниками и живут в мире с изменившимися ценностями. И за всем этим нам, взрослым, надо успевать, чтобы создавать возможности для наших детей. Появляются и актуализируются новые тренды в дошкольном образовании. Железногорску повезло - с нашими детьми работают лидеры, победители и призеры российских конкурсов. С их помощью мы решили разобраться в современных трендах, помочь мамам и папам, бабушкам и дедушкам быть полезными своим детям - быть на их стороне.

Назад в будущее

Взрослым часто кажется, что раньше было лучше, а современные детские мультики, клипы, развлечения, гаджеты и программы гораздо хуже, чем то, что было создано лет 30-40 назад. Пришло время признать и принять - наши дети другие, они не должны быть похожи на нас.

Современный дошкольник за неделю может получить столько информации и впечатлений, пережить столько событий, сколько его родители в своем детстве получали за несколько месяцев. Они живут в этом ритме, им гораздо сложнее ждать. Быт современных детей организован по-другому. Стоит только выйти на улицу, как город мгновенно обрушивается на нас, атакует все анализаторы. Картинки, тексты, голоса и музыка, люди и транспорт - постоянный поток, в котором нужно ориентироваться, и наши дети на это способны, для них это привычно. Поэтому сюжеты, интересные им, могут быть более сложными и насыщенными, чем наши любимые мультфильмы.

Требования к современному дошкольнику тоже диктуют время и темп, и в эту гонку включены все - и родители, и школа. Если 20-25 лет назад в 7 лет можно было не уметь читать и писать, в школе учили всему, то сегодняшний первоклассник должен знать и уметь очень многое, и в том числе именно поэтому появилось так много развивающих программ и мультфильмов. А еще взрослая гонка за престижными секциями плюс тенденция к соревнованию - кто лучше. Это, безусловно, забирает у дошколят время - бесценное время для общения.

Современным детям не только развлечения, но и друзей в большинстве своем выбирают родители. И это, конечно, только полезные события и правильные мальчики и девочки. А где же во всей этой истории сам ребенок и его желание?
Опытные педагоги и воспитатели уверены, что сейчас тот самый период новейшей истории образования, когда ребенку надо вернуть его особую роль - просто попробовать ему доверять. Тем более что это основа современных трендов дошкольного образования.

Поиграйте со мной

В Железногорске есть детский сад, который официально имеет статус инновационного образовательного учреждения. Это «Теремок». Здесь работают прекрасные воспитатели, среди них есть победители престижных конкурсов. Они-то сегодня и являются законодателями новых направлений развития дошколят. Татьяна Грищенко, учитель-дефектолог, тифлопедагог - победитель конкурса «Проекты школы Росатома». Главная идея проектов Татьяны Анатольевны - вернуть игру в детские дошкольные учреждения.

- Мой проект направлен на сенсорное развитие ребенка: он будет хорошо играть и развиваться, когда в основе его деятельности чувственное восприятие мира - через обоняние, осязание, слух, зрение, - утверждает Татьяна Грищенко. - У деток с нарушениями зрения восприятие мира происходит на суженной сенсорной основе - от этого страдает и развитие игры. Поэтому сенсорное развитие обогащается педагогическими провокациями, мы предлагаем ребенку встречу с чем-то необычным, редким в его быту: новые звуки, материалы, ткани, предметы, с которыми он ежедневно не соприкасается. Разные ощущения обогащают представление о мире. И нам, конечно, важно, чтобы эти представления затем переходили в игру.

Оказывается, на занятиях можно не сидеть за столиками и внимать тому, что говорит взрослый, - для многих это становится открытием. Можно узнавать мир и развиваться через игру. Педагог эффективнее проводит коррекционную работу именно в естественной для ребенка среде. Получается так, что современных детей в эту естественную среду надо возвращать - рассказать им и показать, где хорошо и интересно. Встает, правда, вопрос, а как потом поддерживать эту идею, когда во главе угла желание ребенка, а не планы взрослых на его развитие.

«Почему он не умеет играть?» - это рейтинговый родительский вопрос. Знаете, почему? Поколение современных родителей - это те молодые люди, которые и сами уже не играли: они выросли тогда, когда не было дворовых сообществ, информация и гаджеты захватывали мир, когда игра ушла в прошлое. И учить играть сегодня надо не только ребенка, но и мам и пап. Здесь работают только деятельностные подходы. Это те самые совместные проекты, когда родители участвуют в мероприятиях вместе с детьми: вместе что-то мастерят, читают, участвуют в эстафетах, готовят костюмы к карнавалу, сочиняют стихи, придумывают сказочный мир, исследуют то, что рядом.

- Родители, к сожалению, сейчас очень часто стремятся переложить ответственность за воспитание и развитие своего ребенка на организации, оказывающие услуги дополнительного образования, считая, что такие занятия приносят огромную пользу. Несомненно, от многочисленных кружков и секций польза есть, - продолжает Татьяна Анатольевна. - Но как специалисты мы настаиваем на том, что нет большего блага для вашего ребенка, если вы будете заниматься с ним сами. Да, возможно, это будет не так профессионально, но именно ваше взаимодействие важно. Будьте рядом с детьми, они должны чувствовать, что вы включены в то, что интересно им, и для вас это столь же важно.

Детей обмануть невозможно - взрослый должен хотеть проводить с ним время и играть. Если папа или мама отбывают родительскую повинность в игре, это не сработает. Есть определенные этапы развития игры, в детском саду об этом родителям рассказывают. Ведь всем понятно, что в разном возрасте с детьми играть надо по-разному. Режиссерская игра - мы учимся играть в сюжете, образная игра - наряжаемся, показываем ребенку, что можно перевоплощаться и поддерживать образы, сюжетно-ролевая игра - осваиваем роли, характеры, включаемся в развитие сюжета.
А вообще, секрет прост: надо вспомнить, что нам было интересно в детстве, представить себя маленьким и получать удовольствие от игры. Инструкции так и останутся лишь сухими правилами, если не будут наполнены эмоционально. Необходимо полюбить быть с ребенком, не воспринимать его как маленького неумеху, которому надо повзрослеть, чтобы общаться с мамой или папой.

- Надо разрешить себе общение с ребенком с позиции радости, - подчеркивает Татьяна Грищенко, - это интересно. Воспринимать ребенка как компетентного умного человека, который понимает, чего он хочет. Чуть-чуть подыграть можно - каждый взрослый интуитивно поймет, что необходимо его ребенку на данном этапе развития. Не нужны какие-то дорогие куклы, машины, конструкторы - интереснее и важнее дать детям пищу для развития воображения. Пусть они сами создают, преобразовывают, фантазируют. Взрослый должен содействовать образовательному процессу - это база в нашей работе с детьми. И еще важно помнить, что воображение и фантазия развиваются у ребенка только в игре, а сензитивный период для этого - дошкольный возраст.

Всегда вместе

Двукратный победитель престижного всероссийского конкурса имени Л.С Выготского Татьяна Мельникова тоже работает в «Теремке». Конкурс проводился при поддержке «Рыбаков Фонда». Его целью является обмен педагогическим опытом в сфере дошкольного образования, ориентированного на ребенка. 100 лучших педагогов-дошкольников России из 5000 участников были признаны победителями конкурса и приглашены на Летнюю школу в Москву.
Татьяна Алексеевна посетила мастер-классы ведущих экспертов в области дошкольного образования, получила консультации авторов передовых методик, прошла тренинги у специалистов-практиков, а еще были круглые столы, деловые игры, agile-форматы. Проект Татьяны Мельниковой «Помоги поймать звук» признан лучшим на российском уровне, и в Железногорске он уже реализуется.

- Идея проекта в том, что родители становятся домашними логопедами для своих детей, - рассказала Татьяна Мельникова. - При автоматизации звука я не даю ребенку готовый традиционный материал, а предлагаю найти, добыть его самостоятельно: в книге, в Интернете, энциклопедии, в домашнем окружении вместе с родителями, сфотографировать на телефон или планшет, описать и выложить в папки электронной картотеки. Родители могут открыть нужную папку и автоматизировать звук в домашних условиях. У ребенка появляется мотивация: он что-то делает сам рядом со взрослым и затем пользуется своим материалом. Более того, мы решаем еще одну задачу - зависимость от гаджетов превращаем в полезную деятельность: ребенок пользуется планшетом, телефоном, компьютером не праздно, а со смыслом и пользой для себя и своей семьи.

Игра ребенка на компьютере не требует эмоциональной включенности родителя, что отражается на степени детско-родительской привязанности. Роль родителя, к сожалению, трансформируется, и ребенок постепенно воспринимает его как «хранителя гаджета» или препятствие на пути к любимому устройству. Гаджеты должны развивать детей, а не вредить им. И снова акцент на содействии: ребенок плюс взрослый. В совместной работе учителя-логопеда, родителей и самого ребенка создается единое пространство речевого развития дошкольника. 

Педагоги говорят сегодня о том, что современному дошкольнику необходимо развиваться в направлении soft skills. Это «мягкие навыки», которые нужны человеку в современном мире: мастерство коммуникации и выхода из конфликта (да-да, важно учить этому с детства), креативное мышление (ставка на творчество и игру), финансовая грамотность (согласитесь, маленькому человеку проще привить азы экономии и правильного распределения ресурсов), эмоциональный интеллект (каждый должен уметь управлять эмоциями - для дошколят важно знать названия эмоций, которые он испытывает) и, конечно, тайм-менеджмент (знать о времени и его значении, грамотно распределять его - начать, конечно, нужно с режима дня и расписания). Это особенно важно в тот момент, когда ребенок готовится к новому этапу жизни - к школе.

- Много было идей в летней школе Выготского, - рассказывает Татьяна Алексеевна. - Я погружалась в проект подготовки ребятишек к школе. Главный тренд работы нашей команды – создание зиплайн-курса «МОСТ”ok» - это обеспечение адаптации выпускников ДОУ к обучению в школе через интенсивное погружение в специфическую среду и знакомство со школьными практиками. В течение года идет совместная работа с родителями. Работают все: психолог, логопед, тифлопедагог, спортивный инструктор, музыкальный руководитель и будущие учителя ребятишек в начальной школе. Год должен быть наполнен обсуждениями, консультациями, совместными проектами, а как итог - совместный выезд в лагерь с родителями и будущими школьниками в формате «Воспитатель-Ребенок-Родитель-Учитель». Ставку делать необходимо на самостоятельность ребенка: дети должны уметь принимать решения, обслуживать себя в быту, выполнять задания педагога. Учитель, по нашей идее, должен быть рядом как наставник и старший друг, мы очень хотим стереть менторскую границу между взрослым и ребенком.

И конечно, все современные навыки в детях необходимо развивать, не дожидаясь помощи со стороны. Не устанем повторять, что только пример значимого взрослого (а для маленьких детей это родители) может помочь в достижении результатов. Педагоги и психологи советуют родителям много разговаривать со своими детьми, делиться переживаниями и обязательно отвечать на все их вопросы.

Юлия ТРЕТЬЯКОВА


Советы родителям

Доверие

Надо доверять ребенку, давать ему возможность выражать свои эмоции.
Возможности
Должна быть возможность выбора деятельности: просто спросите ребенка, чем он хочет заниматься. Дайте ему возможность развиваться в собственном темпе, быть самим собой и раскрываться через игру.
Время
У ребенка должно быть достаточно времени, чтобы пропустить через себя новые эмоции, переживания, информацию, реализовать что-то задуманное, погрузиться в рисование или созерцание природы, наслушаться музыки. У взрослых и детей время течет по-разному - это надо учитывать.
Свой опыт
Необходимо избавляться от гиперопеки. Не решайте за ребенка, не ограничивайте! Дошкольное детство - это время, когда ребенок должен много двигаться, научиться владеть телом, чувствовать опасность.

Пространство, в котором хорошо
Как мы уже отметили, программа «Теремка» опирается на идею ведущей деятельности в дошкольном возрасте - игру. Она фундамент для развития, и в детском саду 37 об этом помнят. Поэтому здесь создано современное пространство типа «Open Space» для разворачивания ребенком творческой деятельности. Почти 100 квадратных метров принадлежат только детям и их фантазии. Пространство «Open Space» - особый мир для детей, это территория свободной игры, в которую педагог может войти только как партнер. Готовясь к игре в «Open Space», ребенок и педагог берут из своей группы материалы, которые вызывают у малыша интерес. Задача педагога - поддерживать, обогащать игру, наблюдать и создавать благополучный эмоциональный климат для разного вида увлечений. Взрослый не вмешивается в игру, если его не привлекают к этому дети. Приоритет отдается свободной, спонтанной деятельности. И здесь для этого есть все и даже больше…

Куда ни глянь - все интересно. Часть пространства «Open Space» занимают многофункциональные трансформируемые игровые конструкции из экологически чистого и безопасного дерева - «Подиум» и «Домик». Они позволяют придумывать и разыгрывать различные сюжеты, уединяться, строить индивидуальное пространство. При этом остается много места для свободной игры, передвижений и выбора - делать можно и нужно только так, как захочется.

В пространстве «Open Space» находится детская библиотека печатных и мультимедийных изданий. Книжки и пособия провоцируют интерес к окружающему миру. Специальная конструкция окон (низкое расположение, широкие подоконники) позволяет превратить их в наблюдательный пункт: что происходит за окном? В свободном доступе, на открытых стеллажах и в прозрачных боксах, неоформленный материал для изготовления атрибутов игры - от конструкторов до неструктурированного бросового материала. Ребенок создает свой мир: придумывает, кто его герой и где он живет, чем занимается и что любит, и создает своими руками новое пространство из материала, который в этот момент ему покажется самым привлекательным.

Зона «Open Space» в один момент легко превращается в театр и пространство режиссерского мастерства. Она оснащена мобильными ширмами, скамеечками, пуфами, столами, специальными крепежами на потолке и стенах для самостоятельного планирования и реконструкции игрового пространства. Светодиодные светильники, лайтбоксы, флуоресцентные изображения позволяют выполнять различные световые сценарии по замыслу детей. Сцена формирует мотивацию ребенка попробовать себя в режиссерской игре, от импровизированной пантомимы до маскарада. На стеллажах возле подиума выделено место для элементов костюмов, которые дети могут изготовить из неоформленного материала, находя в прозрачных контейнерах все необходимое для себя.

Пространство «Open Space» используется в течение всего дня пребывания в детском саду, обеспечивая возможность совместных игр воспитанников разного возраста.
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения

Анонсы

Где можно купить газету «Город и горожане»?
Газету «Город и горожане» можно купить в следующих торговых точках:
ГИМС напомнил горожанам о безопасности поведения на воде в осенний период
Железногорский инспекторский участок ГИМС: не забывайте о безопасности поведения на воде в осенний период!
Благоустройство новой зоны отдыха в Первомайском начнется в следующем году
Благоустройство территории между ДК «Юность» и школой 93 начнется в следующем году. Об этом сегодня во время выездного совещания с участием проектировщиков, жителей поселка и коллектива учреждения культуры рассказал журналистам глава Железногорска Игорь Куксин.
Всероссийский творческий конкурс «Слава Созидателям!» продлен до 30 сентября
Всероссийский творческий конкурс «Слава Созидателям!» продлен до 30 сентября. Об этом сообщила генеральный директор некоммерческого партнерства «Информационный Альянс АТОМНЫЕ ГОРОДА» Марина Фролова в своем видеообращении к участникам конкурса.