Пятница, 19 Апреля, 2024
Железногорск, Красноярский край

Елена Дубровская: «Школа определяет судьбу государства»

17 декабря 2018 / Общество / 0
Самая большая железногорская школа - лицей 103 «Гармония» распахнула свои двери 30 лет назад. Тогда она сразу приняла свыше полутора тысяч детей, и только первых классов набрали 13! Такое количество учеников в конце 80-х вполне объяснимо: ведь 103-я была долгожданной школой в большом строящемся микрорайоне. Но и сегодня многие родители любыми путями стремятся определить своих детей в лицей. Чем же он привлекателен, и почему по поводу его педагогических инноваций на протяжении трех десятилетий ведутся нескончаемые споры? На эти и другие вопросы газете ответила бессменный директор «Гармонии» Елена Дубровская.

Свой подход к каждому

- Елена Николаевна, самой главной фишкой лицея являются классы мальчиков и девочек. Когда и почему вы решили осуществить идею раздельного образования?


- Споры о том, что должно быть в приоритете в школе - здоровье или образование, шли давно. Мы для себя решили: у нас должно быть здоровое образование. И уже на второй год существования в 103-й открылись первые классы раздельно-параллельного обучения. Сначала это был эксперимент, на который нас вдохновила концепция Владимира Базарного, доктора медицинских наук, руководителя научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования (Москва). Нашей духовной крестной все эти годы являлась Валентина Еремеева, ведущий сотрудник санкт-петербургского института мозга, а научным руководителем, консультантом и экспертом стала Тамара Хризман, директор этого же института. Через 30 лет поисков, сомнений, побед мы можем утверждать, что раздельное обучение - это не эксперимент, а развернутая практика образования.

- Но скептики утверждают, что тезис «раздельное обучение мальчиков и девочек повышает уровень образования и в целом положительно сказывается на воспитании детей» - это не более чем миф.

- Мне известно об этом мнении. Однако качество образования в раздельных классах - 75%, каждый четвертый ребенок - медалист, а поступаемость в вузы составляет 100%.
И поймите, мы не призываем просто разделить детей, а дальше все само собой произойдет. Нет! Мальчики и девочки талантливы, но к знаниям они идут разными путями. Нивелировать эти особенности преступно. Кроме того, у родителей есть выбор - ребенок может учиться и в обычном классе, ведь из 37 классов лицея, раздельных только 18. Но мы уверены, что и в смешанных классах педагоги должны по-особому работать с юношами и девушками.

- Повлияла ли система раздельного обучения на улучшение здоровья детей?

- Я не могу заявить, что мы победили двигательную депривацию, близорукость, сколиоз и так далее. В прошлом году в первые классы пришло 75 малышей со 129 диагнозами. Нам говорят, что школа должна беречь здоровье детей. Но как беречь то, чего нет? Семилетние дети уже многое перенесли: обиды, наказания, кучу лекарств. И что самое страшное - 70% российских детей сегодня имеют психические отклонения. Это утверждает главный психиатр страны.
В последние годы медики любят бить тревогу, дескать, именно в школе губится здоровье. Но ведь школа не начинает с чистого листа. Мое твердое убеждение: работа медицины как ремонтной базы - это тупиковый путь. Высший пилотаж - профилактика. У нас в стране существуют десятки НИИ, которые занимаются здоровьем детей: институты детства, физиологии, психологии, питания и т.д. Однако за 35 лет своего директорства я не помню, чтобы хоть кто-то дал четкие, ответственные рекомендации по здоровому развитию детей. Педагогика от медицины приветливо закрыта.

Учитель под прицелом

- Елена Николаевна, в конце ноября вы выступили с докладом в Государственной думе. Как вы туда попали и о чем говорили с народными избранниками?


- Мне пришло приглашение от Вячеслава Никонова, председателя комитета по образованию и науке Государственной думы. Я выступила с докладом на заседании комитетов по образованию, здравоохранению и культуре, которое состоялось 22 ноября. Меня, правда, предварительно предупреждали, что не стоит упоминать о зарплатах учителей, ЕГЭ и других проблемных моментах российской школы. Но я решила, что больше такой возможности не будет, поэтому говорила обо всем, что накипело.

- И как приняли ваш доклад?

- Многие аплодировали, чего на комитетских заседаниях Госдумы, как мне сказали, вообще никогда не бывает. «Великолепно!» - сказал Геннадий Онищенко, бывший главный санитарный врач РФ, а сегодня первый заместитель председателя комитета по образованию и науке Государственной думы.
Я считаю, что замалчивание проблем школьного образования идет во вред всему обществу. Президентом недавно обозначена национальная идея: попасть в десятку мировых образовательных систем. Да мы и не против. В десятку, так в десятку. Но головы ломаем, как это осуществить? Мы хотим понять: это государственный заказ или просто декларативное заявление? Если заказ, то чтобы его осуществить, требуется немало денег. Они есть в бюджете?
Кроме материальных вложений необходимо также сплачивать всех, кто имеет отношение к интеллектуальному, физическому и нравственному здоровью детей. А на деле все направлено на разобщение. Я уже не говорю о том, как разнятся зарплаты наших и столичных учителей. Приведу как пример данные о том, во сколько обходится обучение детей в разных регионах. Так, на ученика в Красноярске выделяют 26 тысяч рублей в год, на ученика в Москве - 126 тысяч рублей.
Но основная проблема образовательных учреждений в том, что они находятся на большом распутье. Мы должны учитывать вызовы времени, внедрять инновации, стимулировать личностные достижения. А все это не вписывается в рамки всевозможных указаний, писем, положений СанПиНа. За школой сегодня установлен тотальный контроль: ВПР, ГИА, ЕГЭ, мониторинги. И какое же развитие может быть при подобном жестком регламентировании?
Тревожит, что профессия «учитель» стала непрестижной. Школьные педагоги по сути ничем не защищены. И речь здесь даже не о невысоких зарплатах. Недавно в нашем лицее произошел инцидент. Девочка сказала родителям, что учительница ее ударила по лицу. Мама ребенка сразу обратилась в полицию. Но выяснилось, что школьница в тот день получила плохую оценку на уроке, и чтобы ее не ругали дома, натерла шарфом щеку докрасна и сказала - это след от пощечины. Хорошо, что в ситуации быстро разобрались. Но сегодня учитель легко может стать фигурантом уголовного дела, особенно, если его огульно обвиняют СМИ.

Будут преобразовывать мир

- Есть такое мнение, что современная школа в основном готовит детей к сдаче ЕГЭ, а не воспитывает…

- Воспитание никуда не ушло. Любой урок воспитывает! На литературе мы все также говорим о тургеневских девушках, о Наташе Ростовой. На математике приводим в порядок ум. На биологии обязательно акцентируем внимание детей на последствиях вредных привычек и так далее. Урок давно уже вышел за пределы кабинета: стены коридоров четырех этажей лицея превратились в «мини-Третьяковку», а в подвале расположен зал воинских искусств.
Ежегодно у нас проводятся уроки целомудрия для девочек. И как результат - за 30 лет ни одна из наших учениц не родила, будучи школьницей. А ведь тема родов несовершеннолетних всегда замалчивается. Почему? Нам долго внушали, что школа должна быть вне политики, вне идеологии, но она всегда была учреждением духовной культуры.
Почему-то, когда речь заходит о здоровье школьников, в первую очередь акцент делается на недостаточности физической нагрузки у детей. Несколько лет назад даже ввели третий час физкультуры. Но гармоничное развитие человека не может быть без развития нравственного. А с последним большие проблемы, ведь в повседневной жизни на подростка серьезное влияние оказывают семья, улица, телевидение. Учительство просит: «Остановите Малахова!» Ну, честное слово, уже токсикоз от этих Бузовых, Гогенов, «звезды сошлись, разошлись». Это ежедневная безнравственная инъекция, на которую уже посадили всех - от мала до велика.

- В школах Европы с раннего возраста дифференцируют детей по способностям. У нас же стараются дать полное среднее образование всем. А надо ли это?

- Школа составляет громадную силу, которая определяет судьбу государства. К сожалению, на нашем культурном пространстве, как сорняки, прорастают идеи западного образования. Я считаю, что нельзя превращать школу в клуб по интересам. Сегодня все в математике, завтра - в финансовой грамотности. Ведь чем больше музыки, тем успешнее математика, поскольку именно искусство дает целостное восприятие мира.
Мне иногда говорят: «Вы стремитесь выпускать интеллектуально, физически и нравственно здоровых ребят. А как же они будут адаптироваться в движимом корыстью раздробленном мире?» Нет! Они не будут адаптироваться. Они будут преобразовывать этот мир. И мы на это очень надеемся. Тупыми потребителями они точно не станут, потому что вторая задача, которую поставил президент, - растить гармоничную личность: в плане интеллектуального, физического и нравственного здоровья. И это приведет к возрождению великой России. Великой в спорте, образовании, культуре, экономике.
Конечно, конкретная школа, какая бы она ни была замечательная (мы носим звания «Лучшая школа России», «Школа ЮНЕСКО» и т.д.), не в силах сделать человечество счастливым и гармоничным, а конкретных Васю, Петю, Машу - да.

Записала Марина СИНЮТИНА
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения