Вторник, 29 Сентября, 2020
Железногорск, Красноярский край

Елена Дубровская: «Школа определяет судьбу государства»

17 декабря 2018 / Общество / 0
Самая большая железногорская школа - лицей 103 «Гармония» распахнула свои двери 30 лет назад. Тогда она сразу приняла свыше полутора тысяч детей, и только первых классов набрали 13! Такое количество учеников в конце 80-х вполне объяснимо: ведь 103-я была долгожданной школой в большом строящемся микрорайоне. Но и сегодня многие родители любыми путями стремятся определить своих детей в лицей. Чем же он привлекателен, и почему по поводу его педагогических инноваций на протяжении трех десятилетий ведутся нескончаемые споры? На эти и другие вопросы газете ответила бессменный директор «Гармонии» Елена Дубровская.

Свой подход к каждому

- Елена Николаевна, самой главной фишкой лицея являются классы мальчиков и девочек. Когда и почему вы решили осуществить идею раздельного образования?


- Споры о том, что должно быть в приоритете в школе - здоровье или образование, шли давно. Мы для себя решили: у нас должно быть здоровое образование. И уже на второй год существования в 103-й открылись первые классы раздельно-параллельного обучения. Сначала это был эксперимент, на который нас вдохновила концепция Владимира Базарного, доктора медицинских наук, руководителя научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования (Москва). Нашей духовной крестной все эти годы являлась Валентина Еремеева, ведущий сотрудник санкт-петербургского института мозга, а научным руководителем, консультантом и экспертом стала Тамара Хризман, директор этого же института. Через 30 лет поисков, сомнений, побед мы можем утверждать, что раздельное обучение - это не эксперимент, а развернутая практика образования.

- Но скептики утверждают, что тезис «раздельное обучение мальчиков и девочек повышает уровень образования и в целом положительно сказывается на воспитании детей» - это не более чем миф.

- Мне известно об этом мнении. Однако качество образования в раздельных классах - 75%, каждый четвертый ребенок - медалист, а поступаемость в вузы составляет 100%.
И поймите, мы не призываем просто разделить детей, а дальше все само собой произойдет. Нет! Мальчики и девочки талантливы, но к знаниям они идут разными путями. Нивелировать эти особенности преступно. Кроме того, у родителей есть выбор - ребенок может учиться и в обычном классе, ведь из 37 классов лицея, раздельных только 18. Но мы уверены, что и в смешанных классах педагоги должны по-особому работать с юношами и девушками.

- Повлияла ли система раздельного обучения на улучшение здоровья детей?

- Я не могу заявить, что мы победили двигательную депривацию, близорукость, сколиоз и так далее. В прошлом году в первые классы пришло 75 малышей со 129 диагнозами. Нам говорят, что школа должна беречь здоровье детей. Но как беречь то, чего нет? Семилетние дети уже многое перенесли: обиды, наказания, кучу лекарств. И что самое страшное - 70% российских детей сегодня имеют психические отклонения. Это утверждает главный психиатр страны.
В последние годы медики любят бить тревогу, дескать, именно в школе губится здоровье. Но ведь школа не начинает с чистого листа. Мое твердое убеждение: работа медицины как ремонтной базы - это тупиковый путь. Высший пилотаж - профилактика. У нас в стране существуют десятки НИИ, которые занимаются здоровьем детей: институты детства, физиологии, психологии, питания и т.д. Однако за 35 лет своего директорства я не помню, чтобы хоть кто-то дал четкие, ответственные рекомендации по здоровому развитию детей. Педагогика от медицины приветливо закрыта.

Учитель под прицелом

- Елена Николаевна, в конце ноября вы выступили с докладом в Государственной думе. Как вы туда попали и о чем говорили с народными избранниками?


- Мне пришло приглашение от Вячеслава Никонова, председателя комитета по образованию и науке Государственной думы. Я выступила с докладом на заседании комитетов по образованию, здравоохранению и культуре, которое состоялось 22 ноября. Меня, правда, предварительно предупреждали, что не стоит упоминать о зарплатах учителей, ЕГЭ и других проблемных моментах российской школы. Но я решила, что больше такой возможности не будет, поэтому говорила обо всем, что накипело.

- И как приняли ваш доклад?

- Многие аплодировали, чего на комитетских заседаниях Госдумы, как мне сказали, вообще никогда не бывает. «Великолепно!» - сказал Геннадий Онищенко, бывший главный санитарный врач РФ, а сегодня первый заместитель председателя комитета по образованию и науке Государственной думы.
Я считаю, что замалчивание проблем школьного образования идет во вред всему обществу. Президентом недавно обозначена национальная идея: попасть в десятку мировых образовательных систем. Да мы и не против. В десятку, так в десятку. Но головы ломаем, как это осуществить? Мы хотим понять: это государственный заказ или просто декларативное заявление? Если заказ, то чтобы его осуществить, требуется немало денег. Они есть в бюджете?
Кроме материальных вложений необходимо также сплачивать всех, кто имеет отношение к интеллектуальному, физическому и нравственному здоровью детей. А на деле все направлено на разобщение. Я уже не говорю о том, как разнятся зарплаты наших и столичных учителей. Приведу как пример данные о том, во сколько обходится обучение детей в разных регионах. Так, на ученика в Красноярске выделяют 26 тысяч рублей в год, на ученика в Москве - 126 тысяч рублей.
Но основная проблема образовательных учреждений в том, что они находятся на большом распутье. Мы должны учитывать вызовы времени, внедрять инновации, стимулировать личностные достижения. А все это не вписывается в рамки всевозможных указаний, писем, положений СанПиНа. За школой сегодня установлен тотальный контроль: ВПР, ГИА, ЕГЭ, мониторинги. И какое же развитие может быть при подобном жестком регламентировании?
Тревожит, что профессия «учитель» стала непрестижной. Школьные педагоги по сути ничем не защищены. И речь здесь даже не о невысоких зарплатах. Недавно в нашем лицее произошел инцидент. Девочка сказала родителям, что учительница ее ударила по лицу. Мама ребенка сразу обратилась в полицию. Но выяснилось, что школьница в тот день получила плохую оценку на уроке, и чтобы ее не ругали дома, натерла шарфом щеку докрасна и сказала - это след от пощечины. Хорошо, что в ситуации быстро разобрались. Но сегодня учитель легко может стать фигурантом уголовного дела, особенно, если его огульно обвиняют СМИ.

Будут преобразовывать мир

- Есть такое мнение, что современная школа в основном готовит детей к сдаче ЕГЭ, а не воспитывает…

- Воспитание никуда не ушло. Любой урок воспитывает! На литературе мы все также говорим о тургеневских девушках, о Наташе Ростовой. На математике приводим в порядок ум. На биологии обязательно акцентируем внимание детей на последствиях вредных привычек и так далее. Урок давно уже вышел за пределы кабинета: стены коридоров четырех этажей лицея превратились в «мини-Третьяковку», а в подвале расположен зал воинских искусств.
Ежегодно у нас проводятся уроки целомудрия для девочек. И как результат - за 30 лет ни одна из наших учениц не родила, будучи школьницей. А ведь тема родов несовершеннолетних всегда замалчивается. Почему? Нам долго внушали, что школа должна быть вне политики, вне идеологии, но она всегда была учреждением духовной культуры.
Почему-то, когда речь заходит о здоровье школьников, в первую очередь акцент делается на недостаточности физической нагрузки у детей. Несколько лет назад даже ввели третий час физкультуры. Но гармоничное развитие человека не может быть без развития нравственного. А с последним большие проблемы, ведь в повседневной жизни на подростка серьезное влияние оказывают семья, улица, телевидение. Учительство просит: «Остановите Малахова!» Ну, честное слово, уже токсикоз от этих Бузовых, Гогенов, «звезды сошлись, разошлись». Это ежедневная безнравственная инъекция, на которую уже посадили всех - от мала до велика.

- В школах Европы с раннего возраста дифференцируют детей по способностям. У нас же стараются дать полное среднее образование всем. А надо ли это?

- Школа составляет громадную силу, которая определяет судьбу государства. К сожалению, на нашем культурном пространстве, как сорняки, прорастают идеи западного образования. Я считаю, что нельзя превращать школу в клуб по интересам. Сегодня все в математике, завтра - в финансовой грамотности. Ведь чем больше музыки, тем успешнее математика, поскольку именно искусство дает целостное восприятие мира.
Мне иногда говорят: «Вы стремитесь выпускать интеллектуально, физически и нравственно здоровых ребят. А как же они будут адаптироваться в движимом корыстью раздробленном мире?» Нет! Они не будут адаптироваться. Они будут преобразовывать этот мир. И мы на это очень надеемся. Тупыми потребителями они точно не станут, потому что вторая задача, которую поставил президент, - растить гармоничную личность: в плане интеллектуального, физического и нравственного здоровья. И это приведет к возрождению великой России. Великой в спорте, образовании, культуре, экономике.
Конечно, конкретная школа, какая бы она ни была замечательная (мы носим звания «Лучшая школа России», «Школа ЮНЕСКО» и т.д.), не в силах сделать человечество счастливым и гармоничным, а конкретных Васю, Петю, Машу - да.

Записала Марина СИНЮТИНА
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения

Анонсы

Где можно купить газету «Город и горожане»?
Газету «Город и горожане» можно купить в следующих торговых точках:
ГИМС напомнил горожанам о безопасности поведения на воде в осенний период
Железногорский инспекторский участок ГИМС: не забывайте о безопасности поведения на воде в осенний период!
Благоустройство новой зоны отдыха в Первомайском начнется в следующем году
Благоустройство территории между ДК «Юность» и школой 93 начнется в следующем году. Об этом сегодня во время выездного совещания с участием проектировщиков, жителей поселка и коллектива учреждения культуры рассказал журналистам глава Железногорска Игорь Куксин.
Всероссийский творческий конкурс «Слава Созидателям!» продлен до 30 сентября
Всероссийский творческий конкурс «Слава Созидателям!» продлен до 30 сентября. Об этом сообщила генеральный директор некоммерческого партнерства «Информационный Альянс АТОМНЫЕ ГОРОДА» Марина Фролова в своем видеообращении к участникам конкурса.