Четверг, 25 Апреля, 2024
Железногорск, Красноярский край

Специалист по дизайну среды рассказала, что нужно изменить в Железногорске

12 ноября 2017 / Общество / 0
В Железногорске сейчас обсуждается, как должны выглядеть общественные пространства, в частности, речь идет о конкретном месте - улице Ленина от парка до улицы Октябрьской. Создана общественная группа, куда вошли как представители городских сообществ, так и профессионалы. У последних есть предложения, как нам реорганизовать территорию с точки зрения градостроения и уличного дизайна, чтобы Железногорск выглядел современно, но в то же время не потерял свою изюминку.

Планированием благоустройства в рамках проекта «Комфортная городская среда» занимается красноярская фирма «Золотое сечение». Ее руководитель, а по совместительству преподаватель кафедры дизайна среды Красноярского государственного художественного института Алена Парфенова дала большое интервью «ГиГ» - что плохо и что хорошо, а что нужно изменить.

- Алена Геннадьевна, вы впервые в Железногорске?

- Два года назад я делала по заказу интерьер коттеджа в вашем городе. Приезжала периодически в течение года, иногда даже оставалась на несколько дней, поэтому у меня было время познакомиться с Железногорском поближе. Первое, на что обратила внимание, это ощущение спокойствия. Особенно после динамики Красноярска, не говоря уже о Москве. Здесь есть время задуматься, заглянуть в себя, привести мысли в порядок. Поэтому я была счастлива, когда узнала, что появилась возможность поработать над здешней городской средой. Меня Железногорск вдохновляет.

- А что говорит в вас профессиональный художник-проектировщик? Насколько мы знаем, вы даже составили целый список наших недостатков.

- Эти ошибки в обустройстве городской среды типичные для России в целом, а не только для вашего города. Обычная ситуация: поступают деньги, что-то благоустраивается или ремонтируется. Причем это что-то может быть очень красивым и дорогим. Но изменений почему-то все равно не заметно, нет ощущения, что город в целом развивается, меняется к лучшему. Как вы думаете, почему?

- Даже не представляем!

- Потому что не происходит зачистка информационного мусора, который засоряет городскую среду, мешает восприятию окружающего. Я сейчас говорю о бизнесе, который заляпывает (другого слова-то и не подобрать!) пространство своими баннерами, рекламой, вывесками, графиками работы, объявлениями и так далее. И все это происходит совершенно стихийно. Если взять даже один дом на улице Ленина, в нем окажется по три-четыре магазина, все разные по логике, с разными типами крыльца, вывесками, оформлением. Каждый старается быть больше, громче, ярче другого. И это в исторической части города, в самом его сердце! Печально, что молодое поколение воспитывается в такой среде, где глаз уже не видит красивого, эстетичного, того, что развивает вкус. Вы правильно говорите - те, кто здесь живет, уже не замечают всей этой дисгармонии. Но со стороны это хорошо видно.

- Как быть?

- Сейчас единственная возможность спастись от такого мусора - самому внутри себя создать какие-то правила и нормы, разработать регламент. Конечно же, при помощи компаний, которые способны дать профессиональные рекомендации, на что именно обратить внимание, какие требования прописать. У старой части города есть своя архитектура, фасады, цветовая палитра, которую необходимо соблюдать. В регламенте должно быть указано, какими могут и не могут быть вывески, вплоть до шрифта, размера и цвета надписей. Необходимо ограничить наружную рекламу - например, на фасаде может размещаться максимум табличка с названием и режимом работы заведения. Определенным образом должна выглядеть и входная группа: цвет, материал, освещение.

- Вряд ли предприниматели на это пойдут…

- У бизнеса сегодня нет понимания, что чем чище и аккуратнее они представлены в городском пространстве, тем лучше их видно, тем быстрее к ним пойдут покупатели и клиенты, тем больше будет доход. На это не требуется каких-то больших денег, бизнесу нужно просто правильно распорядиться ресурсами. И тогда у нас появится гармоничная среда, ощущение чистоты. И когда в очищенной среде начнут появляться скверы, аллеи, скульптуры и арт-объекты, их сразу заметят.

Город станет более ярким, но не за счет информационного мусора, а за счет грамотного благоустройства. Но пока мы не вычистим весь этот мусор, что бы мы ни сделали - новую лавочку, клумбу, остановку - в таком окружении они продолжат смотреться тем же мусором. Ощущение преобразований не появится. Поэтому так важен комплексный подход к благоустройству.

- Даже если удастся избавиться от мусора информационного, картину будет портить мусор самый обыкновенный - фантики, бутылки, окурки.

- На мой взгляд, в процесс преобразования должны включаться все жители города. Для этого должна быть культура определенная, понимание. Но чаще всего я наблюдаю совсем другую картину. Буквально на днях видела в Красноярске - идет по улице ребенок, перед ним валяется бутылка прямо на тротуаре. И он ее не поднимает и не несет к урне, нет! Хотя это очень просто, казалось бы. Он ее пинает. Потому что нет той самой культуры. Но с другой стороны, откуда ей взяться? Но если начнет меняться сама среда, начнем меняться и мы с вами.

Сегодня наша страна в плане культуры городской среды отстает от Европы лет на 60. Но это не значит, что мы обязательно должны стать догоняющими. Всегда можно пойти своим путем. Железногорск мог бы стать передовиком в этом вопросе, почему нет? Избавиться от информационного мусора, обустроить чистые красивые пространства, которые у людей рука не поднимется засорять. Ведь мусорят сегодня не только хулиганы, но и самые простые горожане. Важно работать с ними, лучше всего с детского возраста. Важно заставить людей увидеть свой город как бы со стороны и понять, что весь этот мусор мешает им самим.

- Однако стоит заговорить о благоустройстве - и чаще всего приходится слышать: «Лучше бы на эти деньги дороги сделали, тротуары закатали, бедных накормили». Что, если людям не нужна никакая красота, заасфальтируйте только дорогу перед моим домом, и ладно?..

- Когда мы приступили к работе, в первую очередь столкнулись с тем, что жителям вроде бы ничего не надо. Людям главное - чтобы в окна не светило, шум не мешал, а на новых лавочках не ночевали бомжи. Но я знаю и другую историю - что молодежь из вашего города бежит, получив шикарное среднее образование. В сравнении с другими регионами у вас очень умные дети! И они не хотят возвращаться жить в Железногорск. Так, может, нужно что-то менять? Например, создавать среду, которая, в свою очередь, будет создавать связи между людьми, привлекать молодежь. Туда захочется приходить, там будет хорошо и нескучно. Может, молодое поколение пожелает оставаться, если будет понимать, что город развивается и здесь можно развиваться самому? Я заметила, что в 7 часов вечера Железногорск словно вымирает. Здесь нечем заняться! А было бы куда пойти - люди бы пошли, не сомневайтесь. Красотой надо активно пользоваться. Не только создавать уютные пространства, но и проводить в них какие-то мероприятия. Благоустройство - это намного больше, чем замена асфальта на брусчатку.

О том, какие появились предложения по преобразованию общественных пространств, мы поговорим на следующей неделе.

Беседовала Евгения ПЕРЕСТОРОНИНА

фото Сергея Филинина
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения