Среда, 24 Апреля, 2024
Железногорск, Красноярский край

Евгений ГЕТЦ: «Мы должны уметь продавать свой Железногорск»

28 апреля 2017 / Общество / 1
Сегодня в России действует несколько институтов регионального развития. Один из крупнейших - это Внешэкономбанк. По поручению Правительства РФ в нем создан специальный Фонд развития моногородов. Таких, кстати, в стране насчитывается 319 штук, и Железногорск всего лишь один из них.

Так вот именно ВЭБ проводит обучение региональных управленческих команд, чтобы те в свою очередь на месте занялись диверсификацией экономики моногородов, умели создавать рабочие места и поднимать уровень жизни населения. Обучающую программу разработали Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте России и Московская школа управления Сколково. Все моногорода разбиты на группы по 11 команд. От каждого города обучается 5 человек, причем четверо представляют муниципалитет и один регион. С одним из железногорских «учеников» мы побеседовали о будущем города. Знакомьтесь, Евгений Гетц, заместитель генерального директора и руководитель проектного офиса НТИ АЭВ «Кластер инновационных технологий ЗАТО Железногорск».

- Евгений, как проходит обучение?

- Программа обучения включает в себя пять модулей: внешняя среда, цели и задачи развития, технопарки, привлечение инвестиций, экзамен команды. Фонд моногородов по результатам обучения заслушивает разработанную командой программу развития. 26 мая после окончания пятого модуля мы будем представлять свою программу развития вице-премьеру Правительства РФ Шувалову. В зависимости от качества программы мы сможем получить из Фонда некую сумму на развитие производств. Лично я в программе развития отвечаю за развитие технологического предпринимательства.

- Зачем в команде человек от региона?

- Потому что для моногородов важно быть включенным в региональную повестку. Муниципалитету в одиночку экономику моногорода не поднять, обязательно нужна помощь региона, в нашем случае Красноярского края.

- Любопытно, как выглядит Железногорск на фоне других моногородов?

- Есть одна картинка, которая шикарно иллюстрирует положение экономики моногородов: «Что мы сами сделаем, то у нас и будет». Мы учимся вместе с другими муниципалитетами и потому можем сравнивать ситуации. На самом деле очень полезное занятие, отрезвляющее в том числе. На общем фоне Железногорск выглядит неплохо. (Достаточно высокая бюджетообеспеченность, но наши проблемы лежат в другой плоскости.) Из большинства моногородов народ бежит толпами. Если мы теряем в основном молодежь, которая едет учиться, то у наших соседей бежит работоспособное, экономически активное население.
Один из мэров на защите своего проекта развития обратился с просьбой: «Начните сажать на нашу зону врачей, тогда я смогу их потом оставить у себя!» У города нет другого способа получить специалиста, кроме как вызволить его из тюрьмы! Представляете, какое там положение? Другой пример - уральский городок численностью 13 тысяч человек с годовым бюджетом 45 миллионов. Бюджетообеспеченность порядка 3 тысяч рублей на душу, и на эти деньги содержите дороги, обеспечивайте садики, школьные обеды, благоустройство и общественный транспорт. И ни в чем себе не отказывайте! При этом есть градообразующее предприятие уровня нашего ИСС с оборотом порядка 4 млрд в год, платит 1 млрд налогов, высокие зарплаты, 2 тысячи сотрудников. Так мэр города раньше был замом на этом заводе и буквально по приказу собственников возглавил муниципалитет. Вот он на полном серьезе рассказывал, что на последней встрече с владельцем завода просил освободить его от обязанностей главы - по УДО.

- Похоже на дурной анекдот. Неужели бывают мэры, которые умоляют о досрочном освобождении?

- Есть, причем ведь город хороший! Но степень внимания к ним гораздо меньше, хотя там тоже высокое качество человеческого капитала. Если Железногорск регулярно видит губернатора, федеральных министров, руководителей госкорпораций, то представители этого моногорода увидели своего областного чиновника первый раз в Москве, на учебе! Кстати, во время обучения мэр вынужден был срочно уехать. Замело федеральную трассу, которая проходит через его город, надо было срочно организовывать уборку снега…

- Вернемся в родной город. Я так понимаю, принципиальное наше отличие от остальных в том, что градообразующие предприятия живут и работают.

- Мы и по размерам, по сравнению с другими моногородами, достаточно масштабны. Все наши программы предусматривают сохранение человеческого капитала и развитие ЗАТО за счет его активного использования. Сейчас мы обеспечены гособоронзаказом. На учебе выступала эксперт Наталья Зубаревич, спец по урбанистике. Так вот она сделала достаточно жесткий доклад, смысл которого - ситуация в моногородах будет ухудшаться! Гособоронзаказ снижается, что означает смерть для многих муниципалитетов. И для нас его уменьшение тоже существенно. Были жирные годы, когда ИСС модернизировало производство и построило новый завод МИК, ГХК создал уникальное производство мокс-топлива , хотя оптимизация и рост производительности труда все равно повлекут высвобождение персонала. Все это понимают, и стратегия развития Железногорска предусматривает дальнейшее увеличение человеческого капитала. Поэтому мы и взаимодействуем со всеми лучшими вузами.

- Но за счет чего мы сможем привлечь новые инвестиции, без которых дальнейшее развитие невозможно?

- Любопытный пример по привлечению инвестиций нам привели про город Плес. Ничем не примечательный, казалось бы, городишко на Волге. Художники там жили, интеллигенция... Никакой экономики. Как поднять такой город? Нужно просто привезти туда Дмитрия Медведева! Это станет гарантией того, что в городе появятся деньги, богатые люди, дорогие рестораны, бутики и современные магазины. Никаких гарантий, что Дмитрий Анатольевич когда-нибудь будет там жить. Но у него официально есть дача и участок земли в этом районе. И уже появились люди, которым престижно жить рядом с премьером. И началось - в городе и дороги выправили, и индустрию отдыха запустили.

- Но премьеров на все моногорода не хватит…

- И не надо. Этот пример не универсальный. Но работающий. И он показывает, что без эволюции окружающей среды ничего не будет. Как развивать высокотехнологичный бизнес в Железногорске, если партнера некуда пригласить на переговоры? На весь город один приличный ресторанчик! Один! Надо формировать городскую среду. Да постройте здесь хоть десять технопарков, но если в ресторане официант при заказе вина отвечает: «Сейчас сбегаю в магазин», у вас не приживется ни один бизнес. В Железногорске один ресторан, в котором понятно, по какому принципу набраны официантки.

- И по какому?

- Они должны весить не больше 56 килограммов. Для меня ясно, что хозяин занимался селекцией, а не набрал кого попало.

- Итак, Медведева на всех не хватит…

- И не надо. Тем более что мы идем по аналогичному пути. Каждый в городе знает, как Железногорск дружит с Шойгу! Исключительно благодаря Сергею Кужугетовичу у нас появилась пожарная Академия. Кабы не ездил сюда Шойгу - не было бы ее! В этом отношении мы от Плеса ничем не отличаемся. Ну так и давайте использовать эту дружбу. Давайте строить элитный поселок, чтобы в него ехали богатые люди. Неужели нет такого места под городом? Когда Путин последний раз прилетал в Красноярск, один день он провел в городе, а второй где? В тайге! Сибирь, тайга, охота - это привлекает людей. Мы должны уметь продавать свой Железногорск. Да, у нас есть особенность - мы закрытый город. И это тоже можно конвертировать в деньги. Надо только понять, кому.

- А мы продаемся?

- А как же! Вадим Медведев умудрился предложить нас сразу двум корпорациям – Росатому и Роскосмосу. Друзья, подобной ситуации нет ни в одном моногороде! Ни к кому нет столь пристального внимания, такого отношения, такой повестки нет ни у кого. Поэтому мы и стали в 2016 году лучшим городом среди ЗАТО. У нас собственная повестка дня, мы сами ее формируем. И соответствующая закачка ресурсов идет с трех сторон: двух корпораций и региона. Строительство бизнес-инкубатора, где еще в крае есть такой? Назовите еще один город, в котором есть бизнес-инкубатор, кроме Красноярска? Регион за свои деньги создал нам специализированную структуру по выращиванию бизнесов.

- И что получили мы за три года с момента возникновения этого экономического чуда?

- Двенадцать новых компаний, десять из которых новообразованные. Одна фирма спин-офис ИСС! Вспомните, когда последний раз появлялась «дочка» звездной фирмы? Причем этот спин-офф новой модели, он появился благодаря инициативе специалистов решетневской фирмы, а не руководства. Эти же компании привлекли в город 30 млн рублей в виде грантов. А это рабочие места и зарплаты. Неплохо?! Город не потратил ни рубля, а выгода уже очевидна. А строительство промпарка?

- Он когда-нибудь заработает?

- Уже работает. «Малые космические аппараты» уже разместили свои производства, причем именно по той логике, по которой строился промпарк. Им важно иметь рядом ИСС, им необходима шаговая технологическая доступность. Да, там пока нет того класса чистоты, который есть на ИСС, но это и не гаражное производство.

- А обещанный ТОСЭР?

- Чисто бюрократическая проблема. Звание ТОСЭР можно получить двумя путями: либо как моногород, либо по законам «О Дальнем Востоке» и «О ЗАТО». Мы пошли по второму пути, а Минюст требует идти по программе моногородов. Исправимо. Решаемо.

- Когда же расцветут высокотехнологичные производства в Железногорске?

- Они уже здесь. Думаю, и горожане заметили, что в Железногорск пришли сначала «ГЕТТ-такси», потом «Яндекс-такси», сейчас появился «UBER». Что это значит для бизнеса? Таксомоторные компании скоро будут уничтожены. Глобальные тренды раздавят их за счет своего масштаба. Они работают по всему миру, привлекают деньги инвесторов и могут сколько угодно демпинговать по ценам, доплачивая своим водителям. Рынок ими будет покорен непременно, хотя сейчас они и несут операционные убытки. Зачем простому человеку оператор, автопарк, если можно зайти в специальное приложение в телефоне и заказать такси, минуя посредников? Это и есть высокотехнологичный бизнес. Так что помяни мое слово, скоро местные фирмы такси ждут большие перемены.

- Еще примеры?

- Мое личное мнение - было абсолютной глупостью со стороны ГТС не продаться Ростелекому. Они что, надеются, что РТК не зайдет в город? Зайдет. Ресурсов у него достаточно. Вопрос - сколько стационарных телефонов подключили ГТС в прошлом году? А сколько пользователей интернета? А ГТС сможет выдержать ценовую конкуренцию с РТК? У федеральной компании единственный сдерживающий момент был - отсутствие собственной сети. Они ее построят. Просто стоимость строительства оказалась соразмерна покупке ГТС. Моя ставка: через три года всем городом крепко задумаемся, что делать с ГТС. Не будет у муниципального предприятия средств на технологическое переоснащение. А появится оптоволокно 2.0, которое позволит давать скорость доступа 1 гигабит, что будем делать? Это время не за горами, в Сколково уже пробуют передачу данных терабитами! Я считаю, коллектив сам себе вырыл яму. А потом будет шум.
То же самое с ПАТП и желтыми автобусами. Нашелся новый хозяин, купивший желтеньких. И если единым лотом выставят пассажирские перевозки, не факт, что ПАТП выиграет. Красноярскому бизнесу эти перевозки тоже интересны. Смогут ли наши муниципалы, даже со всей своей гигантской инфраструктурой, конкурировать с краевыми транспортными компаниями? Не уверен.

- Получается, что наши воспоминания о счастливом муниципальном прошлом, собственно, и тянут нас назад?

- Ну да. Взгляни на систему контролеров, которую мы тащим из Советского Союза. Сегодня она абсолютно неэффективна. Неужели нельзя перейти на московскую систему транспортных карт? Приложил, зашел, доехал. Уж в маленьком-то городе сделать такое проще простого! Опять же претензии к ГЖКУ, даже не к качеству работ. ГЖКУ очень много работает и делает лучше, чем в Красноярске. Но они не повышают лояльность к клиенту.
Последний пример – платежки за март. В пятницу вечером разослать платежки. На выходные испортили настроение половине города своей просьбой доплатить несколько тысяч за тепло. Поговорите с клиентом как с человеком, а не как с потребителем. Объясните систему расчета до того, как рассылать долговые обязательства. Ведь придут частники из Красноярска и отожмут бизнес у ГЖКУ. У них тариф на обслуживание ниже на 30-40%, им вкусен рынок Железногорска, и уговаривать людей они уже научились.

- Но вернемся к теме высокотехнологичного предпринимательства. Оно требует специальных преференций?

- Развитие технологического предпринимательства невозможно без изменений городской среды. Если нет современного жилья с современной системой управления, предприниматель не будет здесь жить. У бизнесмена нет времени на войну с коммунальщиками. Ему нужен комфорт. А он складывается из множества вещей: как вы утром поговорили с воспитателем в детском саду, как вернулся из школы ребенок, как сходили вечером в кафе всей семьей. Поэтому мы добудем деньги на реконструкцию улицы Ленина, чтобы в городе было где прогуляться, куда зайти, что-нибудь купить. Главная городская улица станет функциональным центром.

- Громкое заявление. Пока у нас кафешки на Ленина в основном закрываются.

- Предпринимательство – это прежде всего расчет. Вдумайтесь, средняя зарплата в городе 36 тысяч рублей. Экономически активного населения порядка 40 тысяч человек. Это почти 1,5 млрд рублей в месяц. Сколько мы тратим в месяц на развлечения? Допустим 10% - 150 млн рублей в месяц. И где эти деньги? Правильно, в Красноярске! Мы ездим туда в рестораны, кинотеатры, развлекательные центры, боулинги и так далее. Ежемесячно мы субсидируем экономику Красноярска на 150 млн рублей. В год - больше, чем на полтора миллиарда. Так, может, лучше эти деньги оставлять в своем городе? Или кус маловат, чтобы пошевелиться? Неужели нельзя найти свою нишу для бизнеса? А за тряпками куда мы едем, где деньги оставляем? Там же, в Красноярске! В здании «Силуэта» был отличный обувной магазин. Город стал жить лучше, а магазин остался в эконом- сегменте. В результате железногорцы поехали в «Карло Пазолини» в краевой центр. Кто виноват? Сами виноваты.

- Обидно, наверное, предпринимателям. Но правда в твоих словах есть.

- Сейчас и горожан обижу. Трэшевую вещь скажу, за которую могут помидорами закидать. Езжу по нашим дорогам и думаю: в городе нет сквозного проезда - ни федерального, не регионального. Значит, 90% наших дорог раскатываем только мы. Кроме нас никто эти дороги не эксплуатирует. Так давайте воспользуемся правом на самообложение, и сделаем дороги платными. Подожди орать! Может быть, проще отдать 1000 рублей в год налога, чем тратить 5 тысяч на ремонт подвески? В городе более 30 тысяч автомобилей. А этот налог даст как минимум 30 млн рублей. Такую же сумму внесут регион и Федерация. На мой рубль придет еще два, и мы сделаем нормальные дороги. Взимать плату легко - на въезде в город есть КПП. Этими средствами мы будем распоряжаться сами. Не будем зависеть от проведения конкурсов, от Минфина, который перечисляет деньги в декабре и требует класть асфальт на снег. Не верим чиновникам? Создадим муниципальный фонд, выберем наблюдательный совет из бизнесменов, которые понимают в ремонтах. И будем сами контролировать и толщину асфальта, и всю технологию укладки. Тогда получим нормальные дороги. Гундеть: «Какая власть, такие и дороги» - по определению проще. Но мы хотим жить или гундеть?

- Отдает сказками о том, что нам все по плечу.

- Но ведь так оно и есть. Вот, например, город Суворов, Тульская область. 19 тысяч населения. Рейтинг мэра на последних выборах - 94%. В статье «Экономика» краеведческий музей на первом месте. Стратегия Суворова – город счастливых людей. Граждане вовлечены в жизнь города на 100%. Предприниматель там купил 20 недостроенных домов с аукциона за 150 тысяч рублей. Сейчас они достроены и БЕСПЛАТНО предоставляются новоселам на одном условии. Переезжайте туда на ПМЖ, занимайтесь ремеслами и увеличивайте туристическую привлекательность территории. Мэр там красавчик! Он лично проводит все мероприятия. Даже уху варит вместе со всеми.

- Нам тоже пора начать варить уху? Что необходимо делать в первую очередь?

- Меняться! Необходимо перестроить отношение к промпарку. Город всегда относился к нему как к региональному проекту - «Край строит». Надо менять отношение. Вечно на оборонзаказе не просидим. Нужен новый бизнес. Город хорош для отработки бизнес-моделей. Но нельзя на этом замыкаться. Нужны амбиции. Локальный бизнес всегда обречен на поражение в конкурентной борьбе. Зайдет крупная сеть - и местный бизнес посыплется. Нужно покорять мир, и в этом залог успеха. Пример: Сергей Петров и его «Русский алюминий». Разместил производство алюминиевых порожков в Железногорске, но зарабатывает он не у нас. Он торгует по всей Европе! Мы сейчас сопровождаем фирму по производству высокочастотных кабелей. И их ориентируем на внешние рынки. Оставаться просто придатком, обслуживающим нужды ИСС, - обрекать себя на поражение. Ищите применение своим кабелям в медицине, транспорте, морском деле. Ищите! Надо развивать третий сектор экономики. Человеческий капитал здесь есть, в концентрированном виде. Используйте его! Стройте модель своего бизнеса и масштабируйте его!

- Евгений, вас же четверо учится по программе ВЭБ? И вы этой четверкой мушкетеров хотите взбаламутить целый город?

- Нас больше. Четверо учится по программе ВЭБ, но нас больше. Представь себе озерную гладь. Брось большой камень - всплеск, волна и тишина. Пусть будет много маленьких камешков, от которых пойдут круги по воде, они будут пересекаться, сливаться и дополнять друг друга. Вот так и мы хотим - по чуть-чуть изменять жизнь Железногорска, потому что пришла пора!

Беседовал Михаил МАРКОВИЧ
Комментарии
28 апреля 2017 / Горбанько Ирина
Интересно, господин Гетц понимает о чем говорит? Если бы он разбирался в вопросах транспорта, то знал, что перевозчик из Красноярска, который выиграл межгород, вот уже несколько месяцев не выполняет условия контракта, создавая местной власти и железногорцам головную боль. Что касается ГЖКУ, пусть господин "бла-бла-бла" обратит свой взор на Красноярск и на проблемы, которые сегодня поимели жители с банкротсвом крупнейшей компании ЖКХ. Кто отожмет бизнес у ГЖКУ? Вы, господин хороший, поразбирайтесь в проблеме, чтобы вещать со страниц муниципальной газеты. Полная некомпетентность в вопросах бизнеса. За время работы КРИТБИ, сколько резидентов появилось в Промпарке? Кластер? А в знаете, что он обречен на пустоту? ГТС зря не продался Ростелекому? Слушайте, господин либерал, вы хотите потерять свое рабочее место? Или вам это не грозит, потому что вы нужны для сотрясания воздуха и вброса в железногорское общество "нужной" информации? Прежде чем давать оценки, следовало бы погрузиться в существующие проблемы и пообщаться с умными людьми из муниципалитета. Да, и погуглите, что такое моногорода. Железногорск - не моногород, во-первых, он просто пытался войти в эту программу, чтобы получить дополнительные деньги на развитие. А вы про премьера и его земельный участок. Глупость несусветная. Некомпетентность - вот вывод из того, что вы говорили.
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения