Пятница, 29 Марта, 2024
Железногорск, Красноярский край

Открытая Финляндия (заключительная часть)

22 декабря 2016 / Общество / 0
Каким образом Saanio&Riekkola удалось получить согласие жителей муниципалитета Эурайоки на то, что рядом с ними будет построен потенциально опасный ядерный объект?

Спросили железногорские журналисты Тимо Сеппяля, старшего советника компании, имея в уме, что в большинстве случаев в разных странах такие процессы проходят весьма непросто. Есть сторонники ядерной энергетики, есть ее ярые противники, есть колеблющиеся. Финн ответил сначала довольно общей фразой: «Мы провели серию открытых мероприятий, на которых можно было задать интересующие вопросы». В качестве иллюстрации кивнул на слайд-презентацию, где расположились фото со школьниками, исследующими природу и проводящими химические опыты, «мероприятия на рыночной площади Эурайоки» от компании Posiva и «мероприятия для соседей в Олкилуото». На первый взгляд, маловато. Но картину дополнила статистика, а впоследствии интервью с жителями, и стало понятно, что проделана титаническая работа по просвещению населения. Такая по-европейски опять же планомерная, очень дидактичная.

Судя по статистике, озвученные мероприятия дали эффекта всего лишь на 5 процентов. Главными источниками информации и доверия для местных жителей оказались газеты (почти 40%) и брошюры (22%), интернет уместился в 10 процентов. К печатным СМИ в Финляндии уровень доверия довольно высокий. (Кстати, как потом выяснилось на лекции от известной консалтинговой фирмы VTT, играющей не последнюю роль в атомной энергетике Суоми, на первом месте по уровню доверия финнов находится полиция (!), а на последнем - политические партии). Ну и самое главное - открытость, открытость и еще раз открытость, несколько раз подчеркивал Тимо.

Железногорским журналистам удалось пообщаться с жителями Олкилуото - это как наш Подгорный, всего 6 тысяч населения. Первые же финны, встреченные телевизионщиками на улице - ну явно не подставные! - охотно поделились своим мнением: про ядерный объект, естественно, знаем, считаем, что он безопасный, наш муниципалитет богатый из-за расположения на его территории АЭС, а также будущего объекта по захоронению радиоактивных отходов. Не, не боимся! В общем, даже очень похоже на менталитет железногорцев, впитавших с молоком матери устойчивость ко всякого рода ядерным страшилкам.

Финны вообще удивительно спокойный народ, с таким хорошим европейским линейным мышлением. Потом мы еще и еще беседовали с рядовыми представителями бывшей российской окраины, и поразило их искреннее удивление - а чего бояться, если все максимально открыто и прозрачно, никто ничего не скрывает, на объект организованы экскурсии, и там все подробно объясняют про ту самую безопасность и даже фильмы показывают...

И уже совсем завел в тупик железногорцев представитель АЭС, очень похожий на Конара Макгрегора, встречавший нашу делегацию в информационном центре Олкилуото и сопровождавший на АЭС вплоть до демонстрационного тоннеля. Поверг в шок, конечно, не своей схожестью с известным ирландским бойцом смешанных единоборств, а тем, как он ответил на вопрос, имеются ли какие-либо льготы для работников АЭС, работающих на ядерно-опасном объекте? «Нет, - удивился «Макгрегор», - у нас просто высокая зарплата и просто ядерный объект. Не опасный».

Так что же, в конце концов, выиграли жители, когда разрешили расположиться рядом пусть, хорошо, не опасному, но ядерному объекту? Во-первых, самым первым условием муниципалитета (читай, жителей) было то, что надо бы уважаемой компании отремонтировать усадьбу Вуойоки - архитектурный комплекс в стиле ампир, он считается одним из наиболее выдающихся достижений архитектуры Финляндии. Может, не самый красивый, но пользуется популярностью среди туристов замков-имений страны. Сразу после ремонта (раньше это был дом престарелых) здесь расположились многофункциональный центр, ресторан, гостевой и туристический комплекс, который в том числе организовывает экскурсии в информационный центр АЭС Олкилуото. В последнем, кстати, больше похожем на Красноярский КИЦ по масштабу, оборудованном по последнему слову техники и дизайна, посетители узнают о работе атомной станции и собственно подземной лаборатории. Минимальный размер группы - 10 человек. И недостатка в экскурсиях нет, мы так поняли, судя по радостно галдящим школьникам.

Отремонтированная усадьба, конечно, осталась в собственности муниципалитета. И соответствующий доход в бюджет. Плюс налоговые поступления от ядерного объекта, возможность трудоустройства на высокотехнологичное производство. Управляющая этой самой усадьбой Эурайоки Кати рассказала нам в интервью - да, молодежь вынуждена уезжать учиться в большие города на инженеров. Но потом все возвращаются обратно, потому что работать на АЭС здесь считается очень престижным. (Так-то там только сельское хозяйство остается!) У нас не настолько радужно с молодежью, которая не спешит, получив образование, приехать в Сибирь…

В общем и целом, сделали мы вывод, у финнов есть чему поучиться. Больших секретов они нам, конечно, не раскрыли, но направление задали - открытость в диалоге с населением. Это то, чего нам действительно не хватает.
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения