Четверг, 28 Марта, 2024
Железногорск, Красноярский край

Гасконь, Париж, друзья, надежды, грезы...

24 октября 2020 / Культура / 0
Театр оперетты открыл новый 63-й сезон премьерой мюзикла «Три мушкетера», в котором звучит легендарная музыка Максима Дунаевского. И впервые за много лет, кроме привычных железногорскому зрителю танцев и вокальных номеров, на главной сцене города происходил настоящий экшн с драками и поединками на шпагах.

Ставить премьеру пригласили молодого столичного режиссера Николая Панина. И он признался, что не сразу согласился работать над спектаклем, сюжет которого отлично известен по фильму с Михаилом Боярским в роли отважного гас-
конца.

- Конечно, я понимал, что зрители станут сравнивать. Спектакль всегда будет вторичен, но мы решили рискнуть, потому что не было цели переплюнуть киноленту. У нас разные жанры. Не ставил задачи соперничать с фильмом - наоборот, в каком-то смысле мы решили взять его в союзники. Также я уверен, что у железногорской публики есть любимые артисты, и зрители идут посмотреть на то, как тот или иной образ они воплотят, - считает режиссер.
Подготовка к премьере шла в условиях ограничений, поэтому, по словам Николая Панина, репетировали актеры в масках, зачастую половиной состава.

Дуэлянты, забияки

В мюзикле много массовых сцен, и уже не в первый раз не хватило артистов на мужские роли. И поэтому практически всем пришлось выступать в двух составах. Это Иван Слуцкий (д’Артаньян), Сергей Китаев (Портос), Максим Карчуганов (Атос), заслуженный артист РФ Николай Алексеев (король Людовик XIII), Виктор Бояринов (кардинал Ришелье), Антон Кирса (Герцог Бекингем). Роман Ридзель исполнял сразу две роли (Де Тревиль и Бонасье).
Из-за болезни артиста Сергея Хихича партию Арамиса срочно пришлось учить Максиму Бутычу. Поэтому графа Рошфора вместо Максима играл и вовсе дебютант - постановщик сценических поединков на шпагах Вячеслав Писаренко. Ему также доверили исполнять и роль Де Жюссака.

- Я хоть раньше и выходил на сцену, но не в качестве актера такой масштабной постановки, - признался Вячеслав. - Это было очень волнительно. Тем более изначально меня пригласили совсем для другой работы. Надеюсь, мои герои получились.

О своей работе с труппой мастер шпаги рассказал, что самым сложным было даже не собственно научить актеров эффектно фехтовать и сходиться в рукопашных схватках, а уложится в сроки. На репетиции поединков было отведено всего три недели. Плюс Вячеслав Писаренко провел несколько тренировок до начала основной работы над спектаклем - научил артистов базовым стойкам, перемещениям, атакам и защите. Красноярский специалист обращал внимание не только на красоту и зрелищность приемов, но и на соблюдение техники безо-пасности. У всех шпаг на клинке есть обязательная защита, а если действовать неаккуратно, можно нанести существенные повреждения. Но как рассказали актеры, на репетициях страдали в основном корзины и другой реквизит.

- Уже имея некоторый опыт постановки сцен боев и поединков, могу отметить: тем, кто занимается танцами, легче освоить искусство сценического фехтования. Поэтому артистам балета, которые участвовали в массовых сценах, оказалось немного проще драться, чем исполнителям главных ролей. Здесь приятно удивил Сергей Китаев, он просто шикарен! Не только фехтование, но и драки освоил быстрее остальных, - отметил Вячеслав Писаренко.
Сам же исполнитель роли Портоса перед премьерой переживал, что сложно сыграть настоящую дружбу. И во время репетиций он отметил, что эта постановка не только о приключениях четырех друзей, но и о верности, чести, доблести и мужском слове. Тех качествах, которые, к сожалению, в современном мире встречаются все реже, когда один за всех и все за одного.

Королева одна, жертва злобной молвы

Немного смутило зрителей начало спектакля. Не все сразу поняли, что молчаливый старик (его играет начальник железногорской «Атом-охраны» Евгений Шерстнев), который наблюдает за приключениями мушкетеров, это д’Артаньян в старости. И повествование построено на его воспоминаниях. Но уже с момента, когда молодого гасконца провожает в Париж его отец (играет Александр Потылицин), все встает на свои места.

В центре сюжета - история с алмазными подвесками королевы Анны Австрийской (Валерия Зеленская, Нелли Оводова). Сразу хочется отметить: королевы получились разные, и какая из актрис больше раскрыла образ гордой испанки, решать, конечно, зрителю. Кроме этого, конечно, не обошлось без козней его высокопреосвященства, Марлезонского балета, трагической смерти Констанции, попытки отравления мушкетеров в трактире, где произошла одна из самых эффектных драк, осады Ла-Рошели и вынесения приговора Миледи. Главная злодейка Франции предстает в образе роковой брюнетки (Наталия Рон) и холодной расчетливой блондинки (Елена Вырезкова). Ольга Зайцева в роли Аббатисы скрупулезно скопировала жесты и мимику с экранной героини, но смотрится все это вполне органично. Зрители отметили, что Татьяна Летавина в роли Констанции внешне очень похожа на Ирину Алферову. По признанию актрисы, ей было непросто передать одновременно скромность и страсть.

- Мне всегда казалось, что Констанция хрупкая и нежная, и мы с ней в этом похожи. Но на деле она не такая. Надо было это так преподнести, чтобы не переусердствовать, но в то же время показать зрителю, что с д’Артаньяном она все время находится в легком флирте, - объяснила актриса.

Отдельно хочется отметить работу хора и балета. Удивило, что артисты хора не только исполняли вокальные партии, но и танцевали, причем ничуть не хуже, чем профессионалы труппы. И массовка в постановке нисколько не отвлекала от основного действия, а очень органично вписалась в него.
Судьбе не раз шепнем: мерси боку!

Мало кто знает, что пьеса по произведению Александра Дюма впервые была поставлена в 1974-м, а знаменитый советский фильм вышел только четыре года спустя. Со сцены прозвучали хиты: «Констанция», «Марш гвардейцев кардинала», «Молитва королевы», «Песня о дружбе», «Есть в графском парке черный пруд» и другие. Тогда же зрители услышали и композиции, которые не вошли в киноленту - песню кармелиток, дуэт Аббатисы с Миледи и финальное соло помощницы Ришелье перед казнью.

И знаменитому «Пора-пора-порадуемся» зрители тоже подпевали. Эта композиция и была написана специально для фильма, в первом варианте музыкального спектакля ее не было. Но без нее история о дружбе четырех друзей, согласитесь, была бы неполной.

У железногорцев еще будет возможность посмотреть спектакль, очередной показ запланирован на 18 ноября.

Екатерина МАЖУРИНА
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения