Вторник, 12 Ноября, 2019
Железногорск, Красноярский край

Союз борьбы

7 октября 2019 / Есть тема / 0
Ежегодно ко Дню учителя наша газета готовит публикации о педагогах. Тема благодатнейшая. Мы представляем портреты заслуженных учителей, рассказываем о молодых специалистах, а также освещаем проблемы, которых в российском образовании немало. На этот раз поводом для статьи послужило известие о том, что в Железногорске появилась новая общественная организация под названием «Союз молодых педагогов».

Цели и задачи

Инициатор создания союза Наталья Шабалова работает учителем начальных классов в школе 106. Активная жизненная позиция Натальи уже известна пользователям соцсетей. В конце августа она опубликовала в городских пабликах фотографии квартиры, которую ей выделила мэрия. Кроме того, что помещение явно нуждалось в ремонте, на нем еще висел внушительный долг за коммунальные услуги от прежних жильцов. По словам Натальи, с подобными проблемами столкнулись еще несколько молодых учителей, которые приняли предложение Управления образования приехать на работу в Железногорск. В основном из-за того, что им пообещали предоставить жилье.

После вмешательства депутатов вопрос с долгами урегулировали, а вот приводить квартиру в порядок учительнице пришлось на свои средства. Чем была и возмущена Наталья. ГЖКУ даже розетку починить там не может сегодня, ведь все счета предприятия арестованы.

Надо сказать, что горожане неоднозначно отнеслись к ситуации. Некоторые посчитали претензии педагога необоснованными. В городе 20 лет никак не решалась проблема с жильем для работников образования, люди, снимавшие чужие углы или проживавшие в общежитиях, были рады любой квартире. Другие железногорцы возмущение учительницы одобрили.

По словам Натальи Шабаловой, именно для борьбы за свои права и был создан ею Союз молодых педагогов.

- Цель нашей общественной организации - всесторонняя помощь молодым специалистам: правовая, социальная и методическая. В этом особенно нуждаются приезжие, - говорит Шабалова. - Администрация города и управление образования нашу инициативу поддержали, поскольку с помощью союза можно привлекать в город новые кадры для школ. В этом году наш проект «Привлечение и адаптация молодых специалистов в образовательных организациях ЗАТО Железногорск» получил грант ГХК «ТОП-20». В основном средства были потрачены на транспортные расходы, чтобы провести экскурсии по городу и рассказать о возможностях нашего образования. И результат: к новому учебному году приехали семь выпускников педагогического колледжа. В союзе уже состоит 77 специалистов - подписчиков нашей группы в «ВКонтакте». У нас большие планы. Мы размещаем различные методические разработки в паблике, но хочется создать методический кабинет, чтобы, например, передавать друг другу дидактические материалы к урокам. Тем, кто только пришел работать в школу, необходима помощь.

Чем бы дитя не тешилось?

Можно было бы порадоваться за железногорское образование, и на этой оптимистичной ноте поставить точку. Однако газета решила уточнить некоторые детали, касающиеся новой общественной организации. К примеру, имеются ли у Союза молодых педагогов юристы, которые могут оказать правовую поддержку начинающим учителям, и зачем брать на себя функцию социальной защиты, если есть профсоюз учителей?

Наталья Шабалова ответила, что своего юриста в организации нет, но поскольку союз тесно работает с профсоюзом педагогов, то там и может быть оказана правовая поддержка.

- Непонятно, чем права молодого учителя отличаются от прав учителей со стажем, - удивился заместитель главы города по социальным вопросам Евгений Карташов, комментируя целесообразность создания Союза молодых педагогов. - С другой стороны, действительно, есть проблема с приглашением и закреплением молодых специалистов. Однако не ясно, кто же с ними должен работать. Такой же молодой учитель, который также ничего не понимает? Если так, то я сомневаюсь, что будет серьезный толк. Сам по себе прецедент создания союза даже чем-то банален. Хотят молодые учителя встречаться - пускай делают это в клубе по интересам. Есть разные конкурсы, гранты, по которым они могли бы привлекать средства и тусить. Но если научить молодых ребят просто клубиться, то от этого ничего не изменится. Необходима молодежная программа на муниципальном уровне.

Ресурса нет

Декларация о социальной поддержке, которую собирается оказывать учителям Союз молодых педагогов, выглядит и вовсе неубедительной. На важном социальном аспекте - зарплате, на уровень которой постоянно жалуются учителя, Наталья Шабалова внимание почему-то не акцентировала. По ее словам, зарплаты молодым специалистам, дескать, хватает, они довольны.

Но председатель профсоюза учителей Железногорска Татьяна Шаповалова подчеркнула, что сегодня молодой учитель получает чуть больше технички. После того как уровень МРОТ подняли, зарплата увеличилась только у обслуживающего персонала школ. И эта социальная несправедливость, несомненно, влияет на то, что молодежь в школе работать не хочет.
- В этом году в Железногорск приехали 7 молодых учителей начальной школы и 9 молодых учителей-предметников, - говорит Татьяна Сергеевна. - Хорошо, если через год из них останется работать 50 процентов. Указы президента выполняются за счет самих учителей - педагогам подняли оклады, но стимулирующие выплаты срезали, ведь фонд заработной платы остался прежним.

Вторую важнейшую социальную проблему - жилье для педагогов - общественная организация решать не сможет. Это вопрос уровня директоров школ и заместителя главы города по социальным вопросам. Поэтому обещать и рассчитывать на то, что общественная организация, какие бы благие цели в ней не декларировались, станет панацеей от всех болезней, не стоит. У нее просто нет для этого полномочий и ресурса.

Нужен ли ликбез для началки?

Впрочем, и Евгений Карташов, и Татьяна Шаповалова считают, что инициатива заслуживает внимания и поддержки. Хотя бы потому, что союз может поддержать молодых специалистов в период адаптации. Ведь ожидания выпускников педколледжей и вузов не всегда совпадают с действительностью.

По словам Натальи Шабаловой, диссонанс возникает еще и в связи с разными взглядами работодателей и профессиональных образовательных организаций на то, каких специалистов сегодня хотят видеть в школе. Например, Наталья утверждает, что в колледжах сегодня будущих педагогов не учат, как обучать детей читать! Этого, якобы, нет в программе. А дети в первый класс приходят с разным уровнем дошкольной подготовки, и всегда есть несколько ребятишек, кто даже букв не знает.

- Я разработала две образовательные программы и реализую их на базе Станции юных натуралистов, - рассказала молодой педагог. - В том числе обучение чтению через объекты живой природы. На платной основе - это к вопросу о нехватке денег, можно ведь что-то и свое сделать. Девочки уже были на моих занятиях и собираются их посещать. Я хотела бы также организовать ряд вебинаров для молодых специалистов. Это не подмена функции методических объединений, а только их дополнение, - заверила Наталья.

Получается, что в начальных классах наших школ сегодня работают молодые педагоги, которые НЕ УМЕЮТ УЧИТЬ детей ЧИТАТЬ!

Заявление Шабановой показалось нам сомнительным. Екатерина Шмигерина, учитель начальных классов школы 98, приехавшая в Железногорск из Кемеровской области, рассказала, что в Новокузнецком педколледже, который она оканчивала, был специальный предмет «Методика преподавания чтения младшим школьникам». Мы позвонили в Красноярский педагогический колледж №1. Дмитрий Пунтус, заместитель директора учебного заведения, удивился нашему вопросу. Обучение детей чтению - это основная задача учителей младших классов, заверил Пунтус.

Чтобы полностью составить представление о Союзе молодых педагогов, мы поинтересовались, кто же подписан на одноименную группу во «ВКонтакте». Напомним, Наталья Шабалова заявила, что все они являются членами союза. Из семидесяти семи подписчиков какая-то часть, наверное, действительно молодые учителя, но значительный процент участников группы совершенно точно к школе отношения не имеют. И молодыми их назвать можно с натяжкой. Большой.
Конечно, молодым всегда у нас дорога, и все инициативы, особенно под модными трендами, власть приветствует. Но всегда ли эти инициативы в интересах общественных?

Марина СИНЮТИНА
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения