Четверг, 25 Апреля, 2024
Железногорск, Красноярский край

«Бережливая поликлиника» призвана улучшить медицинское обслуживание

22 февраля 2018 / Есть тема / 1
Что такое «Бережливая поликлиника», и как этот проект реализуется в нашем городе? На вопросы «ГиГ» отвечает Дмитрий Чургель, начальник отдела научной организации труда (НОТ) и внедрения ПСР-проектов ГХК.

- Дмитрий Вячеславович, что представляет собой проект «Бережливая поликлиника» в Железногорске?


- Проект стартовал в России в 2016 году по распоряжению руководителя госкорпорации «Росатом» Алексея Евгеньевича Лихачева. В Железногорске с 2017-го его реализует ГХК совместно с КБ-51 и ФМБА России. Результатом должно стать улучшение качества оказания услуг в детской и взрослой поликлиниках с применением производственной системы «Росатома». Постараюсь объяснить, что это за система такая. ПСР - совокупность организационно-технических инструментов, направленных на то, чтобы услышать пожелания заказчика (в нашем случае - населения) и исключить все виды потерь. ПСР нацелено на снижение и устранение прежде всего временных потерь, если мы говорим о поликлинике. Речь идет о сокращении пребывания пациента в медицинском учреждении. Данный проект успешно реализуется в городах госкорпорации, очередь дошла и до Железногорска. Перед тем как принимать конкретные решения, к нам приезжали два консультанта из Росатома, они изучили текущее состояние процессов в городских поликлиниках и выдали рекомендации. По результатам их совместной деятельности с ФМБА и ГХК было открыто шесть проектов - по три на каждую поликлинику.

- Какие улучшения ждут взрослых пациентов?

- Начну с проекта по совершенствованию работы регистратуры. Жители города, кстати, уже могут оценить внешние преобразования, в регистратуре и холле поликлиники проведен ремонт. Но впереди еще одно глобальное изменение - регистратура должна стать единым информационным центром. Наша главная задача - сократить период пребывания пациента в этой зоне и уменьшить время повторного обращения к врачу либо исключить таковое вовсе. Что уже сделано? В настоящее время объединены несколько картотек. В холле возле лифтов теперь размещаются регистратуры ГХК и ИСС. Создано расширенное картохранилище, теперь оно находится в отдельном помещении - таковы современные требования. Установлены новые стеллажи взамен прежних неудобных и громоздких выдвижных ящиков, которые кроме всего прочего еще и травмоопасны. Вот, пожалуйста - уже экономия времени. Еще одним новшеством является организация колл-центра. Его эффективную работу уже успели оценить многие горожане.

- А в кабинетах врачей что-то изменится?

- Конечно, наши усилия направлены в том числе и на улучшение функционирования процедурных кабинетов. В частности, там, где происходит забор крови. В этом случае перед нами была поставлена конкретная задача - сократить длительность процесса данной процедуры. Ведь именно здесь консультантами было выявлено наибольшее время ожидания пациентами. Людям приходилось сидеть в очереди до 80 минут! Было принято решение достигнуть 12-минутного показателя. Для этого мы провели перепланировку кабинетов. Она практически завершена и предусматривает одно рабочее место для сотрудника, который будет осуществлять прием пациентов и разводить их далее по двум кабинетам с четырьмя рабочими местами для медсестер. Выход из кабинетов - мимо регистратора. Таким образом, максимальная эффективность достигается за счет увеличения пропускной способности. Также предполагается, что на забор крови можно будет записаться на определенное время.
И несколько слов о третьем проекте взрослой поликлиники - повышении результативности при диспансеризации. Нельзя забывать, что это очень серьезное направление, где эксперты Росатома также выявили проблемы. Прежде всего, как ни странно, все то же длительное ожидание в очередях. Не секрет, что на диспансеризацию горожане тратили вплоть до нескольких дней. Не у всех хватало терпения пройти весь этот путь до конца. А такая ситуация ведет к прямым финансовым потерям ФМБА! Сегодня мы уже можем говорить о сокращении времени, которое произошло только за счет оптимизации организационных процессов. И в данном случае это не связано с дополнительными денежными затратами. Ремонт и закупка какого-то оборудования не требуются. Только организовать процесс по-новому!

- Когда система заработает?

- Мы должны закончить к 30 марта. К этому сроку будет выполнен окончательный анализ функционирования в новых условиях. А собственно ремонтные работы завершатся в конце февраля. Сейчас во взрослой поликлинике проводят расклейку навигации, чтобы пациентам было проще ориентироваться, в какую сторону направляться. Для этих же целей служит информационное табло на первом этаже, второй монитор находится возле «промышленной» регистратуры.

- Что изменится в детской поликлинике? Ремонт там идет очень активно.

- Действительно, с декабря и до сих пор там ведутся масштабные работы силами дочерних предприятия ГХК - СМРП и ПРЭХ. Здание детской поликлиники 1958 года постройки, поэтому к изменениям подрядчики подошли со всей серьезностью.

Понимаю, что врачам и родителям с детьми не очень комфортно находиться в ремонте. Но замечу, приемы не прерываются, многие специалисты переехали на другие этажи. Строителям тоже нелегко, но они стараются по возможности уменьшить уровень шума и пыли и призывают жителей с пониманием отнестись к происходящему.
Теперь перейдем к организационным процессам. Предполагается модернизировать связь врач-медсестра. Цель этого изменения - также сокращение времени пребывания в поликлинике. Удобства появятся, начиная от входа в здание - например, теплая колясочная. Не избежит перепланировки и регистратура. Там так же, как и во взрослой поликлинике, будет отдельное помещение для медицинских карт. К слову, пациенту не придется самому носить по кабинетам свою карточку.

- Много жалоб от мамочек на неудобное расположение кабинетов.

- Изменения коснутся и этого сегмента. После ремонта в правое крыло первого этажа переместятся кабинеты хирурга и невропатолога. К этим специалистам идут с травмами и маломобильные пациенты, и им очень затруднительно подниматься наверх. Ремонт санузлов также сделаем с учетом данных групп населения. Кроме того, в детской поликлинике появится (пока один) образцовый кабинет педиатра. Это не музей, как многие могут подумать, в котором ничего нельзя трогать - только смотреть, а действующий кабинет врача. По аналогии впоследствии планируется переоборудовать все помещения для детских участковых. Основной упор будет сделан на эргономичность как для медиков, так и для пациентов. В будущем по возможности оснастим современным оборудованием для измерения роста, веса и т.д., что тоже призвано сократить время приема без ущерба качеству.

- В детской поликлинике те же проблемы с прививочным кабинетом, что и во взрослой, согласитесь?

- Да, это отдельное направление - организация деятельности прививочного кабинета, то есть сокращение времени на прохождение вакцинации. Проблемы те же, что и везде: большие очереди и длительное время нахождения в кабинете. А все из-за нерациональной организации рабочего места процедурной медсестры, которой приходится бегать в соседнее помещение за карточкой. И здесь к временной задержке добавляется открывание-закрывание дверей. Что не очень хорошо для прививочной, так как эта зона должна быть максимально чистой. Для исправления вышеназванных недочетов картотеку оборудуем в смежном кабинете, и помощь процедурной медсестре окажет отдельный сотрудник, который займется исключительно бумажной работой. Возле прививочного кабинета появится развлекательная зона - локация, где дети смогут порисовать, посмотреть мультики.
Вообще проект «Бережливая поликлиника» применительно к детской можно охарактеризовать как «дружелюбная поликлиника». К радости детей, да и взрослых, на стенах появятся веселые рисунки. Планируем отдельный кабинет матери и ребенка, где можно уединиться для кормления или переодеть малыша.

- Перемены, судя по вашим словам, предстоят грандиозные. Планируете ли поддерживать обратную связь с населением после внедрения системы ПСР Росатома в медицинскую сферу?

- Конечно! Мы проводили анкетирование пациентов и врачей двух поликлиник, для того чтобы понять, где слабые места. Например, выяснилось, что по 5-балльной шкале удовлетворенность деятельностью кабинета забора крови составила, если не ошибаюсь, 2,4 балла. После окончания всех преобразований запустим анкету снова - обязательно выясним, как реально работает «Бережливая поликлиника» в условиях медицинского обслуживания населения, и есть ли недочеты. Все это делается, чтобы реально улучшить поликлиническую службу в Железногорске.

Беседовала Екатерина МАЖУРИНА
 
Комментарии
24 февраля 2018 / zx0335zx@yandex.ru
такие оптимизаторы не отличают врачебный кабинет от процедурного, журналист тоже должен хоть немного понимать в теме
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения