Среда, 24 Апреля, 2024
Железногорск, Красноярский край

Лучшая работа в мире!

21 октября 2021 / Лица города / 0
Профессия педагога во все времена была и остается одной из важнейших в обществе. Ведь именно от его работы зависит будущее наших детей. И каждый  наверняка помнит школьные будни и любимых учителей.

В лицее №102 уже 28 лет учит детей английскому языку Елена Труфанова. Она точно знает, как заинтересовать ребят и найти подход к каждому ученику.
- Елена Александровна, почему вы выбрали именно эту профессию?
- Учителем я быть не хотела. Я хотела быть актрисой, как и многие девчонки тогда. Эта моя мечта частично сбылась — здесь, в школе, у меня есть театр, где я режиссер и учу детей актерскому мастерству. А когда поступала в институт, то сказала, что в школе работать не буду никогда! Стану переводчиком и буду переводить интересные тексты. Когда это щелкнуло, честно не знаю. Наверное, на первой практике, когда я увидела, что вообще-то это интересно! У меня много увлечений: театральная студия, клуб интеллектуальных игр, тайное общество читателей книг в классе. Мы все время что-то с детьми затеваем. И на самом деле не важно, что ты преподаешь, главное - это они, эти самые прекрасные дети, которые к тебе приходят. Это ощущение пришло с годами. Когда ты общаешься с детьми на равных, делаешь что-то интересное вместе, результат всегда впечатляет. Дети - это лучшее, что создано Господом!
- С чего начался ваш педагогический путь?
- Я начала работать в школе в девяносто втором году. В тот год отменили распределение: перестройка, в стране непонятно что происходило. И меня, наверное, единственную со всего потока, занесло работать не куда-нибудь, а в сельскую школу в поселке Манский. Туда, где я научилась преподавать не только английский, но и русский язык, литературу, окружающий мир, музыку, физкультуру. В общем, все, кроме физики, математики и химии. Это был совершенно потрясающий опыт, потому что там не было такого количества бумаг, и можно было делать то, ради чего все и затевалось, то есть учить детей. Это была маленькая сельская школа, и жизнь всего поселка крутилась вокруг нее. И это было потрясающе! Хоть и работали мы там иногда без зарплаты, на голом энтузиазме. А в сто второй я уже двадцать два года. И это моя школа. 
- В каких классах вы преподаете английский?
- Я учу ребятишек со второго по одиннадцатый классы. У нас в школе сохраняется такая преемственность: нет такого, что одни учителя учат маленьких, другие старших. Берешь детей, носики им вытираешь, в игры играешь, песни поешь, танцуешь. А потом он в одиннадцатом классе, такой взрослый, красивый, произносит у доски монолог, и ты думаешь: «Боже мой, это я научила ребенка так говорить по-английски!» И всегда есть обратная связь от выпускников. Те, кто в столице учатся, часто курируют какие-то иностранные делегации, одна выпускница была волонтером на чемпионате мира по футболу. Один ученик – по совместительству мой старший сын – работает в Институте физики, у них постоянно какие-то проекты; сейчас с Австралией делают что-то про акустику. И вот эта английская база помогает жить и работать. Мне не стыдно за своих выпускников, они все «говорящие». Дети не теряются в этом мире.
- Неужели можно научить каждого ребенка говорить по-английски?
- «Можно привести коня на водопой, но нельзя заставить его пить». Поэтому самое важное - это чтобы была мотивация. Мы много играем, например, в кафе: создаем ситуацию реального общения, а не просто учим диалоги и наизусть рассказываем. Также я использую театральные приемы из курса актерского мастерства, которые развивают память, внимание и главное – способности к коммуникации. Мне хотелось бы, чтобы ребята на уроках действительно общались, а не проговаривали заученный материал. Плюс у нас есть выездные погружения. Раз в год мы едем в лагерь «Горный» на сутки-двое, и с того момента, как мы туда приезжаем, мы разговариваем только по-английски, даже в бытовых ситуациях. Всегда есть какая-то тема, например, космическая. Погружение «Путешествие на Марс» было синтезом английского, физики, космонавтики и химии. Дети разрабатывали и строили макеты жилого модуля на Красной планете, и мы пригласили сотрудников Института физики и АО «ИСС» оценить работы. Они на английском языке задавали вопросы, а наши ребята отвечали, и справились все достаточно хорошо. Во время таких погружений дети понимают, насколько важно знать язык, и у них появляется мотивация.
- За 28 лет работы в школе появлялись мысли сменить профессию? Ведь быть учителем - непросто.
- Мне предлагали работу, непыльную и высокооплачиваемую. Но я сразу ответила категорическим отказом. Мне кажется, профессия учителя вообще не про это, и не хочется обсуждать денежные темы. Учителей как-то принято жалеть, что мы такие бедные, несчастные, работа тяжелая и неблагодарная, финансово не окупается. И пусть высокопарно прозвучит, в моем случае речь идет именно о призвании. Я чахну, сохну, болею без этого всего, без детей.
- А вы строгий учитель?
- Я всякий. Потому что дети - существа хитрые. На шею садятся вообще молниеносно. И поэтому если их здесь только любить, придумывать им игры какие-то, они будут радостно играть, но ничего не выучат. Строгой бываю. Вот, например, неправильные глаголы. У нас в 8 классе список из 120 слов – учим, конечно же, постепенно, - и когда я спрашиваю глаголы у доски, одна ошибка стоит один балл. Ребенок говорит: «Как? То есть если  я знаю 117 слов, это 2?». И я отвечаю - да. Но они понимают, зачем это нужно. Когда выпускники приезжают из своих вузов, они кидаются на шею с благодарностью, потому что с неправильными глаголами, да и вообще с английским, у них нет проблем. Раньше, по молодости, было, конечно, что голос повышала, но это давно в прошлом. Дети слушаются «движения бровей».
- Елена Александровна, опираясь на свой опыт, дайте совет молодым учителям и тем, кто только собирается поступить в педагогический институт.
- Не бойтесь идти учиться, никого не слушайте. Потому что очень часто родители начинают отговаривать. Не комплексуйте, это лучшая работа на земле. И важно постоянно учиться: учиться вместе с детьми, слушать их и идти от них. Если у детей загораются глаза, и они чего-то хотят - это самое ценное, за это нужно хвататься и делать вместе. Тогда они будут такими благодарными! Хоть сейчас и принято говорить, что дети с каждым годом все хуже и хуже - это неправда. Дети (за редким исключением) прекрасные, замечательные — такие, как были всегда.

Беседовала Анна ЛУБНИНА
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения