Четверг, 25 Апреля, 2024
Железногорск, Красноярский край

Сегодня исполняется ровно год, как ушел из жизни Николай НОСКОВ

4 августа 2016 / История города / 1
30 лет назад очередной номер «Комсомольской правды» вышел с передовицей «Космический рейс «Латвии», рассказавшей о необычном путешествии из Красноярска в Дудинку. На борту теплохода детям читали лекции преподаватели МГУ, МВТУ имени Баумана, МФТИ - как сконструировать спутник, как построить ракету, как сделать атомную бомбу. Эта компания взрослых и детей называлась Школой космонавтики. Возглавлял ее декан физического факультета КГУ Николай Носков...

Николай Николаевич обладал блестящими организаторскими способностями, запредельной энергетикой и чудовищной работоспособностью. В течение своей жизни он занимал много ответственных постов в краевом образовании, но главным его делом всегда была созданная им Школа космонавтики.

Супруга Носкова Татьяна Александровна вспоминает, что в свое время Николаю Николаевичу задал вектор Вениамин Соколов, ректор КГУ. Много молодых ученых - физиков, математиков, экономистов, а также вчерашних пятикурсников Новосибирского университета - пригласил Соколов в КГУ. В 1979 году на должность декана физического факультета он позвал и Носкова.

Бум 1960-х годов на физиков прошел, и на физфак в основном шли не прошедшие на другие факультеты и за редким исключением те, кто действительно грезил наукой о природе вещей. Что делать? Значит, необходимо работать со школьниками, прививать им любовь к этой сложной науке. Но как?

Носкову всегда удавалось создавать дружные коллективы из единомышленников, понимающих цели и задачи и умеющих их решать. Собралась команда преподавателей, аспирантов и студентов, которые осознавали, что со школьниками нельзя работать на каких-либо «серых» вещах, а надо по максимуму, по аналогии с космической индустрией, где все - от конструктора до рабочего знают об уникальности задачи, сжатых сроках, престижности страны. С этим и надо было идти к школьникам: готовить детей не к «какой-то» будущей жизни, а ставить перед серьезнейшими практическими проблемами и учить разрешать их.

Необходимо было выбрать форму взаимодействия со средней школой. Приезжать с лекциями? Будет нулевой эффект. Долго думали, обсуждали и остановились на так называемых выездных школах. 3-4 раза в год во время каникул группы школьников по 120-150 человек, увлекающихся естественно-научными дисциплинами, выезжали в разные города края. Обычно с ними работали 20-30 студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников университета. Конечно, ядро составляли физики, но к ним примыкали филологи, математики, химики, психологи.

Лекции строились так, чтобы ребятам было понятно, но не в ущерб научности. Известный педагог Виктор Шаталов рассуждал про процесс обучения, проводя аналогию с огурцом: если овощ поместить в рассол, то из обычного он превратиться в соленый. Это и происходило с ребятами, попавшими в проект Носкова. Создавалась такая среда, что умными и заинтересованными становились даже дети, на первый взгляд, не особо приспособленные к мыслительной деятельности. К закрытию очередного интеллектуального сезона глаза горели у всех. И потом те любопытные лица появлялись в КГУ на физическом факультете и, как со старыми добрыми знакомыми, встречались с преподавателями и студентами.

Неоднократно летние школы проходили на теплоходах по маршруту Красноярск-Дудинка. Останавливались во всех населенных пунктах. Тамошние школьники поднимались на палубу, знакомились с ПК, пробовали себя в компьютерных играх, слушали лекции, заглядывали в лаборатории, задавали вопросы и получали доступные для понимания ответы. На первой стоянке капитан заметил Носкову, что на теплоходе чужие, а тот, улыбаясь, ответил: «Да нет, все наши!»

Уже после первого года работы выездной школы набор на физический факультет увеличился, а главное - стали исчезать случайные абитуриенты. По воспоминаниям соратника Носкова - Юрия Яббарова, Николай Николаевич любил повторять: «Я думаю, что гений рождается скорее не в процессе зубрежки в школьной аудитории, а у воды с удочкой в руках, в раздумьях о законах существования этого мира».

Следующим закономерным шагом оказался переход к базовой школе-интернату. Николаю Николаевичу очень нравились слова Циолковского: «Земля - колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели!» И так, в 1989 году, в красивейшем месте - пригороде Зеленогорска под школу-интернат выкупили базу отдыха. Оттуда и началась Школа космонавтики, школа-интернат по работе с одаренными детьми и талантливой молодежью. Основная часть учебного процесса должна была быть перенесена в профессиональные исследовательские лаборатории, разрабатывались способы развития и система оценок способностей курсантов к самостоятельным исследованиям и принятию решений. При этом стандартные занятия по программе служили лишь для получения необходимого базиса знаний, а дальнейшее погружение в изучаемый предмет происходило в лаборатории. Результаты исследований - это и есть основа дальнейшего совершенствования, участия в конкурсах, конференциях, слетах, выставках на всех уровнях.

Планку подняли высоко. Иностранный (английский, немецкий, японский, китайский) преподавали носители языка. Профессора ведущих вузов приезжали читать лекции, на работу приглашались молодые талантливые выпускники. С лекциями приезжали космонавты Серебров и Крикалев, рассказывали о космосе.

Заказали и разработали проект строительства учебно-производственного космоцентра. Это был бы большой учебно-лабораторный комплекс и вычислительный центр, и обсерватория, планетарий, культурно-спортивный комплекс с бассейном и тренажерным залом, и библиотека, и общежития квартирного типа для курсантов, и многое другое. Но, к сожалению, с развалом Союза рухнули и надежды на строительство ШК в Зеленогорске.

В Железногорск Носкова пригласил генеральный директор и генеральный конструктор НПО ПМ Михаил Решетнев, предложил посмотреть здание ПТУ-34, и вопрос с переездом ШК решился. Появилась возможность открыть новые лаборатории, сотрудничать с замечательными учеными города. Осуществилась и давняя мечта Николая Николаевича - конно-спортивная школа. В программу обучения курсантов вошли уроки верховой езды. У больных ДЦП появилась возможность заниматься иппотерапией.

К 1997 году школа становится красноярским краевым центром по работе с одаренными детьми и талантливой молодежью. Она обеспечивает завершение среднего образования и наряду с этим дает учащимся углубленную подготовку по профилирующим предметам и прививает навыки исследовательской работы. Постоянный контингент увеличивается до 150 курсантов, которых набирают на конкурсной основе из одаренных старшеклассников Красноярского края. Помимо общеобразовательных занятий 8 часов в неделю ученики проводят в лабораториях, где под руководством сотрудников института физики СО РАН и КГУ занимаются самостоятельными научными исследованиями. При школе работают около трех десятков лабораторий - математическая, экспериментальной, общей и теоретической физики, программирования, астрономии, технического моделирования и другие. Выпускники Школы космонавтики, благодаря полученному образованию, поступают в ведущие вузы России. Сейчас учеников Николая Николаевича можно встретить среди ученых, руководителей и ведущих специалистов производственных предприятий, предпринимателей. Большинство из них работают и живут в России, часть успешно трудится за рубежом - в США, Японии, Германии, Южной Корее.

Николай Николаевич придумал Школу космонавтики и более 20 лет ею руководил. С большим трудом ему удивительным образом удавалось реализовывать все, что он задумывал. На протяжении всей жизни Носков постоянно учился, повышал уровень своих знаний и компетенций, считал, что это и есть главный навык, который должен формироваться у современного человека. Он был настоящим трудоголиком - первым приходил в школу и последним уходил. С уважением относился к сотрудникам, курсантам и их родителям, многие из которых звонили лично Николаю Николаевичу и решали с ним проблемы детей. Ни разу ни на кого не повысил голоса, но говорящий взгляд его понимали все. Он гордился достижениями курсантов и сотрудников, а сам был невероятно скромен. За труд Николая Николаевича многократно награждали медалями, а также правительственными грамотами. В 2001 году Носков был удостоен государственной премии в области образования за создание «Системы работы с одаренными детьми в Красноярском крае».

Говорят, что бывших директоров не помнят. Возможно, и так, только все зависит от амбиций преемников. 4 августа исполняется ровно год, как ушел из жизни Николай Николаевич Носков, глубоко порядочный, потрясающе прозорливый, великолепный руководитель, друг, товарищ, любящий и любимый муж и отец. Вечная ему память.

По воспоминаниям друзей Николая Носкова

Фото из домашнего архива
Комментарии
4 октября 2023 / Евгений Александрович Кузнецов
Сообщите, пожалуйста, когда умер Николай Николаевич Носков
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения