Пятница, 19 Апреля, 2024
Железногорск, Красноярский край

Чепуха и не только про Железногорск

23 июля 2015 / История города / 0
Интернет обосновался в нашей жизни настолько прочно, что само собой подразумевается: искать любую информацию нужно именно во всемирной паутине, а не в каких-то пыльных энциклопедиях. Вот мы и поискали про родной Железногорск и окрестные поселки. В итоге кое-что нашлось даже интересное, но сколько в Интернете написано о нашем городе чепухи - мама дорогая!

На берегу Байкала и Кантата

Конечно, все знают, что Википедия - свободная виртуальная энциклопедия. И что же там написано про Железногорск? С тем, что город расположен на берегах небольших рек Кантата и Байкала, не поспоришь. Расположен! Но как-то не больно верится, что уже в марте 1954 года его называли «Атомградом» и «Соцгородом». Из раздела «Экономика» узнаем: есть в Железногорске ФГУП «ГХК», ОАО «ИСС» и МП «Гортеплоэнерго». Далее следуют Химзавод и УССТ №9. Сказано, что сейчас идет возведение сухого хранилища ОЯТ и реконструкция мокрого. Все, кончилась экономика на этом.

Куда больше написано про комбинатовскую электричку: «Служебная линия внутригородского электропоезда, часть пути которого проходит в тоннеле, используется только для доставки рабочих на территорию ГХК. Имеет длину 30 км (в т.ч. 5 под землей), три станции («Соцгород», «Вольная», «Комбинат»), последняя из которых сооружена подземной, близкой к стандартам метро. Начинается на ст.Базаиха Красноярской железной дороги, проходит через основной жилой массив города, далее идет вдоль берега Енисея, затем скрывается в подземном тоннеле ГХК. У юго-западной границы ЗАТО, вблизи пос.Тартат, начинается электрификация (висит контактный провод)».

В перечне библиотек по-прежнему как самостоятельная фигурирует детская библиотека им.Гайдара. Театров целых шесть: оперетта, кукольный, ТЮЗ «Современник», народный драматический и парочка театров-студий - при гимназии 91 и лицее 102. Еще, утверждает Википедия, в Железногорске два парка: им.Кирова, он же городской лесопарк, и зоопарк, старейший в Сибири. К «др. культурным объектам» отнесены ДК, ЦД, «Космос» и «Юность».

Достопримечательностей 14. Это мемориал Победы и памятники: Ленину, Решетневу, Королеву - целых два: на одноименной улице и у Школы космонавтики; строителям города - на въезде, андреевская стела и стела опять же у ШК, посвященная запуску первого спутника, Чернобыльский мемориал, памятник Зое Космодемьянской, камень на Прижиме и четыре композиции: одна архитектурная - «Знание-сила» возле лицея 102 - и три архитектурно-художественные: «Слава труду» (которую горожане зовут не иначе как «мужик с атомом»), «Богатыри» и «Мусоргский». Все, достопримечательности кончились!

Отдельный текст про озеро сопровождает многозначительная пометка: «Стиль этой статьи не энциклопедичен или нарушает нормы русского языка»: «Наиболее значимым аспектом, неповторимо создающим эстетический микроклимат города, является концепция его проектирования, - начинает витиеватый рассказ про нашу голубую жемчужину неизвестный википедический автор. - При строительстве Железногорска была максимально применена идея ограниченного изменения природного ландшафта, находившегося на месте будущего строительства».

Комбинат «Симхимстрой»

А вот портал «Cuba on line» сообщает о некоем комбинате, но именует его как-то по-особому. «25 февраля 1950 года ЦК КПСС, Советом Министров СССР и Верховным Советом было принято Постановление об основании в Железногорске комбината «Сибхимстроя». Комбинат состоит из 22 различных отделений. Основной составляющей комбината являются три реактора, производящие плутоний (на сегодня только один в эксплуатации), и радиохимический завод, где плутоний выделяется из отработанного ядерного топлива. Кроме «Сибхимстроя», производящего плутоний, в пригороде Железногорска (поселок Подгорный) расположен филиал завода «Красмаш». Это предприятие производит баллистические ракеты для подводных лодок и ведет работы по утилизации топлива для ракет». По версии этого же ресурса, «проектный институт ВНИПИЭТ разработал проект городской черты, включив в нее Тартат, Додоново и Новый путь. Однако администрация города с этим не согласилась, и в 1992 г. было принято решение, по которому в городскую черту входит территория, ограниченная охранной зоной». И дальше: «Город имеет автономное водоснабжение из артезианских скважин, теплоснабжение и горячее водоснабжение за счет подачи горячей воды с контура охлаждения атомного реактора ГХК. Во всех квартирах есть электроплиты, все улицы заасфальтированы и обеспечены ливневой канализацией». И только после асфальта, кукольного театра и электроплит находим про ГХК, ради которого на самом деле и строился наш город: «Весь атомный комплекс, три реактора и радиохимический комбинат находятся на глубине 300 м под землей и, в отличие от Северска и х/к «Маяк», имеют надежную биологическую защиту».

Но дальше - больше: «В 1977 году было принято решение о строительстве нового перерабатывающего комплекса РТ-2. Строительство приостановили в 1989 г. на 5 лет из-за недостатка финансирования и мощных протестов населения. Готовность комплекса составляет 30-40%. Для его завершения планируется создать международную компанию, которая смогла бы обеспечить финансирование. Стоимость проекта - 14 млрд норвежских крон. Но областная администрация Красноярска выступила против строительства и ввода в эксплуатацию этого объекта». Почему именно в норвежских кронах оценен не состоявшийся проект атомщиков? Как и когда выступала «областная администрация Красноярска» против строительства РТ-2? И каким образом стал вдруг областью Красноярский край?

Ошибки резидентов

А вот прямо байки про нас. Они с того же портала.
«Зарубежные разведки, безусловно, проявляли и проявляют интерес к закрытому Железногорску. Да и сейчас в многочисленных делегациях из-за рубежа есть те, кто занимается разведывательной деятельностью в силу своей профессии. Но ведут, видимо, себя прилично и поводов для скандала и задержания не дают. За всю историю Железногорска известны два случая выявления агентов разведки. В 70-х годах комсомольский деятель из одного градообразующего пытался выйти на иностранную разведку. Он бросал записки с предложением своих услуг в приоткрытые окна машин иностранных дипломатов в Москве. Попал в поле зрения КГБ, и вся его шпионская деятельность закончилась, не начавшись. Так что можно сказать, что агент был всего один. Капитан армии США и преподаватель военной академии в Вест-Пойнте Джеймсон Линч. Как гласит официальная легенда, был задержан при нелегальном проникновении на территорию ЗАТО и съемках территории с использованием прибора GPS в непосредственной близости от входа в ГХК. Закончилась вся бодяга с Линчем ничем: отпустили его восвояси. Скорее всего, он не был профессиональным разведчиком. Просто ехал с официальной делегацией в Россию, его попросили оказать определенную услугу военной разведке. А как военный он, естественно, взял под козырек.

С 1995 по 2000 в Железногорске жил гражданин Сирии палестинского происхождения. Завезла его неофициально одна из горожанок, воспылавшая к нему неземной страстью. Сделать это нетрудно, ибо вокруг «закрытого» города полно дыр. Сириец торговал на местном рынке, и хотя внешность его для Железногорска была неординарной, только в 2000 году участковый соизволил проверить его документы».

Довезуха до Ивановки

На сайте «Довезуха» можно проложить любой маршрут, узнать время в пути и во что он вам обойдется. Так вот, в качестве примеров там фигурируют и наши реалии. Например, до Подгорного из Красноярска, оказывается, аж 226,2 км, и время в пути - 3 час. 4 мин.

Еще интереснее про Шивера. Для начала узнаем, что в д.Шивера осуществляют эфирное вещание 7 аналоговых каналов и 1 канал радиовещания. Можно подключить 54 кабельных телеканала. Что максимальная скорость доступа в интернет 384 Кб/с, минимальная 8 Кб/с, но пункты коллективного доступа в сеть отсутствуют. Деревня покрыта мобильными сетями GSM LTE пяти операторов связи. Фиксированной телефонной связи и таксофонов нет. Создана же данная страница с целью предоставить клиенту больше информации о маршруте «д.Шивера - с.Ивановка Тюльганского района Оренбургской области». Расстояние по прямой – 2421,5 км, по дороге – 2858,7 км. Примерное время поездки на машине - 1 день, 22 часа, 22 минуты - без учета пробок и времени на отдых и питание. Ожидаемый расход топлива 285,9 л. Примерная его стоимость - 10005,38 руб. При расходе 10л/100км и стоимости топлива 35 руб./л. А если вы планируете ехать поездом из Шиверов по этому направлению со средней скоростью 110 км/час, то приедете в Ивановку через 18 час. 48 мин. Если полетите на частном самолете со скоростью 400 км/ч., то прилетите через 5 час. 22 мин. Маршрут проложен 31.10.2014 и набрал за это время целых 36 просмотров, заслужив, увы, оценку -1.

И друг степей – калмык?

Ну и напоследок - снова Википедия, которая знает все. Даже про национальный состав Додоново.
«В поселке наблюдается пестрая диалектная картина. Все население считает своим языком русский, однако едва ли не каждый житель старше 40 лет использует различные диалектизмы. Для семейств немецкого происхождения характерно использование восточноевропейской и германской лексики, для выходцев из Южной России и Украины - украинизмов и южнорусской диалектной лексики. Есть семьи, в которых наблюдается молдавская, удмуртская, эвенкийская, калмыцкая, казахская, монгольская лексика. Чистым среднерусским произношением и отсутствием иноязычных и диалектных вкраплений в лексике отличаются лишь немногие. Эти проявления практически не встречаются в молодежной среде, где характерно использование местной лексики: «Додониха» - самоназвание деревни, «кача» - кочегарка, «тарзанка» - популярное место отдыха, «город» - Железногорск.

Но чем хороша Википедия? Любой, кто посчитает нужным, может внести сюда свою правку, приведя в качестве доказательства официальные источники. Похоже, настала пора поправить уважаемых авторов, чтобы опубликованное в интернете коррелировалось с историческим прошлым и настоящим Железногорска.

Подготовила Татьяна ДОСТАВАЛОВА
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения