Вторник, 29 Сентября, 2020
Железногорск, Красноярский край

Переправа

15 сентября 2019 / История города / 0
В пределах ЗАТО Железногорск от реки Есауловки до реки Кан первые поселения русских у Енисея появились в XVII веке: на левом (западном) берегу Атаманово (1647 г.), Шивера, Хлоптунова, Кононова (все в 1650-1660 г.г.); на правом Быковская (1630 г.), Б.Балчуг (1654 г.), Додонова (1685 г.) и Усть-Кан (1901 г.), поэтому, конечно же, нужно было как-то перемещаться через реку.

Необходимость переправы через Енисей - зимой по льду, летом на лодках - всегда была большой по нескольким причинам.
Во-первых, из-за административно-церковного правления. До 1783 года административными единицами являлись присуды. Их центры находились в больших селах с церковными приходами: Балчугский (та, первая деревянная церковь в XIX веке сгорела от молнии); Частоостровский. В 1783 году возникла Атамановская, в 1855 году была освящена Барабановская Параскавеевская церковь. В центры ездили жители с обоих берегов.
 
Во-вторых, из-за отсутствия дорог до Красноярска по правому берегу; тележно-санный проселок шел слева от Енисея. 
Третья причина - хозяйственная. В Канской тайге заготавливали строевой лес и дрова. Здесь находились основные охотничьи угодья, дары тайги - черемша, кедровые орехи, клюква, малина, грибы. Часть атамановских крестьян вынуждена была за Енисеем корчевать лес, пахать землю, косить сено. И, наконец, причины, связанные с учебой, гостеванием, бытом.

* * *
С конца апреля от ледохода до ледостава в начале ноября переплывали через Енисей на лодках разного размера и плашкоутах, представляющих собой по сути катамараны из двух больших дощаников, поперек которых строили помост из досок.
Оригинальный способ переправы существовал в прошлом веке в пяти километрах ниже Атаманово, напротив Тельского Быка, который все называли просто Быком. Кстати, таежная речка Тель при впадении в Енисей размывает здесь глубокие, до 15 метров, ямы. До строительства плотины Красноярской ГЭС нереститься в верховья поднималась стерлядь, зимовала же она - миллионы особей - в ямах на Быку.
На Быку у дна Енисея был протянут металлический трос, по нему сбоку катились блоки, соединенные тросиком с плашкоутом. Умелые кормчие нос лодок направляли так, что течение гнало паром от левого берега к правому, а потом обратно.
 
* * *
Первый раз я переплывал Енисей на лодках в возрасте 5 лет, перед войной. Наш отец работал председателем Атамановского сельпо, чьи сенокосные угодья находились за рекой. На высокий постамент поперек двух больших лодок загрузили фургон, завели лошадей. За весла сели гребцы, лицом к ним стояли парни и, наклоняясь при каждом взмахе весел, помогали работать. Я сидел внизу у борта и, упирая ладони в воду, создавал веер брызг. 
И во все последующие десятки лет сотни раз переправлялся с берега на берег на деревянных лодках, и на веслах, и с мотором «Вихрь» на корме.
 
Когда в 1945 году отец вернулся с фронта, сельпо еще восемь лет арендовало земли за Енисеем. Там сеяли овес на фураж для лошадей, семьи рабочих и служащих сажали картофель.
В сельпо работал сторожем Федор Васильевич Тюменцев. В 1941 году под Москвой ему расщепило снарядом левую руку, ее отняли по плечо. Помню, он косил литовкой сено, привязав конец ручки к обрубку плеча. Жена его, Васса Андреевна, носила такую же фамилию, на династическом древе Тюменцевых их общий предок находился на 4 колена выше. В их семье росли восемь детей - семь девчат и сын Володя. В середине сентября им помогли загрузить кулями с картофелем лодку, причем до самых краев, вода была на уровне бортов. Конюх верхом на лошадке помог лодку завести вверх до камней. Благословясь, Федор сел на корму к рулю, а жена за весла. На акватории Енисея судов нет. Выплыли на середину реки, а сверху, из-за поворота (не усмотрели!) - прет пустым корпусом буксир, гонит большую волну. Пароход дал два коротких гудка, что значило: «Правь! Правь!» Какой от этого толк… Волны захлестнули лодку, она ушла под воду, но еще плыла. Федор схватился за уключину, жена села ему на плечи и давай кричать, звать на помощь. Хорошо, что на берегу оказались парни с лодкой. Спасли. Коля Савватеев рассказывал, что ладонь Тюменцева не смогли от уключины оторвать, намертво свело, пришлось уключину выбить.

* * *
В 1935 году чуть выше деревни Кононовой возник затон «Енисейзолото». Население резко выросло, а школа была только начальная. В 5-7 классах дети учились в Атамановской НСШ, а после в Усть-Канской за Енисеем, приходилось осенью и весной плавать на лодках. Было несколько трагичных случаев.
Семиклассник Володя Чин-Мо-Цай как-то опоздал на лодочную переправу, и потому остался жив. Он известен как фотомастер международного класса, его фото помещали журналы «Советский Союз», «Огонек», изданы два больших альбома «Сибирь» с фотографиями всех уголков края - от Таймыра до Тывы.Все же остальные ученики - 12 человек, тогда утонули. 

* * *
В 1955 году начался подъем целинных и залежных земель, и не только в Казахстане, а и по всей Сибири. И на правобережье атамановский колхоз "Имени 4-х борцов" вспахал заброшенные когда-то поля единоличников.
За трактором катерок привел узкую баржонку. По трапу-настилу тракторист Семен Яковлев заехал на суденышко и чуть замешкался при отключении скорости. Трактор по инерции пересек линию остойчивости, баржонка наклонилась, машина слетела в воду вверх гусеницами. Водитель погиб.

* * *
В 1950 году началось строительство Атомграда. Секретный объект обнесли колючей проволокой в два ряда, между которыми по тротуарам ходили сторожа-осмотрщики. Они летом и зимой дежурили, отдыхая в балках, в вагончиках.
На эту работу из Атаманово посменно плавали десятки мужчин. Енисей после пуска агрегатов ГЭС в 1966 перестал перемерзать, зимой от воды в проране поднимался туман, и одна из лодок перевернулась, утонули несколько человек.
* * *
Уже 60 лет Енисей бороздят сотни моторных лодок с железногорской базы «Вихрь». В 60-80-х годах прошлого века за соблюдением правил плавания на маломерных судах - на дюралевых лодках с мощными моторами - следил беспокойный и требовательный человек Удовиченко. Он из залива выпускал лодки после тщательного осмотра: нет ли течи, одеты ли спасательные пояса, трезв ли водитель.

К сожалению, трагические случаи повторяются, виной тому зеленый змий, а то боярышник или «очищенный» электролит, а также халатность.
Завершу сей печальный «паноптикум» рассказом о двух случаях, как назидание всем, пересекающим Енисей. 
Володя Ш., сын известного в округе рыбака, постоянно плавал на добычу рыбы - и летом, и зимой. Однажды в морозный день он взял с собой знакомого сослуживца, не бывавшего на реке и ничего не смыслившего в технике. Надели пояса, на них полушубки.

Одно из азбучных правил плавания с мотором - это включение винта только после его заводки, когда все сидят. Но опытный таежник дернул резко шнур мотора, уже стоящего на скорости. Лодка резко рванула вперед, ее хозяин упал в воду, его понесло вниз. А пассажир не знает, что предпринять, двигает рычаг вправо-влево. Казанка забегала быстро кругами. Беда! Ш. кричит, что и как делать. Наконец, напарник мотор отключил, сел за весла.

* * *
Несколько лет в Додоново плавал паром, перевозил за световой день сотни автомашин и людей; у тысяч горожан корни из поселений левого берега.
Паром ходил по расписанию. Сидим, ждем его. И вот из Додоново на лодке с мотором приплыл пьяненький ухарь: «Кому надо срочно, садитесь - перевезу бесплатно!» Сели двое - девушка и геолог С. Плывут. Вдруг мотор взревел, лодка сделала кульбит, и парень с девушкой в воде - только головы торчат. Хорошо, что в лодке остался опытный человек.

* * *
Есть большая необходимость в поездке железногорцев на левый берег. Многие из них родились в деревнях и поселках Сухобузимского и Емельяновского районов, там остались их дома, живут в них предки, родственники. Окрест Барабаново и Шиверов в сосновых борах и на склонах много грибов, клубники. Когда была паромная переправа, летом, особенно в выходные дни, переплывали туда и обратно сотни автомашин и тысячи горожан. Витает в воздухе идея об организации переправы. Конечно, в том сиде, как она была, восстановить ее нереально из-за огромных расходов.

Но можно подумать о других вариантах. Предлагает свои услуги предпринимательница из Красноярска как услуги воскресного дня. Можно организовать платный перевоз даже на лодочных моторах с соблюдением всех правил с доплатой из бюджета для пешеходов (утром, вечером). Почти у всех есть сотовые телефоны, на барабановский берег знакомые и родственники подвезут на автомашинах.
Перед переправой через Енисей на любом плавательном средстве перекреститесь! Счастливого плавания.
 
Виктор Аференко, краевед
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения

Анонсы

Где можно купить газету «Город и горожане»?
Газету «Город и горожане» можно купить в следующих торговых точках:
ГИМС напомнил горожанам о безопасности поведения на воде в осенний период
Железногорский инспекторский участок ГИМС: не забывайте о безопасности поведения на воде в осенний период!
Благоустройство новой зоны отдыха в Первомайском начнется в следующем году
Благоустройство территории между ДК «Юность» и школой 93 начнется в следующем году. Об этом сегодня во время выездного совещания с участием проектировщиков, жителей поселка и коллектива учреждения культуры рассказал журналистам глава Железногорска Игорь Куксин.
Всероссийский творческий конкурс «Слава Созидателям!» продлен до 30 сентября
Всероссийский творческий конкурс «Слава Созидателям!» продлен до 30 сентября. Об этом сообщила генеральный директор некоммерческого партнерства «Информационный Альянс АТОМНЫЕ ГОРОДА» Марина Фролова в своем видеообращении к участникам конкурса.