Понедельник, 16 Декабря, 2019
Железногорск, Красноярский край

Переправа

15 сентября 2019 / История города / 0
В пределах ЗАТО Железногорск от реки Есауловки до реки Кан первые поселения русских у Енисея появились в XVII веке: на левом (западном) берегу Атаманово (1647 г.), Шивера, Хлоптунова, Кононова (все в 1650-1660 г.г.); на правом Быковская (1630 г.), Б.Балчуг (1654 г.), Додонова (1685 г.) и Усть-Кан (1901 г.), поэтому, конечно же, нужно было как-то перемещаться через реку.

Необходимость переправы через Енисей - зимой по льду, летом на лодках - всегда была большой по нескольким причинам.
Во-первых, из-за административно-церковного правления. До 1783 года административными единицами являлись присуды. Их центры находились в больших селах с церковными приходами: Балчугский (та, первая деревянная церковь в XIX веке сгорела от молнии); Частоостровский. В 1783 году возникла Атамановская, в 1855 году была освящена Барабановская Параскавеевская церковь. В центры ездили жители с обоих берегов.
 
Во-вторых, из-за отсутствия дорог до Красноярска по правому берегу; тележно-санный проселок шел слева от Енисея. 
Третья причина - хозяйственная. В Канской тайге заготавливали строевой лес и дрова. Здесь находились основные охотничьи угодья, дары тайги - черемша, кедровые орехи, клюква, малина, грибы. Часть атамановских крестьян вынуждена была за Енисеем корчевать лес, пахать землю, косить сено. И, наконец, причины, связанные с учебой, гостеванием, бытом.

* * *
С конца апреля от ледохода до ледостава в начале ноября переплывали через Енисей на лодках разного размера и плашкоутах, представляющих собой по сути катамараны из двух больших дощаников, поперек которых строили помост из досок.
Оригинальный способ переправы существовал в прошлом веке в пяти километрах ниже Атаманово, напротив Тельского Быка, который все называли просто Быком. Кстати, таежная речка Тель при впадении в Енисей размывает здесь глубокие, до 15 метров, ямы. До строительства плотины Красноярской ГЭС нереститься в верховья поднималась стерлядь, зимовала же она - миллионы особей - в ямах на Быку.
На Быку у дна Енисея был протянут металлический трос, по нему сбоку катились блоки, соединенные тросиком с плашкоутом. Умелые кормчие нос лодок направляли так, что течение гнало паром от левого берега к правому, а потом обратно.
 
* * *
Первый раз я переплывал Енисей на лодках в возрасте 5 лет, перед войной. Наш отец работал председателем Атамановского сельпо, чьи сенокосные угодья находились за рекой. На высокий постамент поперек двух больших лодок загрузили фургон, завели лошадей. За весла сели гребцы, лицом к ним стояли парни и, наклоняясь при каждом взмахе весел, помогали работать. Я сидел внизу у борта и, упирая ладони в воду, создавал веер брызг. 
И во все последующие десятки лет сотни раз переправлялся с берега на берег на деревянных лодках, и на веслах, и с мотором «Вихрь» на корме.
 
Когда в 1945 году отец вернулся с фронта, сельпо еще восемь лет арендовало земли за Енисеем. Там сеяли овес на фураж для лошадей, семьи рабочих и служащих сажали картофель.
В сельпо работал сторожем Федор Васильевич Тюменцев. В 1941 году под Москвой ему расщепило снарядом левую руку, ее отняли по плечо. Помню, он косил литовкой сено, привязав конец ручки к обрубку плеча. Жена его, Васса Андреевна, носила такую же фамилию, на династическом древе Тюменцевых их общий предок находился на 4 колена выше. В их семье росли восемь детей - семь девчат и сын Володя. В середине сентября им помогли загрузить кулями с картофелем лодку, причем до самых краев, вода была на уровне бортов. Конюх верхом на лошадке помог лодку завести вверх до камней. Благословясь, Федор сел на корму к рулю, а жена за весла. На акватории Енисея судов нет. Выплыли на середину реки, а сверху, из-за поворота (не усмотрели!) - прет пустым корпусом буксир, гонит большую волну. Пароход дал два коротких гудка, что значило: «Правь! Правь!» Какой от этого толк… Волны захлестнули лодку, она ушла под воду, но еще плыла. Федор схватился за уключину, жена села ему на плечи и давай кричать, звать на помощь. Хорошо, что на берегу оказались парни с лодкой. Спасли. Коля Савватеев рассказывал, что ладонь Тюменцева не смогли от уключины оторвать, намертво свело, пришлось уключину выбить.

* * *
В 1935 году чуть выше деревни Кононовой возник затон «Енисейзолото». Население резко выросло, а школа была только начальная. В 5-7 классах дети учились в Атамановской НСШ, а после в Усть-Канской за Енисеем, приходилось осенью и весной плавать на лодках. Было несколько трагичных случаев.
Семиклассник Володя Чин-Мо-Цай как-то опоздал на лодочную переправу, и потому остался жив. Он известен как фотомастер международного класса, его фото помещали журналы «Советский Союз», «Огонек», изданы два больших альбома «Сибирь» с фотографиями всех уголков края - от Таймыра до Тывы.Все же остальные ученики - 12 человек, тогда утонули. 

* * *
В 1955 году начался подъем целинных и залежных земель, и не только в Казахстане, а и по всей Сибири. И на правобережье атамановский колхоз "Имени 4-х борцов" вспахал заброшенные когда-то поля единоличников.
За трактором катерок привел узкую баржонку. По трапу-настилу тракторист Семен Яковлев заехал на суденышко и чуть замешкался при отключении скорости. Трактор по инерции пересек линию остойчивости, баржонка наклонилась, машина слетела в воду вверх гусеницами. Водитель погиб.

* * *
В 1950 году началось строительство Атомграда. Секретный объект обнесли колючей проволокой в два ряда, между которыми по тротуарам ходили сторожа-осмотрщики. Они летом и зимой дежурили, отдыхая в балках, в вагончиках.
На эту работу из Атаманово посменно плавали десятки мужчин. Енисей после пуска агрегатов ГЭС в 1966 перестал перемерзать, зимой от воды в проране поднимался туман, и одна из лодок перевернулась, утонули несколько человек.
* * *
Уже 60 лет Енисей бороздят сотни моторных лодок с железногорской базы «Вихрь». В 60-80-х годах прошлого века за соблюдением правил плавания на маломерных судах - на дюралевых лодках с мощными моторами - следил беспокойный и требовательный человек Удовиченко. Он из залива выпускал лодки после тщательного осмотра: нет ли течи, одеты ли спасательные пояса, трезв ли водитель.

К сожалению, трагические случаи повторяются, виной тому зеленый змий, а то боярышник или «очищенный» электролит, а также халатность.
Завершу сей печальный «паноптикум» рассказом о двух случаях, как назидание всем, пересекающим Енисей. 
Володя Ш., сын известного в округе рыбака, постоянно плавал на добычу рыбы - и летом, и зимой. Однажды в морозный день он взял с собой знакомого сослуживца, не бывавшего на реке и ничего не смыслившего в технике. Надели пояса, на них полушубки.

Одно из азбучных правил плавания с мотором - это включение винта только после его заводки, когда все сидят. Но опытный таежник дернул резко шнур мотора, уже стоящего на скорости. Лодка резко рванула вперед, ее хозяин упал в воду, его понесло вниз. А пассажир не знает, что предпринять, двигает рычаг вправо-влево. Казанка забегала быстро кругами. Беда! Ш. кричит, что и как делать. Наконец, напарник мотор отключил, сел за весла.

* * *
Несколько лет в Додоново плавал паром, перевозил за световой день сотни автомашин и людей; у тысяч горожан корни из поселений левого берега.
Паром ходил по расписанию. Сидим, ждем его. И вот из Додоново на лодке с мотором приплыл пьяненький ухарь: «Кому надо срочно, садитесь - перевезу бесплатно!» Сели двое - девушка и геолог С. Плывут. Вдруг мотор взревел, лодка сделала кульбит, и парень с девушкой в воде - только головы торчат. Хорошо, что в лодке остался опытный человек.

* * *
Есть большая необходимость в поездке железногорцев на левый берег. Многие из них родились в деревнях и поселках Сухобузимского и Емельяновского районов, там остались их дома, живут в них предки, родственники. Окрест Барабаново и Шиверов в сосновых борах и на склонах много грибов, клубники. Когда была паромная переправа, летом, особенно в выходные дни, переплывали туда и обратно сотни автомашин и тысячи горожан. Витает в воздухе идея об организации переправы. Конечно, в том сиде, как она была, восстановить ее нереально из-за огромных расходов.

Но можно подумать о других вариантах. Предлагает свои услуги предпринимательница из Красноярска как услуги воскресного дня. Можно организовать платный перевоз даже на лодочных моторах с соблюдением всех правил с доплатой из бюджета для пешеходов (утром, вечером). Почти у всех есть сотовые телефоны, на барабановский берег знакомые и родственники подвезут на автомашинах.
Перед переправой через Енисей на любом плавательном средстве перекреститесь! Счастливого плавания.
 
Виктор Аференко, краевед
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения