Суббота, 20 Апреля, 2024
Железногорск, Красноярский край

Девушек в кинотеатр несли на руках

31 июля 2018 / История города / 1
совместный проект «ГиГ» и Муниципального архива

Из всех искусств для нас важнейшим является кино. Между прочим, это сказал Ленин Владимир Ильич. И если вы сейчас спросите: «А кто это?», то, скорей всего, вы не жили в СССР и не бегали в кинотеатр в пятый или шестой раз на индийский фильм «Любимый Раджа» или вестерн с умопомрачительным, загорелым и упругим югославом Гойко Митичем.
 

«Космос» без «Планеты»

Кинотеатру «Космос» в июля этого года исполнилось бы 55 лет. Сегодня это уже кинокомплекс, но, хвала Всевышнему, первоначальное название его сохранилось. В честь «космического» юбилея давайте вспомним кинотеатры, которые некогда существовали в Красноярске-26. Было их несколько: «Юность», «Спутник», «Родина», «Спартак», «Строитель» и, конечно, самый центровой - «Космос». Кстати, в конце 1970-х во втором микрорайоне на участке 0,9 га возле ЗАГСа должен был появиться еще один двухзальный кинотеатр на 800 мест. 20 июня 1978 года ему даже название присвоили - «Планета», но строительство неожиданно свернули. Есть версия, что за ненадобностью. Позже на этом же месте планировали построить здание банка, но что-то снова пошло не так.

Раньше поход в кино был сродни празднику, горожане наряжались, на просмотр любимого фильма приходили семьями, а главное, не жевали и не хрустели в зрительном зале, как делают это сейчас. Существовала культура кинопохода.

Фойе кинотеатров украшали портреты актеров, в ожидании сеанса мы любовались их красивыми лицами и как один завидовали звездной космической жизни.
 
Культурный центр

Когда я была школьницей, моя семья жила на проспекте Энтузиастов (сейчас Курчатова). В шаговой доступности - в центре обслуживания первого микрорайона «Тель» - находился кинотеатр «Строитель». Сейчас там магазин строительных товаров с одноименным названием.

Но обо всем по порядку. Первым в городе появился кинотеатр «Спартак». Сдали его в эксплуатацию 6 ноября 1952 года. Очевидцы утверждают, что на подступах к новому зданию всюду была слякоть. Поэтому начальник стройки, полковник Михаил Озиранский, распорядился поставить у входа солдат, чтобы они переносили на руках через грязные лужи всех девушек, пришедших в кино.

Практически сразу «Спартак» стал культурным центром города. В кинотеатре проходили торжественные собрания, там проводились творческие встречи со знаменитыми и любимыми актерами. В разные годы в кинотеатре на улице Ленина побывали Николай Бурляев, Лариса Лужина, Владислав Дворжецкий, Николай Олялин и другие кумиры советского зрителя. В книге «Железногорск» (2000 г.) упоминается, что первой кинокартиной, которую увидели горожане в «Спартаке», стала «Анна Каренина». Правда, не уточняется, чья именно была лента, ведь знаменитый советский фильм с Василием Лановым и Татьяной Самойловой вышел на экраны страны гораздо позже - в 1967-м.

В 1960-х в городе возник народный институт культуры. Инициаторами выступили партком и завком Горно-химического комбината. Это был, скорее, обыкновенный лекторий, потому как вместо дипломов слушателям курсов данного учебного заведения выдавались абонементы стоимостью 50 копеек, а занятия проходили раз в месяц. Факультет «Искусство кино» базировался в «Спартаке». С лекциями приезжали киноведы, авторы книг по кино, режиссеры.

«Родина» моя

В 1955 году на Свердлова построили «Родину», которая была уже с двумя залами - «Северным» и «Южным». Когда мой будущий папа только встречался с моей будущей мамой, они бегали в «Родину» на танцы. Танцплощадка находилась на цокольном этаже и работала с десяти часов вечера по субботам.

У всех кинотеатров имелся производственный план, за выполнением которого строго следил исполнительный комитет городского Совета депутатов трудящихся. Так, решением исполкома от 3 апреля 1959 года директора кинотеатра «Родина» товарища Невкрытого А.Ф. (как указано в документе) обязали улучшить работу со зрителями, их культурное обслуживание и рекламу по демонстрации кинофильмов во всех пунктах города.

В этом же году в мае открылся летний кинотеатр «Спутник». И хотя территориально он располагался в парке, первое время был филиалом «Родины». Только в 1962-м его передали парку. А в 1966 году в связи с невозможностью эксплуатации «Спутник» по его техническому состоянию (после пожара) поставили на консервацию. В 1975-м открыли снова, но уже как зал рабочих собраний предприятий городского хозяйства. Сегодня небольшую часть этого здания занимает Управление культуры, а по поводу функционала другой части по сей день идут дебаты.

12 стульев

Филиал кинотеатра «Родина» - широкоэкранный кинотеатр на 600 мест, расположенный в квартале №17, начал работать в 1963 году. 10 мая этого же года ему присвоили название - «Космос», 24 мая утвердили штатное расписание на 13,5 единицы с месячным фондом заработной платы 755 рублей, а 3 июня установили цены на кинобилеты.
Вот они:
30 копеек с 1 по 3 ряд,
35 копеек с 4 по 6 ряд,
40 - с 7 по 10-й…
50 копеек с 13 по 18 ряд.
Для фойе (кстати, в историческом документе указано как «фоэ») были приобретены 12 стульев на сумму 1800 рублей, а на оплату изготовления светорекламы и ее монтажа выделили вообще сумасшедшие по тем временам средства - 2700 рублей!
Затраты, связанные со строительством и оборудованием кинотеатра, оценили в пределах 250 тысяч рублей и произвели за счет ссуды Госбанка.

Кража века

А какие были замечательные афиши! Их создавали настоящие художники, а не мазануть пальцем по краске и не пририсовать усы белозубому американцу Дину Риду, проходя мимо… Да как такое возможно?!

Правда, иногда актеры на картинах были похожи на кого угодно, но только не на себя.

Помню, когда в 1988 году на экраны вышел фильм «Игла» с Виктором Цоем, то возле «Космоса» появилась афиша, на которой художник изобразил какую-то узкоглазую скуластую тетку, но явно не лидера группы «Кино». Хотя это не помешало поклонникам музыканта под покровом ночи украсть портрет кумира и утащить его домой. Кстати, воровкой была моя тогдашняя приятельница, она жила в доме, где находился магазин «Рубин». А нарисованный Цой сомнительного качества долгое время украшал одну из стен ее комнаты. Думаю, за давностью того преступления, о нем уже можно рассказать.

В декабре 1964-го в Первомайском должен был открыться кинотеатр на 300 мест, но сроки его сдачи постоянно срывались. Из решения исполнительного комитета от 10 сентября 1965 года: «…за период строительства наблюдается неорганизованность, нет плана работ, частая смена прорабов и мастеров. На объекте нет постоянного технического надзора, рабочие имеют простои из-за отсутствия строительных материалов, а иногда просто бездельничают».
Исполком настоятельно рекомендовал обратить внимание на это безобразие депутата и начальника Сибхимстроя Петра Штефана. По всей видимости, Петр Тихонович взял быка за рога, и в ноябре 1965 года кинотеатр «Юность» распахнул свои двери для жителей поселка. Позже он переквалифицировался в клуб, а в 1990-х стал Домом культуры.
 
Страшно смешно

20 июля 1971 года на Центральном проезде открылся кинотеатр «Строитель». Практически все мое детство прошло в его стенах, на его неудобных креслах. Но что такое плоская деревянная сидушка по сравнению с испытываемым ужасом от просмотра «Легенды о динозавре»?!

Конечно, с нынешними суперэффектами японский ужастик и рядом не стоял, но как же это было страшно! Особенно половина туловища одной из героинь, которую вытащили за руки из воды, и тот самый динозавровский глаз, заглянувший в окошко к мирным жителям Токио. Настоящий кошмар! Мы в далекой Сибири визжали как резаные.

А французские комедии с Пьером Ришаром, Жераром Депардье и Луи де Фюнесом чего стоили! От придурковатости Ришара и резиновой мимики де Фюнеса мы просто умирали со смеху.
 
Где дети?

С 1 сентября 1987 года «Строитель» стал именоваться специализированным детским кинотеатром с планом 120 сеансов в месяц. Причем с 1985-го этот формат был присвоен «Родине», но анализ ее деятельности в обновленном статусе показал нерентабельность работы двух залов в данном режиме. Только с марта 1986-го по март 1987 года было снято 320 сеансов из-за отсутствия детского зрителя. Власти связывали это с тем, что в старой части города на тот момент проживало всего 40 процентов детского населения, тогда как кинотеатр «Строитель» располагался в более удачном месте и, по мнению градоначальников, успешно функционировал в обозначенном направлении. Вдобавок малый зал ресторана «Тель» работал в режиме детского кафе, где была организована «…предсеансовая работа с детским зрителем».

Конечно, в «Строителе» демонстрировались не только фильмы для школьников, но и для взрослых. Хотя сегодня словосочетание «фильмы для взрослых» звучит с пикантным подтекстом.

Существует даже история снятия в 1992 году с кинопроката в «Космосе» японского фильма «Империя чувств». Депутатский корпус посчитал его демонстрацию «оскорблением нравственных чувств горожан». И действительно, картина была скандальной, в 1976-м ее даже на Каннский фестиваль не допустили. Но железногорцы свое право смотреть кино отстояли. Лихие 90-е - это вам не 60-е!
 
Джимми-Джимми, ача-ача!
 
В 1970-е городские кинотеатры не знали проблем со зрителями. Так, в 1975 году фильм Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие» посмотрели 17 тысяч жителей Красноярска-26. Для сравнения: на «Титаник» Джеймса Кэмерона в 1997-м сходили 7000 горожан, а показ «Сибирского цирюльника» Никиты Михалкова через год собрал и вовсе 6000.

Отдельная тема советского проката - индийское кино. Бурлящие, как горный водопад, страсти, брошенные и обязательно найденные через десятки лет дети, катастрофически плохо поставленные драки, красивые актеры, поющие во всех фильмах одинаковыми голосами, и ее величество Любовь, торжествующая в финале.

Кумирами были красавица с кукольным личиком Рекха, почти двухметровый носатый амбал Амитабх Баччан, милейшее создание - Хема Малини и другие представители Болливуда.

Была в школьные годы у меня подружка по имени Марина. Во время просмотра индийских фильмов она рыдала как одержимая. Не плакала, а именно рыдала. Видимо, ее слезные каналы находились слишком близко к переносице, и каждый раз Марина от демонстрируемых на экране сантиментов обливалась слезами. А билеты тогда печатались на бумаге, как сейчас помню, голубого цвета, которая очень хорошо впитывала влагу. И как только девичьи плечи начинали содрогаться от переживаемых эмоций, мы отдавали Маринке наши билеты, и она утирала ими свои реки слез.
Ни в коем случае не подтруниваю над подружкой-плаксой, потому как в это самое время сама сидела в первом ряду и держала на коленях магнитофон «Электроника», зафиксированный в режиме «запись». Таким манером мы записывали песни из фильма «Танцор диско», а потом слушали их дома, естественно, со всеми шумами зала.

Говорят, что когда на экраны вышел «Танцор диско», его посмотрели 60,9 миллиона советских зрителей. Наверное, это действительно так, ведь я сама ходила на Митхуна Чакраборти в роли Джимми двадцать четыре раза. Тем более что главную героиню фильма звали Ритой, и когда Митхун голосом советского актера и признанного мастера кинодубляжа Дмитрия Матвеева звал свою возлюбленную по имени, я сидела в темноте кинозала ни жива ни мертва. Так хотелось верить, что красавчик Джимми зовет не ее, а меня.
 
Все возвращается

В конце 1980-х настала эра видеосалонов, тот, кто мог себе это позволить, приобретал видеомагнитофон (случалось, даже автомобили меняли на «видик»), вследствие чего киноиндустрия в нашей стране начала, мягко говоря, загибаться.
Канули в Лету те времена, когда на просмотр фильма невозможно было достать билеты.

В 1986-м советские власти постановили повсеместно открывать видеозалы, но поток нахлынувшего пиратского видео было уже не остановить, только в 1988 году в СССР ввезли больше 100 тысяч кассет с иностранными фильмами. Некоторые обладатели видеомагнитофонов сообразили, что на диковинке можно заработать приличные деньги, и начали организовывать просмотр голливудских боевиков, ужастиков и мульт-фильмов для всех желающих за плату.
Кинотеатры закрывались по всей стране. Закрывались они и в нашем городе.

В 2002 году в «Космосе» произошел пожар. Вновь распахнул свои двери для зрителей он спустя несколько лет, но уже в качестве современного кинокомплекса.

В «Родине» сегодня находится муниципальный архив. Исчезли как класс кинотеатры «Спутник» и «Строитель», «Юность» стала Домом культуры, а «Спартак» превратился в центр для молодежи.

Но любовь к кино в нашей стране, и в Железногорске в частности, не умерла, она восстала из пепла. И пускай сегодня в городе только один кинокомплекс, горожане снова ходят смотреть фильмы на большом экране, а из желающих попасть на премьеры блокбастеров, в том числе и отечественных, выстраиваются очереди.

Статистика показывает, что последний раз, когда каждый четвертый зритель выбирал российское кино, приходится на 2008 год. Потом доля русского кинематографа резко упала, продюсерам и чиновникам не удавалось перейти порог в 20 процентов. Сегодня министр культуры Владимир Мединский заявляет, что отечественному кино вполне по силам в ближайшее время заполучить и треть зрителей. Эксперты киноиндустрии объясняют популярность российских фильмов прежде всего ростом их качества.

Маргарита СОСЕДОВА
Благодарим за помощь в подготовке материала Муниципальный архив и лично его руководителя Лидию Тасенко.
 
Кстати
С 1973 года киносеть выпускала репертуарный листок «На экранах города» с анонсами фильмов. Тираж - 5000 экземпляров. Какое-то время оформлением киноафиши занимался Кузьмин Иван Артемович - родной дед автора этой статьи. Художник размещал аббревиатуру КИА на главном рисунке, а Маргарита, ее бабушка и мама находили знакомые буквы и гордились.

 
 
Комментарии
31 декабря 2021 / Дмитрий
Какая замечательная статья! "Я родом из детства..." С наступающим Новым годом, Маргарита! Здоровья Вам!
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения