Суббота, 20 Апреля, 2024
Железногорск, Красноярский край

Сергей ВЕСЕЛОВ: «Учу детей беречься огульных оценок»

28 апреля 2017 / 9 мая / 0
Учитель истории из школы 100 Сергей Веселов не является сторонником единого госэкзамена. История не выносит натаскивания, а тест построен именно на нем. Но главное - ЕГЭ не позволяет выяснить личного отношения подростка к проблемам предмета. Изучать же Великую Отечественную войну отвлеченно у хорошего педагога, как правило, не получается.

- В плане изучения тема войны, лично для меня, всегда будет актуальна, - говорит Сергей Вячеславович. - Хотя и понимаю, что отдаление во времени включает объективный процесс забывания. Но верю, детские души еще можно затронуть хроникой войны. Помню, один из телеканалов выпустил целую серию короткометражек, посвященных микроэпизодам войны - постепенно уходит на фронт вся семья, танкист выбирается из окружения, бухгалтер спасает доверенные ему деньги, женские туфельки проделали путь от витрины магазина до горы обуви в концлагере. Вот эти ролики в прошлом году мы с ребятами посмотрели на уроке. Ученики сидели молча, тишина была абсолютной, многие девчонки расплакались. Так что души детские готовы воспринимать информацию о войне. Другое дело - количество часов, отведенных на изучение Великой Отечественной, катастрофически мало! Два урока истории в неделю в 11 классе! А за этот год мы должны пройти весь двадцатый век. Понятно, что преподавать приходится самые азы, по верхушкам. Для углубленного изучения времени просто нет.

- Дети отзываются на военные темы?

- Дети разные. Для кого-то это интересно, и они пытаются погрузиться глубже самостоятельно, есть равнодушные. В 9 классе, чтобы заронить интерес, провожу викторину из 45 коротких вопросов. Тогда у учеников появляется стимул активнее работать на уроке, чтобы легче было подготовиться к итоговому тесту.

- Интернет вмешивается в учебный процесс?

- Конечно же. Но не всегда вредит. Домашнее задание выполняется чаще всего с помощью мировой сети.

- Но все же вредит?

- Мне кажется, из-за интернета в головах у многих ребят образуется настоящая каша. Знания вроде и есть, но не системные. И потому Чапаев может принимать участие в Великой Отечественной войне. Псевдоним маршала Жукова - «Константинов» зачастую начинает жить самостоятельной жизнью, превращаясь в другого полководца. Бывает, что «Барбаросса» разрабатывается в советском Генштабе. Для некоторых Хиросима и Нагасаки - просто неизвестные города, и первый раз о них дети слышат на уроке.

- Тогда что за вопросы входят в вашу викторину?

- Основные события войны, имена полководцев и героев, есть задания на рассуждение. Без конкретных знаний невозможно, например, ответить на вопрос: «Как могли в 1944 году немцы пройти по Москве?»

- Насколько стабильны сегодня учебные программы и пособия? Или продолжается непрерывная их смена?

- С 2003 года я работал по одному учебнику, к которому привык, знаю его сильные и слабые стороны, знаю, где надо дополнить. Сейчас опять меняется подход к изучению истории, сваливаемся в линейную структуру. До этого много лет мы знакомились с войной в 9 классе, а в 11-м уже могли повторить ее углубленно. Новая смена программ больше нам такой роскоши не позволит. Был пару лет назад диспут по единому учебнику, не считаю, что в этом будет что-то страшное. В век интернета информационные голод или блокада невозможны. А вот для подготовки к экзаменам пусть лучше останется единый подход.

- Современные учебники откровенно слабые в отношении фактажа. Когда-то любой школьник мог и должен был назвать как минимум семь из «Десяти Сталинских ударов». Для современных учеников незнаком даже термин! Что уж говорить о более глубоких знаниях…

- Я классный руководитель девятого класса и могу сказать: для современных школьников нет большого греха чего-то не знать. Пришел на урок с пустой головой, отсиделся за партой - и все в порядке. В старших классах можно встретить иное жизненное целеполагание: «Мне нужны химия и биология, а без истории обойдусь». Бывает и такое.

- Часто ли в вашу работу вмешивается идеология? Обсуждаете с ребятами провокационные темы, как например, в свое время опрос телеканала «Дождь»: надо ли было удерживать Ленинград?

- Обязательно обсуждаем, но в разделе «Мифотворчество и война». Однако делаем это не с эмоциональной точки зрения, а проверяя все логикой. К чему могли бы привести те или иные действия? Да, ленинградцы умирали в блокаде, а кто бы их кормил в случае капитуляции? А что произошло бы дальше, если бы немцы перерезали мурманскую железную дорогу? Ленд-лизовские грузы остались бы на Белом море? В 42-м можно было сдать Кавказ, где гарантия, что это не вовлекло бы в войну Турцию на стороне Германии? И проблему Варшавского восстания обязательно рассматриваем. Острых тем в войне множество, не замечать их нельзя и знать о них надо.

- Насколько популярны сегодня идеи резунизма? Было время, когда без этой альтернативной точки зрения на войну не обходился не один урок.

- Мода на сверхлиберализм, на мой взгляд, прошла. Я детей учу беречься огульных оценок: знай аргументы обеих сторон и умей отстаивать свою точку зрения. В прошлом году решил провести отдельный урок, посвященный роли союзников. И под кадры старой хроники включил песню Леонида Утесова: «Мы летим, ковыляя во мгле, мы ползем на последнем крыле, бак пробит, хвост горит, но машина летит. На честном слове и на одном крыле». В это время на экране американские самолеты, танки, автоматы Томпсона в руках наших бойцов. И первый вопрос, который я задал: «На что похожа песня? Какой музыкальный стиль? Кому она принадлежит?» И потихоньку вспомнили про союзников - и про англичан, и про американцев.

- Темка всегда была острой. От тушенки, которую в советских окопах называли «второй фронт», до плохоньких танков…

- Этот фрагмент в нашей истории, вернее отношение к нему, развивается по синусоиде. Как только теплеют наши отношения с Западом, мы признаем значение той поддержки, как только градус дружбы понижается - чаще звучит рефрен: «Сами бы справились!» Имея в виду данные идеологические колебания, всегда советую смотреть и на то, как Запад оценивает результаты Второй мировой. Думаю, после детального изучения ленд-лиза каждый из ребят понимает, что историю делают политики, но это невозможно без участия рядового солдата. Поэтому мы и уважаем подвиги американских и английских матросов, которые гибли в полярных конвоях. Поэтому ценим каждый самолет, танк, каждую тонну высокооктанового бензина, каждый килограмм взрывчатки, доставленные в СССР.
В свое время мне довелось познакомиться с двумя литературными произведениями, посвященными теме полярных конвоев. Это, конечно, Валентин Пикуль «Реквием каравану PQ-17» и Алистер Маклин «Крейсер «Уллис». Меня поразило, насколько разные получились книги. У Пикуля фактически производственный роман об очень тяжелой работе, которую надо было сделать, и североморцы выполнили все. У Маклина роман о чудовищном преодолении нечеловеческих условий, когда холод, голод и болезни буквально уничтожают экипажи кораблей, а те еще и успевают сражаться с фашистами. Для меня это стало еще одним подтверждением принципиальной разницы в подходах к войне. Черчилль, как и обещал, не сделал ничего, пока последний солдат не пришил последнюю пуговицу, а русский Ваня своей кровушкой в это время платил за американскую тушенку.
- Черчилль благодаря Восточному фронту получил время на подготовку, и он всегда помнил, что война рано или поздно кончится и за жертвы придется отвечать перед Англией. Советских руководителей последний вопрос не беспокоил в принципе. Черчилль как мог оттягивал открытие Второго фронта и не желал назвать дату вторжения. Только когда советские войска оказались под Варшавой, наши союзники устроили представление в Тегеране, на котором якобы под страшным нажимом Сталина согласились на высадку в Нормандии. Уверен, что и Черчилль, и Рузвельт отлично понимали, что СССР сейчас в состоянии и в одиночку закончить войну. Политика вещь жестокая.

- Рассказываете детям на уроках, что, к примеру, знаменитой встрече на Эльбе предшествовал бой у Торгау, где советские танки вкатали в асфальт обстрелявшую их войсковую часть, а при разборе трупов обнаружились негры? Да и последними сбитыми самолетами у трижды Героя Советского союза Кожедуба были вовсе не немецкие Ме-262, а американские «Мустанги».

- Это слишком глубоко для школьников. Тем более что на войне бывает всякое. Союзники уговорились, что сигналами для опознания станут красные и зеленые ракеты. Но на войне как на войне. И совсем не всегда ракеты нужных цветов были в передовых отрядах. Было и еще несколько таких боев, в которых пострадали наши. В частности от налета американских штурмовиков погиб командир 6-го Гвардейского стрелкового корпуса генерал-лейтенант Котов. Но были и анекдотические случаи, когда советские бойцы получили «виллис» в обмен на бочку пива с Пльзенского пивного завода…
Моя работа как учителя истории - приводить в порядок умы детей. Чтобы Александр Невский не сражался на Куликовом поле, а маршал Жуков не штурмовал Москву.

Записал Михаил МАРКОВИЧ
Оставить комментарий
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения